Конкурсы для педагогов и детей

Реализация принципа воспитывающего обучения в процессе преподавания истории

Из опыта работы учителя истории. Реализация принципа воспитывающего обучения в процессе преподавания истории.
" Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний, а в том, чтобы привить им
интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими. "
Константин Кушнер

Вместе с изменениями в обществе меняется и система ценностей этого общества. Следовательно, меняются и цели воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить в современном мире. В отечественной педагогике можно выделить несколько концепций тех ценностных ориентиров, которые должен усвоить подрастающий человек. Так, по В.А. Караковскому, в набор ценностей входят: человек, семья, труд, знания, культура. отечество, земля, мир.
Авторы " Прогностической концепции целей и содержания образования", И.Я. Лернер, И.К. Журавлёв выделяют такие ценности, как нравственные гуманистические нормы, приобретение знаний, ценность личности, здоровье и т.д.
А.В. Кирьякова в своей монографии "Теория ориентации личности в мире ценностей" выделяет следующие: жизнь, человек, познание, красота, труд, отечество.
Каждая из этих концепций включает в себя общечеловеческие ценности, готовность подрастающего поколения социализироваться в современном мире, улучшать окружающую жизнь, защищать её в случае опасности.
Но сегодняшняя статистика уровня этой готовности среди молодёжи вызывает не просто беспокойство, а огромную тревогу. В последние десятилетия российское общество переживает болезненный период усиления духовного кризиса молодёжи, проявляющегося в резком ухудшении социально-нравственных и иных характеристик.
Безусловно, что в сложившихся условиях обществу необходимо повернуться лицом к проблеме воспитания молодёжи, в том числе, патриотического воспитания на примерах истории; приобщать её к положительному опыту предыдущих поколений; возродить такие традиционные понятия как честь, воинский долг, гражданственность, гордость за своё Отечество.
Важнейшей составной частью воспитательного обучения в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе сформированных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Тем не менее, меняющиеся ценности и ориентиры современности ведут к изменению целей и задач исторического образования, т.к. именно этот учебный предмет, как никакой другой, формирует у учащихся мировоззрение и способность ориентироваться в окружающей действительности.
Если при советской власти от истории требовалось формирование коммунистического мировоззрения у подрастающего поколения, то в настоящее время задачами школьного исторического образования являются:
-воспитывать человека - патриота своей страны, уважающего национальные и общекультурные ценности;
-знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
-формировать человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на его совершенствование;
-отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности;
-выработать умение применять исторические знания и приёмы при анализе информации, новых источников общественной мысли, аргументировать свою позицию.
Другими словами, цели современного исторического образования тесно связаны с интересами демократического государства, которое получит образованных граждан, способных осознанно осуществлять свою деятельность в рамках демократии. И именно учебному предмету "история России" принадлежит огромная роль в реализации концепции воспитания российской молодёжи в современном обществе.
Известно, что наиболее общая цель современного исторического образования учащихся - развитие личности школьника на основе знания прошлого и умения ориентироваться в настоящем.
Многие современные теоретики (например, Сергей Иванович Реснянский в своей статье «Воспитание историей») видят смысл исторического образования в школе в формировании исторического мышления, дающим возможность школьнику самостоятельно интерпретировать события настоящего. Сюда же можно отнести и высказывания ведущих экспертов Совета Европы о целях школьного исторического образования и о его роли в современном демократическом обществе: «историческое образование играет выдающуюся политическую роль потому, что оно помогает формировать граждан, которыми нельзя манипулировать, но которые хорошо информированы и способны к разумным и взвешенным суждениям».
Когда историческое образование рассматривается как форма знаний, образующихся в процессе осмысления и толкования исторических фактов и доказательств, то происходит формирование следующих ценностей: интерес и уважение к культурному многообразию мира, к истории своего и других народов; умение быть толерантным, понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений; гуманизм, уважение к личности, правам человека и демократическим традициям.
Приобретение данных ценностей ведёт, в свою очередь, к формированию умений учащихся: собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая в конкретном историческом конспекте; обоснованно оценивать изучаемые события в конкретных исторических условиях, различные мнения и версии и них, опираясь на теоретические знания, полученные в курсе истории; обосновывать правильность выводов, оценок, пользуясь достоверными историческими фактами.
Особенно важным при воспитательной работе с подростками является соблюдение следующих принципов:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
Основными приемами воспитания учащихся содержанием излагаемого исторического мате¬риала могут служить следующие:
- приведение примера (героизм воинов, в том числе земляков учащихся, превосходство отечественной техники, профессионально компетентная деятельность российских специалистов и др.)
- использование сравнения, сопоставления, противопоставления (внешняя политика различных государств, возможности науки и образования в разных странах, уровень развития культуры и др.);
- яркий рассказ (народные традиции и обычаи большой и малой родины, эпизоды боевых действий, перспективы развития региона, города, эстетика служения Отечеству)
- разъяснение, разоблачение (фальсификация истории Великой Отечественной войны)
- анализ фактов, явлений (сильные и слабые стороны в экономическом развитии страны, противоречия в развитии духовной сферы общества)
- позитивное отношение к народным традициям, истории России, собственному будущему
- уважительное и доверительное отношение к учащимся, недопущение ущемления их личного достоинства; положительный эмоциональный фон высказываний по социальной тематике и др.
Кроме того, эффективное воспитательное воздействие на учащихся оказывает система отношений, складывающаяся в ходе занятий. Определяющее влияние на характер этих отношений оказывает личность самого учителя. Такие качества, как идейная убежденность, высокоразвитое гуманитарное мышление, патриотизм и гражданственность, безупречная нравственность, научная подготовленность, высокий уровень общей культуры в сочетании с профессиональным мастерством имеют решающее значение. Учитель воспитывает учащихся личным примером — внешним видом, доброжелательным взглядом, тоном речи.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня учителю истории отводится очень важная роль в воспитании детей и подростков, ему необходимо уделять особое внимание содержанию и подходу к организации и проведению уроков и внеклассных мероприятий, реализовывать принцип воспитательного обучения через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков (участие во внеурочных мероприятиях по истории, поисковая деятельность, творческие и исследовательские проекты, участие во Всероссийских конкурсах, участие в городских акциях, например, «День Победы в моей семье», организация выставок, работа в школьном музее и др.). Очень важна демонстрация учащимся значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

В настоящее время большое значение имеет то обстоятельство, что в лице патриотически воспитанной молодёжи современное российское общество приобретёт ценнейший потенциал, это будет молодёжь, готовая взять на себя ответственность за будущее России. Результатом воспитательной работы с молодым поколением должно быть то, что здоровый патриотизм станет нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, гражданского долга вновь станут приоритетными среди большинства россиян.

Рекомендуем посмотреть:

Влияние литературного творчества на духовное развитие личности Образно - эмоциональная основа в обучении истории Этнокультурный праздник. Сценарий, посвящённый году семьи Сценарий торжественной линейки, посвященной 15 – летию Книги - Мемориалу воинов – оренбуржцев, поги
Брейн-ринг к 9 мая - День Победы для учащихся 9-11 классов
Опубликовано: 483 дня назад (9 августа 2015)
Просмотров: 391
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!