Конкурсы для педагогов и детей

Когда ребёнок готов читать?

Не пора ли учиться читать?
Прежде чем действовать (то есть бежать за букварем в магазин, за советом к подруге, в детский клуб - к кубикам Зайцева), постарайтесь ответить себе на два вопроса.
Первый вопрос:
для чего я хочу научить малыша читать именно сейчас, когда ему полтора года (три года, пять лет)? Исключите приведенные ниже варианты как не совсем точные, не всегда объективные, вполне ненаучно обоснованные:
- чтобы маленький человек не тратил драгоценное время зря: раньше всему научится - жизнь будет длиннее;
- если малыша ничему не учить, а только с ним играть, ему будет скучно: в итоге вырастет неинтересный человек;
- надо использовать тягу маленького ребенка к познанию окружающего мира: только в раннем детстве дети впитывают знания как губка;
- пусть научится читать пораньше, ему в школе легче будет;
- раннее развитие предполагает обязательное научение чтению, а мы - за раннее развитие!
Придумали свой вариант ответа (я подсказывать не буду)? Идем дальше.
Второй вопрос:
что мой ребенок будет с умением читать делать дальше? Колоссальные затраты времени и сил, вложенные в обучение чтению малыша, сойдут на нет буквально в течение 2-3 месяцев, если вы перестанете с ним, якобы «уже умеющим читать», заниматься.
Научить складывать буквы или слога в слова - не значит научить ребенка читать. В том, как мы запоминаем, как пользуемся речью и языком, очень важную роль играет понимание смысла прочитанного, соотнесение его с реальной жизнью.

Чтение - это гораздо большее, чем механическое складывание букв в слова, а слов в предложение. Чем больше к моменту обучения чтению у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось есть яблоко, семечки сажать в горшочек, поливать их, выросший росточек пересаживать на даче, прочитать слово «яблоко» ему будет несравнимо легче.
ЧТЕНИЕ - ЭТО...
Чтение - это волшебная нить, соединяющая мысль ребенка с напечатанным словом.
Чтение - это только верхушка айсберга, которая видна над водой: вся внутренняя работа малыша остается невидимой для нас.
Чтение - это связь всего предшествующего жизненного опыта ребенка с нынешним воспроизведением окружающей его действительности.
Чтение - это одновременно и процесс, и результат. Данный симбиоз, хотим мы этого или нет, невозможен без таких составляющих, как
- особенности личности ребенка;
- отношение ребенка к книгам;
- развитие его мышления и сферы чувств, эмоций;
- словарный запас;
- образ себя (включая самостоятельность);
- отношения с родителями.

Вывод: чтение является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Чтение не одинаково как процесс (когда мы учим читать) и как результат (когда ребенок понимает прочитанное).
А мы все удивляемся: одному в три года буквы покажи, через неделю зачитает сам; с другим три года занимайся каждый день, еле-еле по слогам к первому классу слова научится складывать. Ждать быстрого результата «по чтению» у такого малыша бессмысленно, все придет в свое время. Мы же не удивляемся, если занимающиеся в одной и той же изостудии дети-дошкольники рисуют совершенно по-разному - вроде, так и должно быть. А вот читать все почему-то должны научиться одинаково.

Рекомендуем посмотреть:

Чтение художественной литературы в средней группе Дидактические игры для обучения чтению детей 5-7 лет Готов ли ребенок учиться читать? Почему ребенок не может научиться читать
Опыты для детей в домашних условиях | Готов ли ребенок учиться читать?
Опубликовано: 634 дня назад (17 марта 2015)
Просмотров: 1676
+8
Голосов: 8
Богомол Александра Александровна # 17 марта 2015 в 19:35 +3
Согласна, что чтение является результатом умственного и эмоционального развития ребенка и обучать чтению необходимо опираясь на жизненный опыт ребенка.
Татьяна Вячеславовна Пестреева # 24 марта 2015 в 10:20 +2
Марина Юрьевна, ещё раз здравствуйте познакомилась со всем вашим материалом.Обязательно предложу ваши статьи своим родителям. уверена, что им будет это интересно так же как и мне.Ведь у многих родителей дошкольников складывается ложное мнение по поводу обучения детей чтению многие начинают пробовать обучать чтению сами без помощи специалиста, делают много ошибок, которые мы потом исправляем.интересный материал спасибо вам мой голос.
Юлия Ефремова # 27 мая 2015 в 15:22 +2
Мария, отличная статья. Мне очень понравилось, то как Вы логично подводите родителей к мысли, что дети даже одного возраста разные и не стоит в обучении чтению ориентироваться на других.
Я думаю, что у каждого ребенка свой путь к чтению. Мой сын очень любил слушать книги, но сам интереса к чтению не проявлял. Я ближе к школе начала его учить, но дело шло с трудом. И только после окончания 1 класса у него вдруг проснулось желание читать самостоятельно. Я думаю, что количество наконец-то перешло в качество. Сейчас он в 10 классе, читает больше всех своих одноклассников вместе взятых. и я очень этому рада.
Лидия Михайловна Казанцева # 10 октября 2015 в 14:54 +1
Мария Юрьевна, здравствуйте. Очень интересный, познавательный материал. Думаю родителям просто необходимо ознакомиться с Вашей статьей. Обязательно возьму себе на заметку. Спасибо Вам. Примите мой голос. С уважением, Л.М.
Олеся Геннадьевна Сорокина # 13 февраля 2016 в 11:32 +1
Здравствуйте, Мария Юрьевна! Я давно искала материал по теме "когда ребёнок готов читать" и "готов ли он учиться читать" и вдруг нашла ваши статьи. Так как родители, приходя в наш центр, обеспокоены что ребёнку 4 и 5 лет, а он ещё не умеет читать и просят педагогов научить! Замечательная статья. Обязательно воспользуюсь вашим материалом: распечатаю и повешу на стенд "консультации для родителей". Благодарность вам и мой голос!