Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет
Автор: Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно ,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?







Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.

Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.

Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?

Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.



Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.



Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?



(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.


Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.




Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие со старшими дошкольниками. Дымковская игрушка Дымковский конь. Роспись Конспект урока по трудовому обучению во 2 классе Конспект НОД в средней группе. Дымковская игрушка

Похожие статьи:

Лепка фигур из пластилина

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Дымковская барыня

Конспект занятия в средней группе. Дымковская игрушка

Сценарий к празднику 8 марта в подготовительной группе | Аппликация обрывная для старшей группы детского сада к 8 марта: Цветы
Опубликовано: 623 дня назад (22 марта 2015)
Просмотров: 14063
+8
Голосов: 8
Гульнара Заитовна Кульмухаметова # 22 марта 2015 в 19:31 +1
Здравствуйте!
очень увлекательное занятие - познавательно, ярко, красочно!
Развивая в детях любовь и интерес к народному творчеству - прививаем любовь к родине!
Голосую!
Наира Игоревна Нерсесян # 22 марта 2015 в 23:56 +1
Благодарю!!!
Елена Николаевна Сущенко # 23 марта 2015 в 23:25 +1
Здорово! Сочно, красочно, доступно! И актуально многие годы. Детям нравится роспись яркими цветами. Разработка подойдет и учителям начальных классов.
Наира Игоревна Нерсесян # 24 марта 2015 в 19:59 +1
Дети очень впечатлительны, после такого занятия они долго еще раскрашивают картинки дымковскими узорами!!


Альбина Васильевна Максимова # 28 марта 2015 в 17:05 +1
Здорово! Красочно, доступно! И актуально на многие годы. Замечательные заготовки, которые можно использовать по желанию.Молодцы. Творческих успехов. Беру в закладки.
Наира Игоревна Нерсесян # 29 марта 2015 в 11:03 +1
Ух спасибо!!! Ваши слова согревают душу и настраивают на лучшее.
Татьяна Петровна Цуканова # 18 мая 2015 в 07:58 +1
Наира Игоревна! Спасибо за подробный и познавательный материал! Замечательный конспект занятия по Дымковской игрушке! Все, кто любит и хочет познакомить детей с этой темой будут благодарны за предоставленные картинки, узоры, шаблоны раскрасок, стихи! Мне нравится! Мой голос. С уважением Т.П.
Наира Игоревна Нерсесян # 18 мая 2015 в 19:40 +1
Спасибо Вам за внимание!!!