Конкурсы для педагогов и детей

Зимние святки в детском саду. Сценарий праздника в старшей группе

Сценарий календарного народного праздника для старших дошкольников «Зимние святки»
Автор: музыкальный руководитель МБДОУ «Шенкурский детский сад комбинированного вида № 1 «Ваганочка» Спиридонова Наталья Александровна
Описание: данное мероприятие будет полезно для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. Фольклорный праздник проводится во время святочной недели. В ходе праздника дошкольники знакомятся с праздничными обрядами, играми, хороводами. Мероприятие можно провести сразу в нескольких возрастных группах от 5-ти до 7-ми лет, что позволит создать зону ближайшего развития детей.
Цель: приобщение детей к русской праздничной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с народным календарным праздником «Зимние святки»
2. Учить выразительному исполнению народных песен, хороводов.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре.

Выходит Тётка Маланья

Тётка Маланья: Зимний вечер тёмен, долог, насчитаю сорок ёлок,
То на лавке посижу, то в окошко погляжу.
Эй, подруженьки- подружки, веселушки, хохотушки!
Эй, ребята- молодцы, озорные удальцы!
Приходите поплясать, зимний вечер скоротать.
Про святки послушать, баранок покушать.

Грех дома сидеть. Ведь сейчас самое весёлое время- Святки. Они наступают после рождества и длятся до Крещения. Существовало поверье, что всю эту неделю нечистая сила выходит из своих убежищ. Черти и ведьмы скитаются по земле, пугают людей. Оттого осталась традиция рядится в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Чтобы своим видом отпугивать нечистую силу.. считалось, что эти маски оскверняют людей. Потому те, кто рядился в святочную неделю, должны были очиститься купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа. Вот и позвала я вас повеселиться в Святки
Входит Скоморох
Скоморох: Здравствуйте, ребята! Я- развесёлый потешник, столичный насмешник!
Принёс я вам на Святки разные подарки. (Достаёт бусы)
Бусы разноцветные подарю вам, дети, я.
Носите, не снашивайте, да более не спрашивайте.
(Надевает бусы на мальчиков)
Тётка Маланья: Да что же ты это? Какая нечистая сила тебя попутала? Ведь ты надел бусы на мальчиков.
Скоморох: И правда, видно, чёрт шелудивый рядом ходит, да с ума сводит. Ну да, ничего, сами ребята мою ошибку исправят..
Тётка Маланья: Святочными вечерами или даже ночами, а особенно в сочельник накануне Крещения на Руси гадали на суженого ряженого. И наши девочки будут гадать, кому из них мальчики бусы подарят.
Гадание:
Каждая девочка снимает туфельку и бросает её назад.
Кто из мальчиков поймает, той и бусы подарит.


Скоморох: Какие святки без весёлой музыки.

Оркестр "Вдоль да по речке"

Маланья и скоморох уходят, появляются Мороз и Стужа.

Стужа: Здравствуй, братец, Мороз Иванович.
Мороз: Здравствуй, сестрица, Стужа Васильевна.
Стужа: Ну и сердита же я!
Мороз: Д а что же так?
Стужа: Спала я в поле под рябиною, да разбудила меня музыка весёлая. Надумала 2 я по городу походить, холод и стужу напустить, окна в домах разрисовать. Глядь, а мне воробей дорогу перелетел. Надумала я его заморозить. Хожу вокруг воробья, холод- стужу напускаю. А воробьишка по двору прыгает и крошки клюёт. Я потрескиваю да пощёлкиваю, за воробьём поскакиваю. А воробей полетел под стреху: тепло ему там. Ждала я, ждала у избы, когда он на волю полетит, так и не дождалась воробья.
Мороз: А я, сестрица, ещё более тебя сердит. Спал я в лесу, в овраге, да разбудила меня музыка весёлая. Тут ещё мне заяц дорогу перескочил. Надумал я его заморозить, ведь я самый сильный в лесу. Напустил стужу- холод, ледяным ветром закружил, а заяц во всю прыть бежит, не замерзает. Совсем я из сил выбился, отступился от зайца, не одолел.
Стужа: Видно, и здесь нам не рады. Не думают поклониться дорогим гостям.
Мороз: И не только поклониться, ещё и слова не хотят сказать. Своей музыкой нас от крепкого сна разбудили, да ещё и в гости не пригласили.
Стужа: Не боятся, видно, холода. Надо, братец, нам их проучить. Давай напустим ещё посильней холод- стужу.
Мороз: Снегом их замету, заморожу, поколочу.
Вместе: Лети. Снежок, не уставай, всё вокруг позакрывай.
Сугробы наметай, ковром землю заметай.

Игра «Заморожу»
Входят Маланья и скоморох
Скоморох: Ну и морозы зима куёт
Тётка Маланья: ты что, мороза испугался?
Скоморох: Не боюсь я мороза, я в пляске согреюсь и в игре разомнусь.

Хоровод «Метелица»
Игра «Снеговик»


Мороз: Ох и жарко тут у них. Видно, не одолеть нам людей.
Стужа: Не печалься, братец, я кое что придумала. Давай наберём разного товара: пряников, орехов, пирогов- и прикинемся лотошниками. А перед тем уложим свой товар сон травой, , заговорим, заговорим, да не продадим, а даром отдадим. Кто испробует наш товар, сразу уснёт. Не будет у них не игр весёлых, не песен.

Уходят
Тётка Маланья: Ушли мороз и Стужа, теплее стало

Игра «У Маланьи у старушки»

Входит Стужа в кокошнике и шали, Мороз в рубахе и шляпе с лотком.

Мороз: Конфеты, орехи- ребячьи утехи.
Давайте приходите и других приводите.
Стужа: Семечки калёные, коврижки медовые.
И всё даром отдаём, ничего не продаём.
Мороз: Купцы мы московские, пряники ростовские.
Сахарные на меду, во все карманы накладу.
Стужа: Глядите, не моргайте, рты не разевайте.
Ворон не считайте, даром разбирайте

Скоморох пробует сладости и засыпает. Мороз и Стужа уходят.

Тётка Маланья: Глядите, что за диво? Скоморох спит, как заговорённый. Не Мороза ли это проделки? Как же нам скомороха разбудить? А не позвать ли нам Старика- годовика- хозяина временам года? Он и Мороза со Стужей накажет и чудесный заговор скажет. А найти нам его поможет Ветер.
Ветер- батюшка, ты выше леса летаешь. Всё видишь, всё знаешь. Позови к нам Старика-годовика.

Входит Старик-годовик

Старик - Годовик: Здравствуй, тётка Маланья. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы. Батюшка- Ветер пролетал и сказал, что вы меня в гости звали. Всё ли у вас ладно, всё ли хорошо?
Тётка Маланья: Здравствуй, старик Годовик. Да не всё у нас ладно, не всё хорошо. Прогневались на нас Мороз и Стужа, усыпили Скомороха.
Старик - Годовик: Ах, проказники, ах, лиходеи! Уж я их проучу.
Тётка Маланья: Не можешь ли ты, старик Годовик, нашей беде помочь, Скомороха разбудить?
Старик - Годовик: Моя чудесная сила помогает только тем людям, кто отгадывает мои загадки.
1. Тётушка круглая, белая да сладкая
В мешке стужу несёт, на землю холод трясёт.
Сугробы наметает, ковром землю устилает.
Зима

2. Заря- заряница, красна девица.
Траву выпускает, росу расстилает.
Едет стороной с сохой, бороной,
С ключевою водой.
Весна

3. Матушка добра, добра, весела.
Где она ногой- там жито копной.
Где она ступает- там солнышко играет.
Где рукой проведёт- там грибной зарод взойдёт Лето

4. Едет царица, на все руки мастерица.
С пряльцем, с донцем, с кривым веретёнцем.
С обильными хлебами, с высокими снопами.
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём
Осень
Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали. За вашу смекалку помогу вам Скомороха из беды выручить. Чтобы его разбудить надо петь и плясать громче и веселей прежнего. А теперь прощайте, у меня ещё не все дела переделаны.
Уходит


Тётка Маланья: Петь да веселиться, петь да плясать мы мастера на славу.

Игра – хоровод «Мороз»

Скоморох просыпается

Скоморох: Спасибо, ребята, что разбудили меня. А теперь давайте петь, играть да веселиться. Ведь святки на дворе, пора зимних забав.

Игры: «Ряженые», «Попади снежком в ведро», «Снежки»
Танец «Зимняя пляска»


Скоморох: Праздник наш закончен, пора и за угощения!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий зимнего спортивного праздника в старшей группе Сценарий праздника «Святки». Средняя группа Сценарий зимнего фольклорно - музыкального развлечения для детей старшей группы Новогоднее развлечение «Святки - колядки» для детей старшей - подготовительной группы

Похожие статьи:

Сценарии зимних праздников в детском саду. Старшая группа

Участник №140 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Сценарий досуга по ПДД для старшей группы детского сада
Опубликовано: 298 дней назад (10 февраля 2016)
Просмотров: 393
+5
Голосов: 5
Ольга Михайловна Гневанова # 10 февраля 2016 в 22:06 +3
Наталья Александровна, добрый вечер! Приятно читать методические материалы касающиеся народных праздников, таких как "Зимние святки". Герои: тетка Маланья, скоморох, стужа, Мороз
Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш русский… Из разнообразных его увеселений, в коих он познается, это — святки, доставляющие всем сословиям истинное наслаждение. Не только дворянство, живущее в городах и деревнях, но даже столичные жители любили предаваться святочным удовольствиям.Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в Сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немедленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.
Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, игрища ряженых, гадание.
Очень жаль, что теряем русское наследие. Молодежь сидит за компьютерами, а живое общение отсутствует.
Благодаря таким людям. как вы педагогам МБОУ, воспитателям, музыкальным работникам сохраним наши традиции. Спасибо за ваш труд.
ГОЛОСУЮ+
Наталья Александровна Спиридонова # 10 февраля 2016 в 22:26 +2
Ольга Михайловна, спасибо за такой полный комментарий!
Нина Евгеньевна Феофанова # 10 февраля 2016 в 23:10 +3
Наталья Александровна, добрый вечер! Замечательный и интересный сценарий.Очень хорошо, что вы проводите такие нужные для детей развлечения.На основе народных игр, песен, плясок дети знакомятся с историей своего народа, приобщаются к истокам русской национальной культуры.Мы в своём детском саду ещё на Святки с детьми на протяжении дня приходим в гости в другие группы поём колядки, поздравляем, прославляем хозяев, желаем здоровья за это получаем угощения, а потом устраиваем чаепитие. Спасибо!
Софья Владимировна Юхнина # 11 февраля 2016 в 10:25 +2
Наталья Александровна, здравствуйте! Познакомилась с Вашим сценарием календарного народного праздника для старших дошкольников «Зимние святки». Здорово, что у Вас находится время для знакомства детей с праздничными обрядами, играми, хороводами, приобщения к народной культуре. Праздник просто замечательный получился! Ваш материал грамотно оформлен, прописаны и решены цели и задачи, ещё можно добавить фото. С удовольствием голосую, УДАЧИ ВАМ!!!
Татьяна Гуляева # 11 февраля 2016 в 20:02 0
Сценарий замечательный! На мой взгляд, не хватает колядок. Маланья, наверное, уж заждалась колядовщиков, которые славили хозяев в святочные дни. Можно было бы внести в ход праздника этот обряд с последующим одариванием колядовщиков. Это и был бы сюрпризный момент, которого с нетерпением ждут на любом празднике дети. Согласна с предыдущим автором по поводу фотографий.
Светлана Алексеевна Шилкина # 12 февраля 2016 в 20:52 +2
голосую! очень понравилось мероприятие! необходимо приобщение детей к русской праздничной культуре.
Мне кажется, вы справились с поставленными задачами! молодцы!
Галина Геннадьевна Шинкарева # 20 февраля 2016 в 17:19 0
Люблю музыкальные занятия смотреть!Дети счастливые, все делаю с удовольствием!Сценарий необывновенный в том смысле, что не так давно такую тему стали использовать в детских садах. спасибо!
Инна Викторовна Майданкина # 25 марта 2016 в 19:23 0
Очень интересное и познавательно-развивающее мероприятие. Дети приобщаются к культуре своих предков, происходит духовно - нравственное воспитание детей как уважение к традициям, родителям. старикам, умение слушать их советы. Ну а если рассматривать обучающую сторону, то дети формируют навык толлерантности,коммуникации, чувства ритма, умение совместно работать, развитие связной речи детей и её эмоционального окраса.