Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное мероприятие для учеников 3-4 класса с презентацией. Путешествие по Санкт-Петербургу

Внеклассное мероприятие для учеников 3, 4 классов
Тема: Путешествие по городу- герою Санкт-Петербургу.
Цель: Расширить кругозор обучающихся о подвигах народа в Великую Отечественную войну, воспитать у детей чувство патриотизма, гражданского долга; воспитывать чувство любви к своей Родине, гордость за своё Отечество, за русский народ.

Оборудование: набор открыток, выставка книг о Великой Отечественной войне слайдов с изображением достопримечательностей Петербурга, Петродворца, портрет А.С.Пушкина , Петра Первого; фотографии блокадного Ленинграда портреты детей-героев: Зины Портновой, Тани Савичевой; фонограммы «Священная война» (сл.В.Лебедева - Кумача, муз А.Александрова), «Баллада о Тане Савичевой» (сл. В. Гина, муз. Е. Доги финал «Седьмая симфония» Д.Шостаковича, посвященной Ленинграду.
Ход занятия:
Учитель: Преславный град, что Пётр основал
И на красе построил толь полезно,
Уж древним всем он нынче равен стал,
И обитель в нём всякому любезно.
(Василий Тредиаковский)
Какому городу посвящаются эти стихи?
Сегодня мы с вами проведём заочное путешествие по городу - герою Ленинграду (Санкт-Петербургу) и познакомимся с его историей. По-разному рождались и росли, старели, и приходили в упадок, гибли и вновь возрождались города. Своя судьба и у города заложенного Петром Первым. Город Ленинград основан в 1703 году, но раньше он носил имя не Ленинград, а Петербург, в честь Петра Первого, который решил построить его на берегах Невы. 16 мая (27 мая по новому) была заложена Петропавловская крепость. Вместо земляных стен крепости позднее построили кирпичные. Город расположился в низине, сплошь покрытой болотами и топями. Строить его было неимоверно тяжело. По колено в воде, в вечной сырости работали строители. Многие погибли от голода, болезней, непосильного труда.
Вначале дома сооружали на особых деревянных помостах. В болотистую землю вбивали дубовые сваи. На них плотными рядами укладывали тяжёлые брусья помоста. Спустя несколько лет началось строительство каменных зданий на прочном фундаменте. Строительные работы велись с размахом. В лесу прокладывались улицы, расчищались протоки, сооружались каналы.
Через Неву, её притоки и каналы перекинулись красивые мосты. Для возведения дворцов были приглашены лучшие русские и иностранные архитекторы. Там, где были болота и безлюдные берега реки, постепенно вырос прекрасный город. Город, который в дальнейшем стал одним из главных морских портов России, главным промышленным центром.
Здесь на берегах Невы Петр задумал и осуществил многие свои реформы.
То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А.С. Пушкин)
205 лет Петербург был столицей Российской империи. Здесь на берегах Невы прозвучал залп легендарного крейсера « Авроры», воспевший начало новой эпохи. В этом городе жил и работал В.И. Ленин. Он очень любил этот город, и считал его колыбелью революции, в результате которой хозяевами фабрик и заводов стали рабочие. В память о вожде революции 26 января 1924г. город стал носить имя Ленина-Ленинград. Здесь впервые с завода «Красный Путиловец»

(Ленинградский Кировский завод) вышел первый трактор, в цехах была изготовлена первая турбина. Начинателями всех этих славных дел были простые люди, труженики Ленинграда. Много славных дел могли они сделать ещё, преувеличить славу своего Ленинграда, но помешала война. Утром 22 июля 1941г. гитлеровская армия внезапно напала на нашу страну и на время прервала мирное строительство.
(фонограмма«Священная война» сл.В.Лебедева - Кумача, муз. А.Александрова )
Враг шёл на Москву. Но на пути стоял Ленинград. Нужно было в короткий срок взять
Ленинград. Но этот срок затянулся надолго. Чтобы сломить волю советских людей гитлеровская армия плотным кольцом захватила город. Началась блокада. Город пытали холодом, голодом, артиллерийским огнём и бомбардировками. Но, не смотря на это город, продолжал жить и не просто жить, а бороться.
Жители города всячески помогали фронту. Всё что надо было, для фронта давали заводы, работавшие днём и ночью. У станков работали женщины, дети, старики. Борьба велась везде на земле, воде и воздухе.
Город переносил чудовищные испытания, но сумел накопить силы и разгромить врага.
-Ребята, а вы знаете, сколько продолжалась блокада города?

Ученик: Весь Ленинград, как на ладони.
С горы Вороньей виден был.
И немцев бил
С горы Вороньей.
Из дальнобойной «Берты» бил.
Прислуга в землю «Берту» врыла
Между корней,
Между камней.
И поворачивая рыло,
Отсюда «Берта» била, била
Все девятьсот блокадных дней.
Без перерыва
В голод, в горе,
В ребячий выкрик,
В хлеб и соль,
В последний свет
В последнем взоре,
В его отчаянье и боль,
В его последнее решенье,
В его «Умрём, но не сдадим!»
И над открытою мишенью
Ревел огонь,
Клубился дым.
(М.Дудин)

Учитель: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй.
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков и 1500 самолётов. Немцев поддерживали 200 - тысячная финская армия, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
Вражеские войска значительно превосходили наши силы.
900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Четверть миллионов снарядов и бомб, обрушенных на город гитлеровцами, не запугали жителей города. Вместе со взрослыми сражались с врагом и дети.

Ученик:
Горнили: « К бою!» трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые,
На левый флаг в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в боях они умели,
Не отступать и побеждать.
Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до Рейхстага,
Сыны полков своей страны. (В.Суслов)


Сообщения детей
(Ученики находят материал о детях героях, готовят сообщения)
Чтобы помочь городу на Неве создавались партизанские отряды. В них воевали сотни подростков. Они вместе с взрослыми ходили в разведку, подрывали вражеские эшелоны, устраивали засады. Многие патриоты погибли в боях за Родину.

ВОЛОДЯ БОБРИЩЕВ – ПУШКИН
Ученик ленинградской школы Володя Бобрищев-Пушкин, которому было 13 лет, сражался с врагом в 43-й гвардейской дивизии. Однажды, во время наступления нашей пехоты, путь ей перекрыл вражеский пулемёт, находящийся в здании бани. Под сильным огнём Володя подполз к дверям бани, рванул их и швырнул вглубь гранату. Пулемёт умолк.
За свой подвиг сын полка Володя Бобрищев-Пушкин получил орден Отечественной Войны 2 степени.
ОЛЕГ ОЛЬХОВСКИЙ
Летом 1944 года советские войска начали освобождение Белоруссии, развернулось наступление четырех фронтов.
Главная сила речных флотилий — бронекатера, «речные танки». У бронекатера маленькая осадка и плоское днище, он может пройти даже в малые реки. Бронекатера хорошо вооружены — на них установлены танковые башни с пушками, тяжелые пулеметы и «катюши».
Отряд таких бронекатеров поддерживал десант, высаженный 12 июля 1944 года в город Пинск. На бронекатере № 92 воевал ленинградский школьник юнга Олег Ольховский. За четыре дня до боя Олегу исполнилось пятнадцать лет. На этом же катере пошел в бой отец Олега, механик отряда катеров Петр Ефимович Ольховский.
Катера везли подкрепление и боеприпасы. Когда бронекатер подошел к берегу, по нему открыли огонь немецкий танк и тяжелое самоходное орудие. Катер отстреливался из всех своих пушек и пулеметов. Олег Ольховский вел огонь из носовой пулеметной башни. Патроны заканчивались, надо было спуститься вниз за новыми лентами, но в это время в башне разорвался снаряд вражеского танка. Отважный юный моряк погиб, а спустя несколько минут при попадании снаряда в моторное отделение погиб и его отец…
В Петербурге есть площадь Балтийских Юнг, в центре которой — памятник «Юнгам Балтики»
НИНА КУКОВЕРОВА
Каждое лето Нину и её младших братишку и сестрёнку мама вывозила из Ленинграда в деревню Нечеперть, где чистый воздух, мягкая трава, где мёд и парное молоко... С первых дней прихода фашистов Нина стала партизанской разведчицей. Всё, что видела вокруг, запоминала, сообщала в
отряд. Однажды ее послали в деревню Горы, где расположился карательный отряд. Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой, а от её внимания ничто не укрылось - ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. А ночью партизанский отряд разгромил фашистов. Нина указывала командиру все, что высмотрела днем. Много славных боевых дел совершила девочка, но однажды ушла в разведку и не вернулась… Гитлеровцам удалось схватить юную ленинградку и казнить. Нина Куковерова награждена медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени и посмертно орденом Отечественной войны 1 степени. Она навечно зачислена в 74ю школу Петроградского района Ленинграда (сейчас это 34-я школа – интернат).
ЗИНА ПОРТНОВА
Среди четырёх юных патриотов, удостоенных за героизм при защите Родины звания Героя Советского Союза, - ленинградка Зина Портнова. Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне недалеко от Витебска. Когда туда пришла фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали листовки, учились метко стрелять, узнавали, где сколько солдат. Поступив на работу в офицерскую столовую, Зина передавала партизанам через сестру важные сведения. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистов.
Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Но убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.
Учитель: Днём фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали бомбы. Рушились жилые дома, школы, детские сады, больницы, заводы, театры, музей. Гибли женщины, старики и дети.
На защиту родного города поднялись все жители. В короткий срок он был превращён в крепость. С каждым днём в Ленинграде таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие получали в день всего по 250г. хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – по 125г. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием.
Зимой 1941-1942г. в городе не было топлива. Люди жили в неотапливаемых домах.
Замёрзли водопроводы и канализации. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лёд и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой.
(Показ слайдов)
Смерть входила в дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО. Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи. Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он умер…».Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе — пресечется род наш человеческий.
(Портрет Тани Савичевой, показ слайдов))
В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
«Женя умерла 28 дек. В 12.00ч. утра 1941г.»
«Бабушка умерла 25 янв. В 3ч дня 1942г.»
«Лека умер 17марта в 5 ч. Утра в 1942г.»
« Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апр. 1942г.»
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942г.»
«Савичевы умерли»
«Умерли все».
Ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же — об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Ученик:
«Баллада о Тане Савичевой» (сл. В. Гина, муз. Е. Доги)

Моя землячка Савичева Таня,
Прости, что не пришла к тебе с цветами.
Не знала, что тебя я встречу здесь,
Где слева лес и справа лес.
И эти строчки на твоей могиле
Меня огнём блокады опалили.
В глуби России, от Невы не близко,
Теперь здесь навсегда твоя прописка.
Но память, как дорога без конца,
Сквозь времена и сквозь сердца,
И неизменно вечно будут рядом
Судьба твоя и подвиг Ленинграда.
Моя землячка Савичева Таня,
Прости, что не пришла к тебе с цветами.
Но песню я хочу оставить здесь,
Где слева лес и справа лес.
Где на твоей могиле детский почерк
Назло смертям сказать о жизни хочет.

Крымские астрономы Николай и Людмила Черных назвали именем Тани Савичевой открытую ими малую планету № 2 127.

Учитель: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. В осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты, по Ладожскому озеру. Но осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка оборвалась.
И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу.
«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Народ очень точно назвал её «Дорогой жизни». Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами. Город на Неве выжил, победил и обессмертил себя на века. Час окончательного освобождения пробил через год 14 января 1944
года. За две недели кровопролитных боёв город был полностью освобождён от вражеской блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало …
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало. Весны,
Уже не знающий преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди …
Ученик:
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо,
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут...
(Юрий Воронов)
27 января 2014 года ленинградцы, будут отмечать 70-годовщину снятия блокады.
900- дневная оборона Ленинграда навсегда останется в памяти грядущих поколений, как величайший подвиг, проявления несгибаемого мужества. «Никто не забыт и ничто не забыто»- эти
слова, звучащие священной клятвой, высечены на камне Пискаревского мемориального кладбища. В братских могилах которого захоронено 470 тысяч воинов, ополченцев, ставших жертвами фашистской блокады. Ежегодно в день Победы «Пискаревское кладбище становится местом проведения траурной церемонии. Тысячи ленинградцев и гостей этого города приходят сюда почтить память павших героев.
За боевые и трудовые подвиги город герой Ленинград награжден 2 орденами Ленина, орденом Красного знамени и медалью «Золотая звезда».
В Санкт-Петербурге и других городах России установлены памятники участникам блокады.
( показ слайдов, рассказ учителя)
(Звучит финал «Седьмая симфония» Д.Шостаковича, посвященной Ленинграду)
Ученица:
Люди,
Покуда сердца
стучатся,-
Помните!
Какой ценой
завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
О тех,
кто уже никогда не споёт,
Помните!
Детям своим расскажите о них,
чтобы запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
Чтобы тоже

запомнили!
Во все времена
бессмертной Земли
Помните!
Люди Земли!
Мечту пронесите
через года
И жизнью наполните!...
Но тех,
кто уже не придёт
никогда,
Заклинаю:
Помните!
(Р. Рождественский)

Учитель: На этом, ребята наше заочное путешествие по городу Ленинграду закончено.
Ребята, в каком году был основан Ленинград ? Кем? (1703г. Петром Первым)
Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней)
Что ёще вы запомнили из нашего путешествия?
Презентация на тему: Санкт-Петербург

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра по книге Носова "Приключения Незнайки и его друзей", 3-4 класс Игра "Слабое звено" для 3 - 4 класса Внеклассное мероприятие по ОБЖ для 3 - 4 класса. Сценарий Внеклассное мероприятие для 3 - 4 класса. Творчество Михалкова
Осенний утренник для начальной школы. Сценарий | Игра "Поле чудес" в начальной школе по сказкам А.С. Пушкина
Опубликовано: 377 дней назад (27 ноября 2015)
Просмотров: 1227
+1
Голосов: 1
Лариса Витальевна Гарманова # 27 ноября 2015 в 18:08 0
Здравствуйте, Наталья Николаевна. Принимайте мой первый голос! У Вас замечательное мероприятие, очень познавательное, не только для детей, но и для нас, взрослых. В наше время очень актуально воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданского долга. Здорово, что на своем мероприятии вы затронули тему воспитания чувства любви к своей Родине,и воспитываете гордость за своё Отечество, за свой народ.
Наталья Николаевна Хлыновская # 28 ноября 2015 в 10:29 0
Лариса Витальевна,спасибо за положительный комментарий,к этому мероприятию есть презентация,её тоже опубликуют.