Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеурочная работа по русскому языку в начальной школе

Из опыта работы учителя начальной школы
Необходимость внеклассной работы диктуется, однако, не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников.
Работа с первоклассниками рассчитана на детей, которые учатся активно читать и писать. Им предлагаются задания, связанные с выбором и заменой букв, делением слов на слоги, различные упражнения с разрезной азбукой. Большое место занимают подвижные игры, декламация, инсценировки, импровизированные представления. Занимательная форма подачи научных сведений призвана пробудить интерес детей к языку, облегчить восприятие лингвистических тем.
Постепенно работа со словом усложняется. Всё большее место отводится беседе, научному комментированию языковых фактов. Вводятся даже «лекции» сказочных персонажей. Но и в этих случаях расширение лингвистического кругозора ребят происходит в процессе игры.
Необходимо широко использовать в работе произведения устного народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки. Устное народное творчество – богатейший источник, в котором отражены народная жизнь, черты русского характера. Особое место на занятиях следует отвести пословицам. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают знания детей и их словарный запас. Поэтому на внеклассных занятиях пословицы вводят детей в тему, помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать основную мысль прочитанного. Пословицы могут стать эпиграфом всего занятия или служить созданием определённой проблемной ситуации.
Учитель может использовать разный материал во внеклассной работе с учащимися: разыгрывая понравившиеся инсценировки, поручая детям читать тематически подобранные стихотворения, рассказы, сказки. Учитывая специфику внеклассной работы с младшими школьниками, стремясь пробудить интерес к русскому языку у каждого ученика, педагог первые два-три года должен проводить внеклассные занятия со всем классом. Однако со временем характер этой работы всё больше будет приближаться к кружковой.
Проведение игры «Назови «слова-братья» преследует цель – дать ребятам понятие о системных связях слов в языке. Лексику нельзя представить себе как беспорядочный набор слов. Отображая определённым образом те или иные «отрезки действительности», слова, естественно, связаны между собой, как взаимосвязаны и отображаемые ими явления самой действительности. Благодаря этим «внеязыковым» связям слова объединяются в группы, которые можно назвать тематическими. Тематическими оказываются группы слов, являющиеся, например, названиями деревьев (дуб, сосна, ель и др.), цветов (незабудка, гвоздика, василёк, ромашка и др.), времён года ( зима, весна, лето, осень)и т.д. Количество слов в разных тематических группах неодинаково, в одних может быть больше слов, в других – меньше. Есть группы закрытые (названия времён года, дней недели, месяцев), а есть и такие, которые могут пополняться новыми словами (названия профессий, машин, приборов). Есть тематические группы, которые объединяют слова, обозначающие названия признаков и действий предмета. Особые группы, например, составляют имена прилагательные со значением цвета, характеризующие внешность человека, его положительные и отрицательные качества и др., или глаголы, показывающие перемещение в пространстве, трудовые процессы и т.п.
В игре, кроме названных тематических групп слов, можно предложить и другие. Например, названия животных, птиц; названия блюд, лакомств, напитков; названия транспортных средств, учебных заведений; названия печатной продукции; названия частей человеческого тела, частей лица и т.п. Чтобы облегчить лексическую работу первоклассникам, рекомендуется в этом случае ограничиться существительными.
Сказка-игра активизирует и закрепляет навыки чтения и письма, полученные первоклассниками в первые месяцы обучения в школе. Учитель, ведущий это внеклассное занятие, должен опираться в нём на тех учеников, которые уже достаточно хорошо умеют читать и писать, вовлекая, однако, в игру и всех участников похода.
В игре можно использовать разрезную азбуку и обычные приёмы сложения букв в слова, но только организация этой работы должна быть игровой, вызывать интерес у ребят.
Для оснащения игры необходимо заранее приготовить карточки с написанными на них словами, которые пройдут в сказке. «Добрые» слова лучше написать красным цветом, а плохие – чёрным.
В подвижной игре ребята получат возможность размяться после работы за партами. Учитель может помочь слабым ученикам в оценке доставшихся им слов. Для этого достаточно у некоторых ребят спросить, почему они считают то или иное слово добрым или плохим, предварительно поговорить с теми, у кого оказались нейтральные слова.
На протяжении четырёх лет младшие школьники должны запомнить написание ста шестидесяти семи слов, не подчиняющихся каким-либо орфографическим правилам. Учитель вынужден постоянно тренировать учеников, возвращаясь почти на каждом уроке к словам с той или иной орфограммой. Несмотря на частое повторение, характер упражнений оказывается нередко весьма ограниченным: это различные диктанты, составление предложений и связных текстов с данными словами, ведение словариков и некоторые другие. Вполне естественно, учителя стремятся найти какие-то новые варианты упражнений, которые обычно носят игровой характер, т.е. строятся на основе занимательности. Тем не менее и здесь подчас таится то же однообразие: чаще всего задания нацеливают учеников на подбор слов из словариков по каким-то определённым признакам. Например, вспомнить и выписать из словарика возможно больше слов, где только безударные о; слов, которые состоят из трёх слогов и т.п.
Однако приёмы занимательности при изучении трудных слов могут быть значительно разнообразнее: они могут привлекать новую, интересную для детей информацию (например, рассказы о происхождении некоторых слов, о роли гласных и согласных в слове и др.), строиться на разгадывании, придумывании, предпочтении одного варианта другому и т.п., включать художественные тексты, в которых очень интересно используются те самые слова, какие надо запомнить. Предлагаемые материалы и позволяют увидеть указанные приёмы, довольно редко используемые в практике.
На первый взгляд может показаться, что занятие с привлечением так называемых «словарных слов» выпадает из общего плана внеклассных занятий, посвящённых преимущественно содержательной стороне слова. И всё-таки работа над значением слова вовсе не снижает внимания к другим его сторонам, прежде всего звуковой и графической. Написанию слова в силу практической направленности внеклассной работы должно уделяться серьёзное внимание на каждом занятии, а некоторые из них могут быть посвящены этому целиком.
Дети уже до школы различают слова, противоположные по значению, и сравнительно легко составляют пары типа большой – маленький, высокий – низкий, рано – поздно и т.п. На внеклассных занятиях учитель, опираясь на известное детям об антонимах, даёт понятие об относительности того или иного признака предмета. Дети узнают также, что не к каждому слову может быть подобран антоним. Представления детей об антонимах расширяются; для наблюдений привлекаются многозначные слова, которые в зависимости от разных значений входят в различные антонимичные пары. Большой интерес вызывают примеры использования антонимов в художественных произведениях.
Известно, что словарный состав языка пополняется двумя путями: путём заимствования слов из других языков и путём образования новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала. Второй путь обогащения словаря – основной. Кроме того, наряду с тематическими группами слов (или, как их ещё называют учёные-лингвисты, «семантическими полями») и синонимическими рядами, родственные слова являются одним из характерных признаков лексической системы языка. Таким образом, внеклассная работа по теме «Родственные слова» позволит составить у школьников более полное представление о словарном составе русского языка.
Основное внимание на занятиях уделяется практическим вопросам: нахождению и подбору родственных слов, отграничению их от созвучных слов (оса – осина) или тематически близких (апельсин – лимон). Привлекаются связные тексты для показа стилистической роли родственных слов.
В кружке русского языка несколько занятий можно посвятить пассивному запасу лексики: устаревшим и новым словам. Такие занятия создают у детей представление о развитии языка, пробуждают интерес к истории. Комментарии поясняют этимологию редко употребляемых слов и их написание.
Темы, связанные с изучением пассивной лексики рассчитаны на детей IV класса, у которых уже определился интерес к истории языка. «Экскурсию в прошлое» школьники могут проделать и без учителя.
Изучение заимствованных слов в кружке русского языка необходимо по ряду причин. Во-первых, знание значений многих заимствований расширяет кругозор школьников. Во-вторых, комментарий к заимствованию того или иного слова объясняет и его написание.
Для подготовки к кружковой работе рекомендуется привести лишь наиболее употребительные заимствования как иллюстрации.
Развитие интереса к русскому языку приводит к тому, что учащиеся не только начинают серьёзнее относиться к классным занятиям, но и стремятся показать своим товарищам, что не напрасно проводят время в кружке. Это проявляется в более полных ответах, в использовании материалов кружковых занятий на уроке, в желании и умении помочь товарищу разобраться в трудном домашнем задании.
Внеклассная работа решает важные образовательные и воспитательные задачи: воспитывает у учащихся более ответственное отношение к урокам русского языка; развивает у ребят быстроту мышления; желание научиться говорить правильно и грамотно; формирует навыки внеклассного чтения, подготавливая учащихся к самостоятельному чтению литературных произведений.

Рекомендуем посмотреть:

Проектные задачи в начальной школе Развитие речевых умений на уроках литературного чтения в 1 классе Использование национально – регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе Как справиться с волнением перед публичным выступлением
Роль библиотеки в формировании личности ребёнка
Опубликовано: 2967 дней назад (13 марта 2016)
Просмотров: 4996
+2
Голосов: 2
татьяна геннадьевна мирошникова # 13 марта 2016 в 11:31 +2
Я с вами согласна если ребёнка заинтересовать он с удовольствием будет посещать кружок. Наталья Николаевна, хочется выразить огромную благодарность вам, это очень кропотливый труд. Спасибо!
Мира Симеунович # 17 марта 2016 в 01:11 0
В статье Вы очень хорошо объяснили цели и задачи внеклассной работы. Общие цели (развитие самостоятельности учеников, творческой инициативы, ответственности, быстроты мышления...) Вы уточнили в своём поле – поле русского языка. Также сказали, какими способами и средствами можно добиваться этих целей. У Вас, наверное, довольно богатый рабочий опыт, так как Вы пользуетесь и народным творчеством, и игровыми упражнениями, и карточками, Ваши учащиеся занимаются и тематическими группами слов, и заимствованными словами. Это очень комплексная задача, особенно имея в виду, что Вы упражнения строите на основе занимательности. Очень понравилось, спасибо!