Конкурсы для педагогов и детей

Оригами для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Оригами в помощь логопеду. Из опыта работы
Автор: Лапеева Наталья Петровна, учитель-логопед ГБОУ Школа №281 ДО №4 г. Москва
Описание: В работе раскрывается опыт использования логопедом техники оригами, как метода развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи, способствующего решению многих коррекционных задач, повышающего эффективность обучения детей. Статья может быть интересна логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования.
Цель:
Ознакомление читателей с опытом работы.
Задачи:
Привлечь внимание логопедов и других специалистов, работающих над преодолением речевых нарушений у детей к инновационной деятельности, которая, благодаря неограниченным возможностям развивающей направленности, может стать одним из направлений коррекционной работы.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности способствует повышению качества образования. В настоящее время логопеды в своей работе используют большое число инноваций различного характера. В комплексе с традиционными методами воздействия, они способствуют оптимизации коррекционной работы и достижению успехов в преодолении речевых нарушений у детей.
Ни один логопед не обходит стороной такой вид коррекционной работы, как развитие мелкой моторики.
Во-первых, всем известно как благотворно влияет развитие движений пальцев руки на развитие речи детей.
«Исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков во главе с доктором профессором М.М. Кольцовой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.»
Во-вторых, каждый логопед готовит детей к обучению в школе и стремится подготовить руку к письму, развивая рафомоторные навыки и зрительно-моторную координацию детей.
Существует много приемов работы по развитию мелкой моторики. Оригами может стать одним из них. Важно, что при создании поделки в этой технике, разнообразные движения выполняются обеими руками, всеми пальчиками, требуют усилий, нажима. Происходит постоянная смена напряжения и расслабления мышц пальцев, что способствует более плодотворной их тренировке, а так же усиливает влияние проприоцептивной импульсации мышц руки, что, по мнению М.М. Кольцовой: «так значительно, только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.»
Оригами имеет одну важную отличительную от других методов развития мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате готовый продукт в виде сложенной поделки, которая является доказательством стараний и достижений ребенка, источником его гордости и радости, и представляет для него ценность.
Оригами (переводится, как «сложенная бумага») – это очень древний вид искусства, который зародился в Китае на родине бумаги и расцвел в Японии.
Я являюсь поклонницей этого вида искусства. Участвую в выставках. Получив очередное приглашение для участия в Фестивале бумажного творчества, который ежегодно проводится в ГБОУ города Москвы Зеленоградском Дворце Творчества детей и молодежи, я решила помимо своих работ, привезти на выставку и детские.
Так впервые я занялась оригами с детьми.


2014 году мы представили на фестивале две коллективные работы «Подснежники» и «Гвоздики». Наши старания были отмечены жюри. В своей возрастной категории за работу «Гвоздики» мы получили диплом III степени.
Несомненно, это успех. Я радовалась этому не меньше детей. Но самое главное я увидела, что эти занятия вызывают у детей огромный интерес.
Я работаю в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР), которое проявляется в несформированности звуковой и смысловой сторон речи. Кроме речевых нарушений у наших детей наблюдается отставание в развитии других психических процессов. Для них характерны:
• Неустойчивость внимания и быстрая его истощаемость
• Снижение вербальной памяти
• Низкий уровень развития воображения
• Отставание в развитии словесно – логического мышления
• Низкая познавательная активность
• Недостаточная регуляция произвольной деятельности
• Несформированность пространственных представлений
• Нарушение, мелкой общей, артикуляционной моторики
Дети с ОНР имеют особенности поведения: они часто обидчивы и ранимы, нерешительны, с заниженной самооценкой, пассивны, а иногда чрезмерно возбудимы.
Все это не только затрудняет взаимодействие детей, но и осложняет их обучение.
В занятиях оригами я увидела неограниченные возможности коррекционно-развивающей направленности.
Для детей цель этих занятий очень конкретна – складывание разнообразных фигурок. Дети стремятся получить конечный результат своей деятельности. Это их привлекает и стимулирует.
Логопед целью занятий ставит развитие у детей целого ряда способностей и навыков, а оригами служит средством достижения этих целей.

Занятия оригами не только интересны, но и максимально полезны для детей. В непринужденной дружеской обстановке небольшими группами, в приятном общении на этих занятиях дети постигают азы древнего искусства. Учатся различным приемам работы с бумагой, следуя принципу – «от простого к сложному».
Настойчиво добиваясь соблюдения главного правила оригами – точности в совпадении углов, сторон, тщательного проглаживания складок, мы улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем глазомер и зрительно-моторную координацию, развиваем концентрацию внимания, уточняем пространственные представления.
Занятия оригами знакомят детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, сторона, угол, вершина, диагональ.
Выполнение разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной инструкции, способствует развитию конструктивного мышления. Дети практически усваивают пространственные понятия - спереди, сзади, вверху, внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения, а так же глаголами, обозначающими действия, производимые с бумагой в процессе работы.
Положительное влияние оказывают занятия оригами на возбудимых детей. Они постепенно приучаются терпеливо добиваться хорошего результата, учатся усидчивости.
Освоив какую–либо модель, у детей появляется желание поделиться своими знаниями, научить других. Повторяя выполнение определенной программы действий, тренируются память, планирование и контроль над своей деятельностью (упреждающий, текущий), а так же распределение внимания между речью и практическим действием.
Делясь своим опытом, сопровождая показ изготовления фигурки пояснениями, дети преодолевают застенчивость и нерешительность.
Зная что–то лучше других, ребенок обретает уверенность, смелее налаживает коммуникации, растет его самооценка. Оказывая друг другу помощь в процессе работы, дети налаживают дружеские контакты.
Любая поделка оригами вызывает у ребенка радость, заряжает позитивом, что дает ему ощущение эмоционального благополучия.

Фигурки, изготовленные на занятиях оригами, дети активно используют в игре. Это активизирует их воображение и фантазию. Дети, объединяясь в группы, совместно придумывают сюжет игры, вносят поправки по ходу действия, учатся прислушиваться к чужому мнению, договариваться, уступать друг другу. Все это способствует формированию навыков межличностного взаимодействия, общения.
Работа с бумагой для детей имеет практическую направленность. Это значительно повышает мотивацию к занятиям, что в свою очередь, способствует повышению познавательной активности и регуляции произвольной деятельности.
Кроме того изготовление и оформление работ - совершенствуют трудовые умения ребенка, развивают его художественный вкус и творческие способности.
Таким образом, наблюдения показали, что занятия оригами с детьми плодотворно отражаются на их всестороннем развитии, и помогают логопеду эффективно решать задачи по преодолению трудностей не только в развитии речи.
В логопедической практике широко используются различные приемы, направленные на развитие мелкой моторики. Техника оригами может по праву занимать почетное место среди них, так как способствует решению многих коррекционных задач и в целом повышает эффективность обучения детей.


В заключении хочу сказать, что наши ребята преуспели и в своем мастерстве. В 2015 году мы приняли участие в Международной выставке-конкурсе «Фейерверк бумажного творчества», который был организован ГБОУ города Москвы Зеленоградским Дворцом Творчества детей и молодежи. Наша работа «Зимой и летом одним цветом» в номинации «Времена года» была награждена дипломом I степени.
Испытав радость творчества хоть один раз, человек будет стремиться к этому всегда. Думаю и мои воспитанники, сейчас уже первоклассники, еще вернутся к искусству оригами, радуя не только себя, но и окружающих.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Ёлочка в технике оригами Упражнение на развитие воображения младших школьников Как помочь ребенку заговорить Родительская гостиная в детском саду

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики у детей

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ

Весенние поделки с детьми. Картина «Мимозы для мамы»

Как подготовить руку ребёнка к письму

Сценарий литературного праздника для детей подготовительной группы детского сада | Сценарий праздника для сотрудников «День дошкольного работника»
Опубликовано: 396 дней назад (8 ноября 2015)
Просмотров: 1409
Рубрика: Опыт работы
+8
Голосов: 8
Ираида Анатольевна Толстопятова # 8 ноября 2015 в 20:05 +3
Добрый вечер, Наталья Петровна! Отличная работа, обобщение опытом. Оригами действительно развивает в ребенке, не только мелкую моторику, но и речь,память, фантазию, конструктивные умения, умения читать схемы. Создавая поделки из бумаги, дети познают и быстро усваивают геометрические фигуры. Учатся различным приемам работы с бумагой, следуя принципу – «от простого к сложному».Голосую за вашу работу.
Наталья Петровна Лапеева # 8 ноября 2015 в 20:49 +2
Спасибо,Ираида Анатольевна за первый положительный комментарий!
Анна Викторовна Мисюра # 8 ноября 2015 в 21:06 +1
Добрый вечер! Как я с вами согласна...Оригами это просто находка и для педагогов, и для логопедов и психологов...Столько проблем можно решать используя этот вид искусства...Спасибо, что поделились своим опытом.
Татьяна Петровна Цуканова # 8 ноября 2015 в 21:31 +1
Наталья Петровна, добрый вечер! С большим интересом познакомилась с Вашей статьей "Оригами в помощь логопеду". Спасибо, что делитесь Вашим опытом, наблюдениями, идеями. Техника оригами способствует решению многих коррекционных задач и повышает эффективность обучения детей. Согласна с Вами, что она может по праву занимать почетное место среди различных приемов, направленных на развитие мелкой моторики. Статья познавательная, заставляет посмотреть на эту технику, как на активного помощника в развитии ребёнка. Удачи! Мой голос. С уважением, Т.П.
Юлия Николаевна Юрьева # 9 ноября 2015 в 16:42 +2
Добрый вечер, Наталья Петровна! Я согласна с Вами и со всеми предыдущими комментариями, что оригами - это не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих коррекционно-педагогических задач, в частности развития мелкой моторики, внимания, памяти, творческого воображения, художественного вкуса. Спасибо Вам за интересный и полезный мастер-класс! Удачи Вам и творческого вдохновения! Примите мой голос!
Татьяна Александровна Четверикова # 9 ноября 2015 в 19:22 +2
Спасибо большое за ваш опыт и идею применения оригами в логопедической работе. Хотелось бы увидеть подробные мастер классы по изготовлению ваших работ. С нетерпением ждем новой информации.
Оксана Владимировна Емельянова # 17 ноября 2015 в 11:03 +1
Очень интересные и оригинальные поделки.Отличная работа, обобщение опытом. Техника оригами, действительно развивает в ребенке мелкую моторику,а также усидчивость и внимание. Примите голос и пожелание дальнейших творческих успехов.