Конкурсы для педагогов и детей

Опыты на тему: «Электричество» для детского сада

Цикл опытов для старших дошкольников на тему: «Электричество»
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
Автор: Рахматуллина Наталья Владимировна, воспитатель
Место работы: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 91" ГО г. Стерлитамак
Цикл опытов на тему: «Электричество»
1. «Как увидеть молнию?»
Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.
Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества).

2. «Почему лампочка светит?»
Цель: Понимать принцип работы электроприбора.
Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

3. «Помоги Золушке»
Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Вариант 1. Можно использовать воду.

Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.

Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Опыт 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

4. Опыт «Ожившие волосы».
Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.
Материал: расческа.

Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников Конспект занятия во 2 младшей группе. Свойства и признаки воды Детско-взрослый проект в ДОУ Эксперименты с водой в средней группе ДО
Опубликовано: 864 дня назад (28 июля 2014)
Просмотров: 6780
+8
Голосов: 8
Татьяна Николаевна Хусаинова # 28 июля 2014 в 22:36 +3
Наталья Владимировна Вы представили очень интересный материал . Тема электричества очень познавательна и Вы своей подборкой опытов помогли рассказать и показать детям, где и как можно получить электричество. Исследовательская деятельность развивает в детях познавательную активность, расширяется кругозор, любознательность, интерес. Проведение таких опытов помогает применять полученные знания в повседневной жизни.
Хотелось бы Вам подсказать (пока есть время), что Вам необходимо указать категорию детей на которую рассчитаны Ваши циклы и указать кому этот материал будет полезен, а также необходимо указать общую цель этих опытов.
Творческих Вам успехов. Голосую +1.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 28 июля 2014 в 23:55 +4
Наталья Владимировна, спасибо за приглашение. Опыты, которые вы предлагаете, очень интересны будут для ребят. Со своими пятиклассниками на уроках природоведения, мы проводим аналогичные. Не могу не согласиться с Татьяной Николаевной, публикацию необходимо дооформить, она у вас должна быть показательной, существуют в редакторе шрифты, для заголовка...,необходимо использовать, а также очень много пропусков в тексте, необходимо откорректировать формулировку целей. О том, как правильно оформить материал можно прочитать здесь http://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Желаю вам творческих успехов!
С уважением, Т.Н.
Сидорова Зоя Григорьевна # 29 июля 2014 в 06:22 +3
Наталья Владимировна!
"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Эта пословица только подтверждает неопровержимую истину. Один раз просмотрев Ваши опыты, дети, мне кажется, уже никогда не забуду, как это делается. Экспериментирование заставляет детей думать, размышлять, делать умозаключения. таким образом развивается нестандартное мышление. Это им пригодится в дальнейшем в учёбе и жизни. Очень понравилось. МОЛОДЕЦ, что Вы занимаетесь этой темой!!!
Насчёт оформления я с коллегами согласна.
Зоя.
Надежда Владимировна Рябиченко # 29 июля 2014 в 10:52 +2
Здравствуйте, Наталья Владимировна. Интересные опыты Вы представили нашему вниманию. Действительно, лучше запоминается увиденное, чем услышанное. Полностью согласна с коллегами. Еще вчера я Вам писала, что можно подкорректировать работу, тем не менее, Вы решили оставить все без изменения. Это ваша первая публикация, надеюсь, в дальнейшем Вы не будете допускать ошибок. С уважением к Вам Надежда.
Дина Алексеевна Складанная # 29 июля 2014 в 12:17 +1
Наталья Владимировна, добрый день! Спасибо, что пригласили на свой сайт, где я увидела интереснейший урок и чудесные примеры по изучению данной темы. Хотелось бы еще для подведения итога урока прочитать ваши выводы. В целом разработка полезная для детей и поучительная! Голосую +1!!!
Ольга Александровна Нечаенко # 29 июля 2014 в 15:00 +1
Интересный материал. Часто проводим опыты с водой и песком, а вот с электричеством... Разработка, действительно, поучительная и формирует основы безопасного поведения. +1
Галина Александровна Мандрыкина # 26 января 2016 в 21:43 0
Добрый вечер,Наталья Владимировна!Спасибо за интересный и познавательный материал! В процессе экспериментирования ребёнок познаёт неизвестное,а это развивает его мышление,воображение.Голосую!