Конкурсы для педагогов и детей

О летних растениях для младших школьников. Материал с фото

Растения лета для начальных классов. Материал с фото.
Автор: Носкова Наталья Юрьевна
Должность и место работы: учитель начальных классов МБОУ – Верх-Тулинская СОШ № 14 Новосибирская область
Описание: Предлагаю Вашему вниманию познавательные рассказы о растениях. Данный материал может быть использован педагогами, воспитателями. Предназначены рассказы детям школьного и дошкольного возраста, но может интересным быть и детям среднего звена.
Назначение: материал для пополнения педагогической копилки.
Цель: ознакомление с растениями лета.
Задачи: - расширить знание детей о растениях;
- развивать внимание и интерес;
- воспитывать любовь бережное отношение к природе.
Растения лета
Единственный цветок (одноцветка)

У растения только один цветок… Часто ли это так бывает? Нет, сравнительно редко. Тюльпан, мак, пожалуй, наиболее знакомые примеры такого рода. А вот пример менее знакомый.
Когда идёшь в начале июня по мшистому хвойному лесу, иногда замечаешь под ногами белые поникшие цветки размером с двухкопеечную монету, которые едва возвышаются над землёй. Характерная особенность цветков – то, что они всегда опущены, как бы подвешены на изогнутом стебельке. Так цветёт небольшое лесное растение – одноцветка. Название растения как нельзя более удачно: у него бывает только один цветок. Он по-своему красив и имеет очень приятный запах, правда довольно слабый.

В цветке пять белых лепестков, которые широко распростёрты во все стороны, как лучи звезды. Тычинки собраны в пять пар, из центра цветка свисает длинный прямой столбик с пятью зубчиками – рыльцами – на конце. Одноцветка во время цветения обращает на себя внимание тем, что само растение маленькое, а цветок большой. После цветения найти в лесу одноцветку трудно: во-первых, она ничем не выделяется, а во-вторых, внешний вид её сильно меняется. Веточка-цветоножка, на которой был повешен цветок, становится совершенно прямой и сильно вытягивается вверх. На самом конце её виднеется небольшой шаровидный плод-коробочка. Это всё, что остаётся от красивого белого цвета.
Листья одноцветки небольшие, округлой формы, точно зелёные монетки, распластанные по моховому ковру. Они зимуют под снегом зелёными.
Одноцветка относится к числу довольно редких растений. Поэтому, когда встретите её в лесу, поберегите, не рвите.
Семь лепестков (седмичник)

У многих растений цветки определённое число лепестков, например, у сирени их четыре, у лютика – пять и т.д. А у каких растений в цветках, как правило, бывает семь лепестков? Ответить на этот вопрос некоторые читатели, наверное, затрудняется. Между тем, пример привести нетрудно. Такое растение – седмичник, который нередко растёт в еловых лесах .Именно у него мы очень часто находим в цветках семь лепестков. Столько же насчитывается чашелистиков и тычинок. Подобное количество частей цветка встречается крайне редко в растительном мире.
Седмичник – небольшое травянистое растение с тонким вертикальным стеблем и несколькими листьями на нём. Почти все листья располагаются на верхушке стебля и направлены в разные стороны. От конца стебля отходит вверх длинная цветоножка, заканчивающаяся цветком. Иногда бывает два цветка, каждый на своей собственной цветоножке.
Цветёт седмичник в начале июня, примерно в то же время, что и ландыш. Цветки растения изящные, чисто-белые, напоминающие по форме звёздочки. При первом взгляде кажется, что лепестки их раздельные, не сросшиеся друг с другом. Но на самом деле все они спаяны при основании.
Когда цветение заканчивается, белые венчики опадают на землю целиком, они не рассыпаются на отдельные лепестки. Так что венчик у седмичника спайнолепестный.
Почти всё лето седмичник сохраняет зелёные листья, но по мере приближения осени одним из первых среди лесных трав начинает желтеть и затем засыхает. Зимует у растения только корневище, скрытое в почве. Весной оно даёт начало новым побегам, которые поднимаются на поверхность земли.
Растение-ловушка (росянка)

На сфагновых болотах растёт у нас маленькая травка, которая имеет редкую способность ловить насекомых. Называется она росянкой. Листья росянки – оригинальные ловушки. Посмотрите, как интересно они устроены. На верхней стороне листа целая щётка красных волосков. На конце каждого волоска – прозрачная капелька клейкой жидкости, как будто крохотная росинка. Таких капелек много, и кажется, что лист покрыт росой (именно из-за этого растение и получило своё название).
Красноватые листья росянки с множеством блестящих капелек привлекают мелких насекомых. Сядет неосторожный комар на такой красивый лист и тотчас же приклеится.

После того, как жертва попалась в ловушку, края листа медленно завёртываются и обволакивают насекомое. Лист выделяет особую жидкость, и пойманное насекомое постепенно переваривается. В конце концов от него остаются только крылышки, лапки да тонкий хитиновый панцирь.
Когда жертва переварена, лист вновь распрямляется, становится плоским. Опять на нём заманчиво поблёскивают крохотные клейкие капельки – ловушка ждёт очередных гостей.
Какие же выгоды даёт росянке способность ловить насекомых? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, в каких условиях она живёт. Растение развивается на моховом ковре, где очень мало необходимых для жизни питательных веществ. Переваривая пойманных насекомых, росянка получает необходимое ей питание, особенно соединения азота, которых почти нет на сфагновом болоте.

Росянка – растение небольшое. Все её листья собраны розеткой и лежат на поверхности мохового покрова. Летом из центра розетки поднимается тонкий стебелёк с немногими мелкими цветками белой окраски.
Живёт росянка в необычных условиях – на зыбкой живой « почве», которая всё время поднимается. Мхи ежегодно нарастают в высоту и грозят со временем поглотить росянку. Но у растения выработалось приспособление для борьбы с этой угрозой. Вот в чём его суть.

Ежегодно росянка образует на верху корневища новую розетку листьев, а старые листья отмирают. И каждый год корневище подрастает вверх ровно настолько, насколько поднимается моховой ковёр. Поэтому розетка молодых листьев всегда оказывается на поверхности мха. Таким путём росянка избавляется от грозящей ей опасности.
Если осторожно освободить какое-нибудь растение росянки от мха, можно увидеть не только розетку живых листьев текущего года , но и отмершие розетки листьев прошлых лет. Расстояние между розетками показывает, насколько быстро нарастал моховой покров в каждый предшествующий год.
Гриб-цветок (подъельник)

В конце июля, когда уже поспела черника, в лесу появляется растение под названием подъельник. Выглядит оно необычно. Над землёй поднимаются бледно-жёлтые ростки, чем-то напоминающие беловатые побеги картофеля, выросшие от клубня в темноте. Каждый росток покрыт чешуйчатыми листьями, на его верхушке со временем распускаются цветки. Все растения имеют совершенно однообразную бледную окраску, точно вылеплено из воска. И цветки такие же, их даже не сразу заметишь – ничем не выделяются по цвету.
По способу питания подъельник сходен с лесными грибами: он живёт за счёт разложения гниющей опавшей листвы и других растительных остатков. Не правда ли странное растение – имеет цветки, а питается как гриб! Недаром эстонцы называют его гриб-цветок (именно так переводится с эстонского языка название растения).
Подъельник нетороплив, он выходит из-под земли поздно. Лето отсчитывает свои последние недели, а растение только начинает развиваться. Бледные ростки пробиваются на поверхность изогнутыми, как крючки, а потом распрямляются и вытягиваются.

После цветения на конце стебля можно видеть небольшие плоды-коробочки. В них созревают необычайно мелкие семена. Каждое такое семя-пылинка имеет массу в стотысячные доли грамма. Малейшее дуновение ветра подхватывает пылевидные семена и уносит их далеко от материнского растения.
Название подъельник не особенно удачно – растение можно встретить не только в ельниках, но и в смешанных лесах и даже в лиственных.
Желаю творческих успехов! Рада буду, если материл найдёт своё применение.

Рекомендуем посмотреть:

Стихи о лете для детей 7 - 13 лет Стихи о лете для детей 6-13 лет Летняя викторина с ответами и презентацией для младших школьников Профилактика укуса клеща для детей

Похожие статьи:

Праздник Лета. Сценарий для младших школьников

Лошадка из солёного теста для учащихся начальных классов. Мастер-класс с фото | Тематическая беседа для начальных классов на тему: Муравьи
Опубликовано: 495 дней назад (29 июля 2015)
Просмотров: 1364
Рубрика: Без рубрики
+8
Голосов: 8
Светлана Александровна Феофанова # 29 июля 2015 в 08:05 +2
Наталья Юрьевна, спасибо за познавательный рассказ о растениях. Как говорится "Век живи - век учись", вот и я сегодня немного поучилась. Еще раз, спасибо!
Наталья Юрьевна Носкова # 29 июля 2015 в 08:59 +1
Светлана Александровна! Рада, что материал произвёл на вас познавательный интерес. С уважением Наталья.
Галина Васильевна Наконечная # 29 июля 2015 в 13:47 +2
Спасибо за такую интересную и познавательную информацию, обязательно воспользуюсь! Голос.
Наталья Юрьевна Носкова # 29 июля 2015 в 16:28 0
Здравствуйте, Галина Васильевна! Спасибо за то, что нашли время познакомиться с материалом и голос. С уважением Наталья.
Надежда Васильевна Быкова # 29 июля 2015 в 14:22 +2
Наталья Юрьевна, добрый день! Интересный, познавательный материал! А какие замечательные цветы - необыкновенной красоты! Обязательно воспользуюсь вашим материалом! Спасибо! Я "ЗА"!
Наталья Юрьевна Носкова # 29 июля 2015 в 16:35 0
Здравствуйте! Ещё раз спасибо за комментарий. С уважением Наталья.
Надежда Васильевна Быкова # 29 июля 2015 в 14:22 +2
Наталья Юрьевна, добрый день! Интересный, познавательный материал! А какие замечательные цветы - необыкновенной красоты! Обязательно воспользуюсь вашим материалом! Спасибо! Я "ЗА"!
Наталья Юрьевна Носкова # 29 июля 2015 в 16:32 +1
Добрый вечер, Надежда Васильевна! Спасибо, что зашли познакомиться материалом и голос. рада, что воспользуетесь данными рассказами о растениях. Заходите, буду рада! С уважением Наталья.
Галина Борисовна Мохова # 29 июля 2015 в 20:14 0
Задачи, поставленные Вами, выполнены сполна! Здесь воспитание бережного отношения к природе, развитие интереса к тому, что нас окружает! Материал интересный, познавательный, красиво оформленный! Спасибо!
Галина Борисовна Мохова # 29 июля 2015 в 20:14 +2
Задачи, поставленные Вами, выполнены сполна! Здесь воспитание бережного отношения к природе, развитие интереса к тому, что нас окружает! Материал интересный, познавательный, красиво оформленный! Спасибо!
Наталья Юрьевна Носкова # 29 июля 2015 в 20:22 0
Здравствуйте, Галина Борисовна! Спасибо за аналитический комментарий. приятно, что рассказы о растениях Вам понравились. Заходите, буду рада. С уважением Наталья.
Наталья Константиновна Клочкова # 30 июля 2015 в 12:52 +2
Здравствуйте Наталья Юрьевна!Спасибо за интересный рассказ о растениях. Вот это да! Некоторых я даже не видела. Спасибо за фотоподборку. Познавательно и красиво. Особенно впечатлил гриб-цветок. Дети, я думаю, тоже были в восторге.
Наталья Юрьевна Носкова # 30 июля 2015 в 12:57 0
Добрый день, Наталья Константиновна! Спасибо за комментарий. Буду рада, если возьмёте материал себе в копилку. С уважением Наталья.
Ирина Николаевна Ступченко # 2 августа 2015 в 09:38 +1
Замечательный материал, который очень пригодится в работе. Спасибо и голос!
Наталья Юрьевна Носкова # 2 августа 2015 в 09:49 0
Здравствуйте, Ирина Николаевна! Спасибо, что заглянули в гости. Здорово, если пригодится! С уважением Наталья.