Конкурсы для педагогов и детей

Сохранение физического и психического здоровья у детей с задержкой психического развития на физкультурных занятиях

Сохранение физического и психического здоровья у детей с задержкой психического развития на физкультурных занятиях
Автор: Черноволенко Ольга Александровна, инструктор по физической культуре МБДОУ № 44 города Миасса Челябинской области
Описание материала: материал будет полезен инструкторам по физической культуре, а также воспитателям, работающим с детьми, имеющими задержку психического развития.

Нас, педагогов дошкольных учреждений, волнует состояние здоровья детей.
У детей задержка психического развития является сложным нарушением, в результате которого у разных детей страдают различные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. К этой категории принадлежат дети с отклонениями в познавательной сфере, с педагогической запущенностью. Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с задержкой психического развития способны к обучению и развитию. Педагогические средства, принципы и методы работы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление или ослабление недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательных сфер с ориентацией на положительные возможности ребёнка. У многих детей с ЗПР наблюдаются:
• Нарушение памяти, мышлении, внимания.
• Общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения.
• Отставание физического развития – диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки и плоскостопие и т.п.
• Нарушения в формировании основных движений, характеризующиеся излишней напряжённостью, скованностью, угловатостью.
• Нарушения в развитии физических качеств. Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точность, ритмичность, сохранение равновесия, ориентировка в пространстве и т.п.
• Быстрая утомляемость из-за несовершенства нервной, сердечно -сосудистой и дыхательной систем.
Для успешного усвоения детьми с ЗПР програмного материала в период дошкольного детства и подготовка их к обучению в школе, в нашем деском саду ведётся комплексная, целенаправленная работа всего педагогического коллектива. Успешное решение задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников связано с полноценным использованием двигательной деятельности, с совершенствованием физической культуры в детском саду за счёт осмысления стоящих задач, средств физического воспитания и отказа от механического подхода к проведению физкультурных занятий с детьми с ЗПР
Из опыта работы с детьми с ЗПР могу с уверенностью сказать, что занятия по физической культуре имеют свои особенности. Дети приходят ко мне на физкультурное занятие, уже изрядно "насидевшись" на других занятиях: математике, рисовании, с подгрупповых занятий у логопеда, дефектолога или психолога.
В вводной части занятия я использую упражнения на «расслабление» позвоночника: «Потягивание» (и.п. лёжа), «Собачка» (и.п. стоя на четвереньках) и др. Многие инструкторы по физической культуре в погоне за высокой моторной плотностью на физкультурных занятиях снижают требования к владению техникой выполнения движений, а порой, просто не замечают ошибок, которые допускают дети. Не возникает сомнений, что, если ребёнок бегает тяжёлым шагом, то при больших физических затратах значительно меньше будет пробегаемое расстояние, а отсюда низкий тренирующий эффект сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Но самое главное – возникновение отрицательных воздействий такого бега на различные органы, костную и мышечную системы. Чем больше пробегаемое расстояние, тем выше опасность принести вред здоровью детей. Для решения оздоровительных и образовательных задач инструкторы по физической культуре традиционно используют физические упражнения. Но если раньше недооценивался тренирующий эффект движений в расширении функциональных возможностей организма ребёнка, то в настоящее время снижается внимание к качеству выполнения двигательных действий на физкультурных занятиях. Отчётливо это проявляется в том, что часть инструкторов по физической культуре отдают предпочтение увеличению физиологических нагрузок, не учитывая при этом уровня владения правильным выполнением физических упражнений и основных видов движений. По рекомендациям медиков я использую «смешанную» нагрузку на организм ребёнка при выполнении общеразвивающих упражнений: руки – ноги, спина – живот. На занятиях физическими упражнениями у детей с ЗПР выявляются затруднения в понимании, выполнении по словесному указанию ОРУ и ОВД. Так при разучивании новых движений целесообразно использовать не только показ нового движения, но и совместное его выполнение с ребёнком, при этом выполняемые действия должны сопровождаться словесным объяснением.
Чаще надо использовать подводящие упражнения при обучении ОВД детей с ЗПР. Рационально чередовать общеразвивающие упражнения с упражнениями на расслабление, основная цель которых – способствовать максимальному отдыху детей в минимально короткий промежуток времени и восстановление функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного состояния (возбуждённого) в другое (спокойное). Как показывает практика, упражнения на расслабление целесообразно проводить в определённой последовательности:
• Потряхивание расслабленными кистями рук
• Поочерёдное потряхивание правой (левой) расслабленной ногой
• «Тряпочная кукла» (повороты вправо-влево)
• Дыхательные упражнения
• Пальчиковая гимнастика
Неоценима помощь воспитателя на физкультурном занятии, который осуществляет индивидуальный подход при разучивании ОРУ, помогает их качественному выполнению, а самое главное вместе с инструктором по физической культуре способствует эмоциональной насыщенности каждого занятия. Ведь не секрет, часть детей с ЗПР, плохо справляющихся с движениями, замыкаются, начинают плакать, ищут поддержки у взрослых, а другая часть детей становится агрессивной. Неудача их делает ещё более капризными, упрямыми, драчливыми.
Проблема агрессивного поведения детей с ЗПР на физкультурном занятии очень актуальна в наши дни.
• В первую очередь агрессия идёт из дома. Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребёнок и у которых «заражается» их агрессивностью, унижение и оскорбление ребёнка со стороны родителей.
• Проявление нелюбви к ребёнку, формирования у него беззащитности, опасности и враждебности окружающего мира.
• Взаимодействие во время подвижных игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от которой дети узнают о преимуществе агрессивного поведения («Я самый сильный – и мне всё можно»).
• Сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности наших детей.
Взрослые не любят агрессивного поведения детей, подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведётся в осуждающих выражениях: «грубиян», «хулиган» и т.п. Такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, не только дома, но и в детском саду.
В неблагополучных семьях, как правило, игнорируется внутренний мир ребёнка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других детей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознание собственных эмоций, за исключением гнева и отсутствие вины в случае, если ими невольно или специально была причинена физическая боль или моральная другому ребёнку. В нашем детском саду коррекция агрессивного поведения детей носит комплексный, систематический характер и от всех педагогов эта работа требует стойкости, спокойствия, тактичности и терпения, а также любви и уважения личности ребёнка со всеми его недостатками в развитие.
Таким образом, ранняя и целенаправленная коррекционно-педагогическая работа способствует укреплению не только физического, но и психического здоровья детей с задержкой психического развития.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по физкультуре. Подготовительная группа Русские народные игры на уроках физической культуры Занятие в старшей группе детского сада – игровой стретчинг Конспект ООД по физической культуре в подготовительной группе
Участник №72 профессионального конкурса для педагогов «Спортивный серпантин»
Опубликовано: 601 день назад (15 апреля 2015)
Просмотров: 1609
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!