Конкурсы для педагогов и детей

Игра по краеведению для школьников

Игра-расследование по краеведению
Тема: Освоение Забайкалья казаками-первопроходцами в 17 веке
Цель: изучение деятельности русского землепроходца П. Бекетова, его вклада в освоение Забайкалья.
Задачи: 1) Формировать умение работать с документальными источниками, анализировать предложенный материал делать выводы.
2) Развивать связную речь, логическое мышление, воображение, навыки работы с картой.
3)Воспитывать интерес к предмету краеведение, чувство патриотизма, гордости за своих предков.
Оборудование: карта «Путь отряда П. Бекетова в Забайкалье», раздаточный материал, памятки, карточки – задания, карта Забайкальского края
Основные понятия: П. Бекетов, острог, казаки, чеснок, волок
Ход занятия:
1) Вступительное слово. Актуализация опорных знаний. Введение в игровую ситуацию.
Сегодня на занятии мы проведем расследование одного очень запутанного дела, которому уже практически 360 лет. Для этого вам понадобится много внимания, смекалки и сообразительности. Итак, нами рассматривается дело человека, который со своими товарищами пришел в Забайкалье и положил начало его освоению. Как вы думаете, о ком идет речь?
Для расследования вам нужно разделиться на 4 команды – детективные агенства и выбрать своего шефа. Каждая команда получит материалы расследуемого нами дела, а также указания к дальнейшей работе.

2) Изучение нового материала. Работа детективных агенств.
Каждая команда получает карточки-задания, пакет документов, памятки по работе с ними. Учащиеся работают самостоятельно в течении определенного педагогом времени.

Карточка – задание № 1
1. Прочитайте «материалы дела». Заполните карточку.
2. Подготовьте ответ, о личности Петра Бекетова используя полученные сведения.
3. При подготовке ответа пользуйтесь памяткой.

Материалы «Дела» к изучению:
Петр Иванович Бекетов (? - 4.3.1656), землепроходец, казачий сотник, основатель многих сибирских острогов, в т.ч. Усть-Прорвинского, Иргенского, Нерчинского. Службу в Сибири (Тобольске) начал около 1624-го. Назначен енисейским стрелецким сотником (1627). Произведен в дети боярские (конец 1630-х), казачий голова (1638). В 1620-1630 гг. участвовал в походах по Прибайкалью и Якутии, проявив смелость, решительность и талант военного стратега. Отличаясь честностью, порядочностью, благородством, отличными деловыми способностями, а также и удачливостью, пользовался большим авторитетом в служилой среде. Был грамотен, образован, знал языки местных народов. В 1652 г. во главе отряда в 100 человек вышел из Енисейска в Забайкальский поход, чтобы заложить на р. Шилке новый острог. Отряд достиг Забайкалья, двигаясь вверх по Енисею и Ангаре, пересек Байкал и зимовал в устье р. Селенги в построенном Усть-Прорвинском остроге. В 1653-м отряд Он поднялся вверх по p. Селенге и Хилку до оз. Иргень, где заложил Иргенский острог. Одновременно часть отряда перешла по Ингодинскому волоку (Иргенскому волоку) Яблоновый хребет и вышла на р. Ингоду. Сплавиться до Шилки на плотах помешал ледостав. Часть казаков во главе с М. Урасовым ушла к р. Шилке, чтобы построить в устье р. Нерчи острог (Нелюдский, затем Нерчинский). Он вернулся зимовать в Иргенский острог, а оставшаяся часть казаков зимовала в построенном на р. Ингоде зимовье. В 1654-м сплав во главе с ним был продолжен, и основной его отряд достиг устья Нерчи, где было продолжено строительство Нерчинского острога, начатое М. Урасовым.
В 1654-1655 гг. он под началом десятника О. Степанова укреплял и оборонял Кумарский острог на Амуре от маньчжурского войска. По некоторым данным, зимой 1655 он больным приехал в Тобольск.
ИЗ ОТПИСКИ СОТНИКА ПЕТРА БЕКЕТОВА - ЕНИСЕЙСКОМУ ВОЕВОДЕ АФАНАСИЮ ПАШКОВУ О ПОХОДЕ ОТ ЕНИСЕЙСКА ДО ОЗЕРА ИРГЕНЬ
Июль 1653 г.
Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси воеводе Афонасью Филипповичю Енисейского ост¬рогу сын боярской Петр Бекетов челом бьет. В прошлом во 1651 году, послан я с служилыми людьми, по государеву ука¬зу, на его государеву дальнюю службу на Иргень озеро и на великую реку Шилку для того: пришед мне с служилыми людьми на Иргень озеро и на великую реку Шилку велеть поставить два острога в самых крепких в угожих местах, и приводить немирных землиц людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать и ясак с них на государя имать с большим раденьем, как милосердный бог помочи подаст; а послан я с служилыми людьми на тое государеву службу для тое острожной ставки, и приводу не¬мирных землиц людей под государеву царскую высокую руку и для проведыванья серебряной руды... а енисейские де слу¬жилые люди посланы были... для государева ясачного сбору, Якунко Софонов, Ивашко Герасимов, Чебычаков, Максимко Уразов, Кирилко Емельянов, Матюшка Сауров.

КАРТОЧКА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ:
Фамилия, имя, отчество подозреваемого _____________________________.
Годы жизни _____________________________________________________.
Постоянное место жительства __________________________________.
Места временного пребывания ______________________________________
__________________________________________________________________.
Место работы, должность__________________________________________
__________________________________________________________________.
Основные качества личности________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Образование ______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________.
Свидетели и их отношение к подозреваемому:
Люди царского рода _________________________________________________
_________________________________________________________.
Люди боярского рода ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________.
Служилые люди ____________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Характеристика и оценка исторического деятеля

1. В какое время жил, каковы были его планы.
2. Кратко опиши внешность и характер исторического деятеля.
3. Перечисли, в каких исторических событиях участвовал; решающие дела и поступки.
4. Выскажи свое мнение (подтверждая его фактами): кому были полезны дела рассматриваемого исторического деятеля? Что тебе нравится в нем, что ты не одобряешь в его поступках, действиях, характере? По¬чему?

Карточка – задание № 2
1. Прочитайте «материалы дела». Внимательно рассмотрите предложенную карту – схему.
2. Проследите путь Петра Бекетова, опираясь на «материалы дела» и карту – схему.
3. Соотнесите карту – схему с картой Забайкальского края. Подготовьтесь показать путь Петра Бекетова по карте у доски.
4. При подготовке ответа пользуйтесь памяткой.

Материалы «Дела» к изучению:
Поход казаков Петра Бекетова.
Единственными путями, которыми казаки-землепроходцы продвигались по Сибири, были реки. А. Пашков послал «в Дауры» большой отряд в 100 че¬ловек в начале лета 1652 г. Беке¬тов выступил из Енисейска «на... дальнюю службу на Иргень озеро и на великую реку Шилку, чтобы пришедши туда «поставить два острога в самых крепких и угожих местах, и приводить немирных землищ людей под государеву царскую высокую руку... и ясак с них на государя имать... и для проведыванья серебряной руды...»
На лодках, двигаясь по Енисею, Ангаре, Байкалу, Селенге, Хилку, Ингоде, он намеревался за одно лето достичь озера Иргень, Шилки и поставить остроги. Однако на осуществление столь грандиозного замысла ушло несколько лет.
Большую часть пути пришлось идти против течения рек. Только к концу лета Бекетов с казаками добрался до южного берега Байкала, предварительно от¬правляя в разведывательные походы отряды во главе с Максимовым, Софоновым и Котельниковым. Здесь, в построенном остроге Усть-Прорва, отряд Бекето¬ва оставался до весны 1653 г. На следующее лето казаки двинулись по Селенге и достигли Хилка.
Через десять дней пути Хилок стал настолько мелководен, что большие лод¬ки оказались непригодны. Пришлось делать новые - плоскодонные дощаники. За три недели было изготовлено 13 дощаников, и отряд вновь тронулся вверх по Хилку. На протяжении всего пути паруса и весла использовали редко, в основном тянули лодки бечевой, толкали шестами. На лодках везли оружие - мушкеты, крепостные пищали, самопалы, пики, луки, сабли, порох и свинец. Помимо это¬го дощаники были нагружены многочисленными припасами - сотнями пудов зер¬на, муки, крупы, толокна, гвоздями, серпами, косами, разным инструментом. Были в отряде и лошади, но их берегли и даже на трудных участках не впряга¬ли в бечеву, а использовали только для разведывательных поездок. Так, преодо¬левая многочисленные трудности, осенью отряд достиг озера Иргень, где и был поставлен Иргенский острог. Бекетов торопился попасть на «великую реку Шилку». С основным отрядом он перешел Яблоновый хребет по так называемому Иргенскому волоку и вышел к Ингоде. Здесь для сплава были построены плоты, на которых казакам удалось пройти только 10 верст. Ранние октябрьские морозы сковали Ингоду льдом. На месте вы¬нужденной остановки было построено «Новое государево зимовье» (Ингодинское зи¬мовье). Отсюда Бекетов направил казаков во главе с Максимом Урасовым искать на р. Нерче место для другого острога. Оставив часть казаков в Ингодинском зимовье, Бекетов зимовал в Иргенском остроге и весной 1654 г. вновь направился по Ингоде и Шилке в Нелюдский (Нерчинский) острог, уже отстроенный Урасовым.

КАРТА «ПУТЬ ОТРЯДА ПЕТРА БЕКЕТОВА В ЗАБАЙКАЛЬЕ»

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как работать с картой

1. Приступая к работе с картой, необходимо ознакомится с ее условными обозначениями, с так называемой легендой – табличкой у края карты. Она является важно опорой в действиях с картой. Для того чтобы заставить карту заговорить, рассмотрите представленные в легенде условные знаки, раскраску и прочитайте подписи. После этого вы легко найдете на карте то, что вам нужно.
2. Внимательно рассмотрите карту – схему и ее условные обозначения.
3. Выпишите все интересующие вас объекты из текста и найдите их на карте – схеме.
4. На карте найдите те же самые объекты. Подготовьтесь к ответу.
5. Показывать географические и исторические объекты по настенной карте нужно стоя с правой стороны.

Карточка – задание № 3
1. Прочитайте «материалы дела».
2. Определите, с какими целями казаки шли в Забайкалье. Аргументируйте свой ответ.
3. При подготовке ответа пользуйтесь памяткой.
Материалы «Дела» к изучению:
ИЗ ОТПИСКИ СОТНИКА ПЕТРА БЕКЕТОВА - ЕНИСЕЙСКОМУ ВОЕВОДЕ АФАНАСИЮ ПАШКОВУ О ПОХОДЕ ОТ ЕНИСЕЙСКА ДО ОЗЕРА ИРГЕНЬ
Июль 1653 г.
Государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси воеводе Афонасью Филипповпчю Енисейского ост¬рогу сын боярской Петр Бекетов челом бьет. В прошлом во 1651 году, послан я с служилыми людьми, по государеву ука¬зу, на его государеву дальнюю службу на Иргень озеро и на великую реку Шилку для того: пришед мне с служилыми людьми на Иргень озеро и на великую реку Шилку велеть поставить два острога в самых крепких в угожих местах, и приводить немирных землиц людей под государеву царскую высокую руку, и привет к ним и ласку держать и ясак с них на государя имать с большим раденьем, как милосердный бог помочи подаст; а послан я с служилыми людьми на тое государеву службу для тое острожной ставки, и приводу не¬мирных землиц людей под государеву царскую высокую руку и для проведыванья серебряной руды... а енисейские де слу¬жилые люди посланы были... для государева ясачного сбору, Якунко Софонов, Ивашко Герасимов, Чебычаков, Максимко Уразов, Кирилко Емельянов, Матюшка Сауров.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как построить доказательство.

Доказательство состоит из аргументов (довода), рассуждения и вы¬вода.
1. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.
2. Определите вывод, который будете доказывать.
3. Определите источник, каким будете пользоваться для аргумента¬ции своих выводов.
4. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод, и систематизируйте их.
5. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводами.
6. Выясните, все ли аргументы исчерпаны.

Карточка – задание № 4
1. Прочитайте «материалы дела».
2. Опираясь на текст и фотоматериалы, подготовьте описание внешнего вида казака-первопроходца и острога.
3. При подготовке ответа пользуйтесь памяткой.
Материалы «Дела» к изучению:
Одежда и вооружение казаков-землепроходцев
Одежда казаков-землепроходцев ничем не отличалась от одежды стрельцов тех времен. А потому можно предположить, что это была тра¬диционная одежда русского воина, состоявшая из длинного суконного пла¬тья, похожего на ферязь, или длинного кафтана различных цветов, шапки с меховой опушкой (околом), остроносых сапог, в которые заправлялись исподницы, порты (брюки).
Все эти предметы отличались один от другого не только внешним видом, но и материалом, из которого они изготовлялись. Их качество зависело от достатка и знатности владельца. Потомственные казаки, например, донские, волжские, яицкие, также участвовавшие в сибирс¬ких экспедициях, одевались в полукафтаны (донские казаки называли их жупанами), широкие шаровары и чеботы (сапоги). Изначально одежда казаков была проста, удобна, функциональна и консервативна. Каза¬кам приходилось обмундировываться на собственные средства, поэтому они не заботились о ее излишнем украшательстве и не меняли ее слиш¬ком часто. Казакам, обосновавшимся в Даурии, приходилось шить себе верхнее платье из сукна, присылаемого им из России в счет заработка. Вооружение казаков-землепроходцев было разнообразно и также за¬висело от достатка его обладателя. Разнообразие боевого снаряжения диктовалось и тем, что русская военная администрация не предъявляла строгих требований к казачьему вооружению. Вот почему в арсенале ка-заков-первопроходцев огнестрельное оружие соседствовало с разнообразным, отчасти ус¬таревшим к тому времени, холодным вооружением. Пищали, артиллерийские и ручные, кремневые карабины, сабли, копья, топоры, бердыши, палаши, рогатины, луки со стрела¬ми, ножи - вот неполный перечень вооружения казака-землепроходца в XVII в. Поверх одежды надевалось защитное снаряжение из металла в виде панцирей, кольчуг, байдан, юшманей, колонтарей, зерцал, разнообразных шлемов, колпаков и др.
Острог.
«А в остроге поставлено: государев казенный анбар, да шесть изб казачьих жилых, с нагородни. В остроге двое ворот, караульня под вороты. И всякие острожные крепости в остроге и за острогом, надолбы кругом острогу понаделаны…»
Острожными крепостями в те времена были: прежде всего сам острог – заостренные бревна, вкопанные в землю, являющиеся оградой поселения; верховой и исподний бои, раскаты, надолбы, валы, рвы, чеснок.
Для верхового и исподнего боя в острожной ограде проделывались специальные ниши для удобства стрельбы во время защиты острога. В нишах устанавливались пушки, пищали. В самом остроге для верхового боя устраивались так называемые раскаты; с них можно было стрелять поверх острожной ограды. Довольно хитрым военным сооружением был чеснок. Это воткнутые в землю стрелы копьями вверх. Между стрелами крепился легкий настил из тонких веток и сверху присыпался землей, скрывался от посторонних глаз. Чеснок являлся серьезным препятствием для конницы. Сооружали его на внешней стороне рва и вала…»
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Как подготовить описание.
1. Внимательно прочитайте предложенное описание.
2. Найдите описываемые предметы на иллюстрации.
3. Определите назначение каждого предмета.
4. Опираясь на текст и иллюстрацию, подготовьте свое сообщение.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЗАДАНИЮ

ВНЕШНИЙ ВИД КАЗАКА - ЗЕМЛЕПРОХОДЦА

ВНЕШНИЙ ВИД ОСТРОГА
3) Закрепление изученного материала, Выступление детективных агенств по итогам расследования:
Итак, группы закончили свое расследование и мы ждем выступление агенств. «Агенства» выступают по порядку, остальные участники задают вопросы.

4) Итог занятия:
Для подведения итогов занятия организуется круглый стол на тему: «Значение походов П. Бекетова для Забайкалья».

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса Конспект урока краеведения в 3 классе Развитие познавательного интереса у младших школьников Организация и проведение городского краеведческого ориентирования
Игра - путешествие в летнем лагере по сказкам | Организация и проведение городского краеведческого ориентирования
Опубликовано: 619 дней назад (27 марта 2015)
Просмотров: 1401
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Любовь Анатольевна Лешукова # 28 марта 2015 в 20:29 0
Очень интересное решение для такого содержательного исторического материала. Современно подобраны элементы игры-детективные агентства, которые наверняка вызвали у детей наибольший интерес, всем, наверняка,захотелось побыть в роли детектива))).Мне очень понравилось! Спасибо!