Конкурсы для педагогов и детей

Особенности формирования речевого дыхания у младших школьников с нарушенным слухом

Статья "Особенности формирования речевого дыхания у младших школьников с нарушенным слухом"
Описание работы: данный материал будет полезен логопедам, учителям и родителям. Подходит для дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель дыхательных упражнений – формирование и закрепление навыков правильного диафрагмального дыхания у младших школьников, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.
Задачи:
Умение обучающихся в момент речи делать глубокий вдох и постепенный плавный выдох.
Формирование диафрагмального, фонационного, речевого дыхания.
Формирование умений и навыков правильно распределять дыхательные паузы.

Дыхание входит в сложную функциональную систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем центральной нервной системы. Роль дыхания очень важна, она как «пусковой механизм», в начале постановки звукопроизношения и голосоподачи.
Обучающиеся с нарушенным слухом обладают обычно вполне или почти нормально развитым витальным (внеречевым) дыханием.
Проведённая мной проверка показала, что необученные глухие школьники младшего школьного возраста привыкли свободно выдыхать воздух из лёгких тотчас после вдоха – так как это бывает при обычном покойном дыхании.
Я пришла к выводу, что усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для обучающихся определённые трудности, что связано не только с тем, что глухие учащиеся плохо управляют работой мышц, но и с тем, что они неплотно смыкают голосовые связки при фонации, образуя недостаточно узкие щели или чрезмерно напряжённые смычки речевыми органами при артикуляции. Всё это приводит к нарушению нормального расходования воздуха во время речи.
Обследование речевого дыхания младших школьников подготовительного класса показало, что они говорят от 1 до 4 слогов на выдохе. Некоторые младшие школьники не могли произнести ряд слогов или изолированный гласный звук продолжительно, без дополнительного вдоха, у отдельных обучающихся речь приобретала «всхлипывающий» характер.
Бывали случаи, когда голосообразование происходило на вдохе. Обучающиеся не дифференцировали ротовой и носовой выдох. Всё это отрицательно сказывается на внятности произношения и здоровье детей с нарушенным слухом.
Понимая важность вышеизложенной проблемы, в своей работе на уроках формирования произношения использую следующие этапы:
На 1 этапе создаю фундамент для формирования правильного дыхания на основе сохранных функциональных систем детского организма. Опираюсь на имеющиеся у ребёнка дыхательные и двигательные навыки, учу направлять внимание на работу того органа, который подвергается коррекции.
На 2 этапе – приоритетной является тренировка дыхательных мышц с целью увеличения дыхательного объёма и улучшения качественных характеристик движений дыхательной мускулатуры. Формирование качественных характеристик движений происходит на контрасте напряжения и расслабления.
На 3 этапе – создание активного вдоха с акцентом на качественные характеристики (силу, скорость и объём воздушного потока); регуляция дыхательного ритма. Учу детей контролировать и регулировать длительность и глубину вдоха, выдоха, и пауз между ними.
На 4 этапе – ведётся работа над автоматизацией диафрагмального типа дыхания; формирование речевого дыхания.
На занятиях для формирования длительного, определённой силы выдоха я использовала специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью:
• сдувание со стола комочков ваты, бумаги - игра «Футбол»,
• задувание свечи струёй выдыхаемого воздуха – игра «Пожарник»,
• продувание шариков через трубочку – игра «Снегопад»;
• выдувание мыльных пузырей;
• игры «Мельница», «Бабочка», «Насос», «Шарик»;
• катание по столу карандашей и мелких игрушек.
При этом постоянно увеличиваю расстояние, с которого дети должны, например, скатить катушку со стола, увеличиваю длину трубочки; задания усложняются, например, струёй выдыхаемого воздуха докатить ручку до определённого места на столе.
Подобные упражнения проводятся в течение всего первого года обучения. Однако с детьми, у которых выполнение этих упражнений вызывает трудности, работа продолжается.
Для развития способности делать плавный выдох и регулировать его силу использую следующие упражнения:
• поддувание в воде пластмассовых или бумажных корабликов,
• пускание пузырей через трубочку.
В качестве примера остановлюсь на некоторых упражнениях:
“Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи).
Выдох контролируется ладонью.
“Немое кино”. Учитель показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Обучающемуся предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
“Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.
“Зоопарк”. Обучающийся исполняет роль какого-либо животного. Педагог, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
“Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”. Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси — произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова — произнести на выдохе “му”, кошка — “мяу”).
“В лесу”. Учитель ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Обучающемуся предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ay”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау!”, “Миша, где ты?”, “Я здесь!”, которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.
В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики мной проводится работа по формированию направленной воздушной струи.
С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения:
“Толстяк” (картинка-образ — мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
“Худенький” (картинка-образ — худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.
“Снежок” (картинка-образ — падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
“Дудочка” (картинка-образ — дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
“Пропеллер” (картинка-образ — самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.
Также на занятиях с младшими школьниками с депривацией слуха использую упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократное повторение слогов на одном выдохе, например: папапапа, тататата. Учу обучающихся произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы, затем предложения. Включаю в работу прямой и обратный счёт, перечисление дней недели, месяцев, времён года, имён мальчиков и девочек.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней верхних дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, предохраняет от переохлаждения. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у обучающихся положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

1. Боскис Р.М. учителю о детях с нарушениями слуха. М. Просвещение,1988.
2. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Институт коррекционной педагогики. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
3. А.А.Гуськова «Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». Москва «Творческий центр Сфера» 2011.
Типы упражнений для дыхания:
Дыхательные упражнения (выработка диафрагмального дыхания)
а) положить руки на область диафрагмы. Сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнуть через рот (область диафрагмы при этом втягивается). Повторить несколько раз.
б) фонационное дыхание.
Вдох носом, передняя стенка живота выпячивается вперед.
Вдох – на выдохе ф__;
Вдох – толчкообразный выдох ф__ ф__ф__ф;
Вдох – на выдохе говорим с __, ф __ с;
Вдох – толчкообразный выдох с_с_с_с_с;
Вдох – на выдохе говорить два звука кс_ _ _;
вдох - с_____;
вдох - з_____;
вдох - ш____; ф____;
вдох – кс____ ф ф в;
в) дыхательные упражнения в динамике.
Используется музыкальное сопровождение, характер музыки: плавное, замедленное звучание. Движения, помогающие закрепить навыки диафрагмального дыхания также плавные и замедленные.
вдох – у_______________
вдох – у_______________ф______________
вдох – ф_______________
вдох – ф__ф__ф__ф_ Ф ф ф ф
вдох – в ________
вдох – ф____в____
вдох делать носом.
Прерывистый выдох: ф__ф__ф__ («гасим свечку»)
Длительный выдох: ф__________(выдохнуть весь воздух)
Вдох – сказать на одном выдохе: у_________ ф___________
Вдох – на длительном выдохе сказать: ф___в___с___, ф___ с___
Речевое дыхание:
• Положить руки на область диафрагмы. Вдох – носом, на выдохе произносить слог: па_________
• Чередовать краткое и длительное произнесение слогов (с элементами двигательных упражнений)
• Сделать глубокий вдох, на выдохе произносить порядковые числительные, постепенно наращивая количество слов, произносимых на выдохе.
• Руки опущены вниз. Поднять их через стороны вверх, говоря ряд слогов. Затем опустить руки через стороны вниз, произнося один слог длительно.
татата… та___________
тотото… то___________
тутуту… ту___________
титити ти___________
тэтэтэ… тэ___________
• Наращивание слогов на одном выдохе: та__ту__ти__тэ__
папа___попо___пупу___пипи___пэпэ
• Произносить фразы на одном выдохе синхронно с учителем.
Какой сегодня день недели? Сегодня _______.
Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?
• Полезно наращивать предложения:
(светит солнце)
(сегодня светит солнце)
(ярко сегодня светит солнце).
• Наращивание фраз по вопросам:
(мы были в кино (когда?))
(вчера мы были в кино (с кем?)).
• Упражнения в произнесении слова (словосочетания) короткой фразы много раз на 1 выдохе:
(зима,зима,зима)
(морозная зима)
(настоящая морозная зима)

Рекомендуем посмотреть:

Как избавиться от пропуска букв, слогов в словах? Развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Речевое дыхание — основа правильной речи

Похожие статьи:

Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе

Конспект индивидуального занятия по РС и ФП для 5 класса
Опубликовано: 330 дней назад (9 января 2016)
Просмотров: 774
Рубрика: Статья
+4
Голосов: 4
Ольга Олеговна Белоусова # 10 января 2016 в 11:15 +1
Спасибо большое!
Ольга Олеговна Белоусова # 11 января 2016 в 13:00 0
Очень приятно, что Вам понравилось!
Любовь Николаевна Безгодова # 29 января 2016 в 19:35 +1
Здравствуйте,Ольга Олеговна. В связи с тем, что в современном мире растёт количество детей, имеющих различные отклонения в здоровье, Ваш материал не только актуален,но ещё будет полезен как педагогам школ,так и педагогам дошкольных учреждений. Желаю Вам успехов в вашей работе.
Ольга Олеговна Белоусова # 30 января 2016 в 14:18 0
Спасибо, Любовь Николаевна! И правда, детей с ограниченными возможностями здоровья стоновится много, но к счастью есть много замечательных педагогов готовых помочь таким деткам. Спасибо!