Конкурсы для педагогов и детей

Конспект индивидуального занятия по РС и ФП для 5 класса

Конспект индивидуального занятия по РС и ФП на тему: звук ч, правило - звонкий согласные в конце слов, текст: «Пожар».
Описание работы: данное индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения составлено для обучающегося 5 класса с диагнозом хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени и с учетом индивидуальных возможностей. Данный материал будет полезен для логопедов, дефектологов, учителей коррекционных школ.
Цель: закрепление знаний обучающегося о звуке ч, коррекция устной и письменной речи.
Задачи:
1. Автоматизация звука Ч в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.
2. Развитие умения распознавать в словах и предложениях звонкий согласный в конце слов, совершенствование грамматического строя речи.
3. Развивать речевой слух при различении слов, фраз.
4. Восприятие текста «Пожар» в целом слухозрительно.
5. Развитие мышления, артикуляционной и общей моторики.
6. Воспитание у ребёнка самоконтроля и самооценки при произношении звуков речи.
7. Пополнение словарного запаса словами – калач, ткач.
Оборудование: карточки с загадками, карточки со словами, таблички с предложениями, рабочая тетрадь, предметные картинки, игрушки – стол и ключ.
Ход занятия:
I. Восприятие фраз обиходно – разговорного характера и фразы с общеобразовательных уроков слухозрительно, затем два предложения на слух.
- Поздоровайся.
- Аппарат работает?
- Расскажи о себе. (Меня зовут Саша, мне 11 лет. Я учусь в 5 классе)
- У тебя есть друзья в классе?
- Мне нужно в магазине купить ручку.
- Я перехожу улицу на зелёный свет.
- Расскажи о погоде на улице? (На улице холодно, идёт снег, дует сильный ветер)
II. Работа над звуком ч.
1. Прочитай загадки:
• Его пинают, а он не плачет.
Его бросают – назад скачет. (мяч)
• Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (грач)
Если ребёнок затрудняется в отгадывании загадок, то предлагаю 4 картинки на выбор.
- Какой последний звук в словах? (звук ч)
2. Артикуляционная гимнастика.
«Часики», «Качели», «Спрячь конфету», «Чистим зубы», «Гармошка», «Вкусное варенье».
3. Фонетическая ритмика: Руки расположить перед грудью, кисти рук сжать. В момент произнесения звука ч пальцы разжать вниз, после чего руки переместить перед собой (как будто появляется волна).
ч – ч – ч. Ач – оч – уч - еч , оч – ач– ич – уч.
- Произнеси слог ач сколько раз, сколько услышишь хлопков. (ач ач ач)
4. Произнеси слова и покажи картинку. В. В. Коноваленко – страница 18.
Ткач
Ночь
Меч
Печь
- Слушай слова на слух: меч, ключ, ночь. (ребёнок слушает и повторяет слова)
5. Слова рассыпались, тебе нужно собрать слова правильно:
аврч, пикирч, ючкл, лакач (врач, кирпич, ключ, калач)
6. Игра: «Назови сына по отчеству».
- Прочитай образец: У Ивана сын Иванович.
У Олега сын….
У Василия…
7. Игра: «Путаница».
- Собери предложения правильно:
Мише, новый, купили, мяч. (Мише купили новый мяч)
Лечит, врач, больных, людей. (Врач лечит больных людей)
- Придумай предложение со словами: стол, ключ. (ребёнку предлагается игрушечный стол и ключ)
- Скажи предложение слитно и выполни действие: Ключ лежит на столе.
III. Работа над правилом орфоэпии - звонкий согласный в конце слов.
- Вспомни, над каким правилом мы работаем?
- Звонкие согласные в конце слов произносятся как глухие.
- Назови звонкие согласные звуки. (Б, Д, Г, Ж, В, З)
1. - Запиши пару согласным:
П - .. Ж - .. С - .. В - .. Г - .. Т - ..
2. Прочитай слова правильно:
Жаба – дуб
Вода – сад
Роза – глаз
Лужа – гараж
3. Игра «Один - много». Измени слова по образцу:
Пироги – пирог
Пароходы-
Сугробы –
Медведи –
4. Игра: «Закончи предложения».
- Закончи предложения словами, в которых звонкий согласный стоит в конце слова. (если ребёнок затрудняется, то предлагаются картинки на выбор подходящего: пирог, снег, хлеб, медведь)
Утром пошёл … .
Мама испекла … .
- Найди ошибки в предложениях и прочитай их правильно на одном выдохе:
Заяц грыс моркофь. (2 ошибки)
Дожть лил как из ведра. (1 ошибка)
5. - Возьми ручку и тетрадь, будешь писать слова.
- Слушай: глаз, хлеб, гриб, ёж, арбуз.
I V. Физкультминутка - под звуки природы.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Замечательно!
V. Восприятие текста: «Пожар» в целом слухозрительно.
«В лесу была школа интернат. Ребята любили ходить в лес. Они собирали грибы и ягоды. Слушали пение птиц в лесу. Миша и Серёжа после обеда пошли в лес. Вдруг Миша увидел огонь. Горел лес. Мальчики стали ветками тушить пожар. Скоро приехали лесники. Все вместе потушили лесной пожар.»
- Что ты понял? (ребёнок называет слова, словосочетания, которые услышал)
- Как бы ты назвал рассказ?
- Послушай рассказ ещё раз и сосчитай количество предложений. (10 предложений)
- Слушай слова: пожар, лес, мальчик, школа.
- Слушай предложения слухозрительно: Горел лес. Ребята любили ходить в лес.
IV. Рефлексия.
- Что мы делали на занятии?
- С каким звуком мы работали?
- Какое правило орфоэпии мы повторяли?
- Что было самым трудным на занятии?
- Как ты занимался?
- Молодец! Ты хорошо говорил, внимательно слушал.
В. В. Коноваленко, Коноваленко С. В. Автоматизация шипящих звуков у детей. Москва: Издательство ГНОМ,2006.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока развития речи в 5 классе на тему: Осень Конспект урока развития речи в 5 классе по учебнику Разумовской. Микротема текста. Абзац

Похожие статьи:

Конспект урока по развитию речи «Зимушка-зима», 5 класс

Участник №76 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Особенности формирования речевого дыхания у младших школьников с нарушенным слухом | Конспект индивидуального занятия для 3 класса по РС и ФП. Звуки ч, д
Опубликовано: 329 дней назад (11 января 2016)
Просмотров: 553
+13
Голосов: 13
Ольга Сергеевна Дьякова # 12 января 2016 в 18:28 +2
Ольга Олеговна,спасибо за приглашение.С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень нужный, актуальный материал, уверена будет востребован многими педагогами работающими с детьми с нарушением слуха. Желаю Вам дальнейших творческих успехов ! Примите мой голос!
Ольга Олеговна Белоусова # 12 января 2016 в 19:41 +1
Спасибо, что приняли моё приглашение, надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Оксана Михайловна Жидикина # 12 января 2016 в 19:17 +3
Добрый вечер, Ольга Олеговна. Спасибо за приглашение на индивидуальное занятие. Занятие составлено методически грамотно, учитывая индивидуальные особенности ребёнка. Задания разнообразные. Используете здоровье сберегающие технологии. Расширяете кругозор, словарный запас школьника. Цель и задачи выполнены. Примите мой голос №2.
Ольга Олеговна Белоусова # 12 января 2016 в 19:44 +1
Спасибо большое за Ваш комментарий!
Наталья Александровна Ермакова # 16 января 2016 в 01:35 +2
Добрый вечер, Ольга Олеговна! Очень интересный получился урок, с интересными заданиями, дети играя познают столь сложную науку, браво! Голосую!
Ольга Олеговна Белоусова # 16 января 2016 в 11:26 +1
Наталья Александровна, спасибо за комментарий и оценку! Очень приятно, что Вам понравилось!
Ирина Владимировна Жабина # 21 января 2016 в 19:58 +3
Здравствуйте, Ольга Олеговна! Внимательно изучила представленную Вами методическую разработку. Для индивидуального занятия с учетом особенностей ученика Вы использовали разнообразные интересные лексические задания для реализации поставленных задач и цели. Все способствует целенаправленной работе по усвоению темы. Ваша разработка - отличное подспорье для закрепление знаний о звуке [ч]. Мне очень понравилось, что все предложенные учащемуся задания направлены на достижение конкретной цели, на закрепление и проверку знаний по теме. В конце занятия Вы удачно включили ученика в рефлексивную деятельность. С уважением и голосом 4, И.В.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 27 января 2016 в 21:21 +3
Ольга Олеговна,спасибо за приглашение на знакомство с индивидуальным занятием по развитию слуха и формированию произношения для обучающегося 5 класса с диагнозом хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени. Мне такие диагнозы в новинку, но чувствуется, что занятие выполнено качественно, профессионально и грамотно! Всё четко, по полочкам и с расстановкой! Творческих Вам успехов и удачи! Голос!
Розова Елена # 28 января 2016 в 00:58 +1
Спасибо за разработку. Для меня это незнакомая сфера деятельности: с такими детьми не работала. Было очень интересно и полезно.
Любовь Зайцева # 28 января 2016 в 08:49 +2
Здравствуйте, Ольга Олеговна! Ваш конспект индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения доступен, понятен, методически верен. Закрепление знаний обучающегося о звуке Ч, коррекция устной и письменной речи в нем прослеживается на всех этапах. Вы предлагаете детям игры - "Закончи предложения", "Путаница", "Назови сына по-отчеству",- в них ребенок в игровой форме учится распознавать звонкий согласный в конце слов, совершенствует свой грамматический строй речи.
Спасибо. Мой голос №7. Успехов Вам!
Марина Николаевна Гусева # 28 января 2016 в 17:13 +1
Здравствуйте,спасибо за ваш опыт, за работу с ребятами с нарушением слуха. Успехов вам!
Людмила Идрисовна Мельникова # 28 января 2016 в 18:05 +2
Здравствуйте! К сожалению я не сильна в методике проведения уроков, я воспитатель. Но по насыщенности и смене видов деятельности урок очень интересный. Детям значительно интересней выполнять физкультминутки под музыку. мы часто это используем в ДОУ. Мой голос 9. Удачи Вам в конкурсе!
Раиса Владимировна Коломыцева # 28 января 2016 в 20:41 0
Добрый вечер, Ольга Олеговна! Думаю. что воспитанникам тема урока была интересна и материал носит познавательный характер, голосую!
Ольга Олеговна Белоусова # 29 января 2016 в 18:23 0
Уважаемые коллеги, большое спасибо за Ваши комментарии, что смогли выделить время на ознакомление с моим конспектом индивидуального занятия, очень приятно!
Татьяна Михайловна Обливанцева # 31 января 2016 в 11:42 +1
Здравствуйте, Ольга Олеговна!. Занятие интересное. Спасибо Вам. Многое можно взять себе на вооружение, т.к. приходится работать и с аутичными детьми.
Людмила Васильевна Биткова # 23 апреля 2016 в 20:59 0
Здравствуйте, Ольга Олеговна! Урок познавательный, насыщенный.Хорошо, что проводите физкульминутку под музыку. Цели и задачи достигнуты. Голос.