Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока развития речи в 5 классе по учебнику Разумовской. Микротема текста. Абзац

Конспект открытого урока развития речи в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской.
Учитель Г.Н. Сыромукова, 1 квалификационная категория
Тема урока: Микротема текста. Абзац.
Цели:
1. Научить выделять микротему текста, делить текст на абзацы.
2. Развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся.
3. Воспитывать чувство любви к Родине.
Речь нуждается
в захватывающем начале
и убедительной концовке.
Задачей хорошего оратора
является максимальное
сближение этих двух вещей.
Г.К.Честертон
ТЕРМИНЫ:
1. Микротема – наименьшая составная часть общей темы текста.
2. Микротекст- часть текста, раскрывающая микротему.
3. Абзац – часть текста, раскрывающая микротему.

Уважаемые ребята, мы продолжаем уроки развития речи по теме «Текст»
Прошу вас прочитать эпиграф к сегодняшнему уроку. Прокомментируйте содержание эпиграфа.

Токаева Юля: Сегодня на уроке мы будем развивать свою речь, будем учиться тому, как правильно начинать текст, как его заканчивать. Я понимаю, что начало любого устного высказывания или письменного сочинения должно иметь захватывающее начало и убедительную концовку.

Честертон Гилберт Кийт – это английский христианский мыслитель, журналист и писатель конца 19 – начала 20 века.

А кто такой оратор?
Брязгин Дима: В Толковом словаре современного русского языка под редакцией Ушакова сказано: Оратор – человек, произносящий речь, лицо, выступающее, говорящее в собрании. Например, оратор увлёк аудиторию красноречием. Это человек, обладающий даром речи.

Ребята, вам предстоит сегодня, вспомнив изученное, исследуя материал учебника М.М. Разумовской для 5 класса по теме развития речи, научиться выделять микротему текста, делить текст на абзацы, а значит, понимать особенности начала микротекста и его убедительную концовку.

Я прошу вас восстановить перепутанную логическую цепочку:

Словосочетания, звуки, слоги, предложения, слова
(звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, …)

Докажите правильность цепочки.

Угрюмова Софья: Из звуков складываются слоги, из слогов получаются слова, слова образуют словосочетания, а словосочетания – предложения.

Я думаю, не хватает слова ТЕКСТ, потому что текст состоит из предложений.

-В этой цепочке не хватает 1 слова, как вы думаете, какого?

Да, это слово ТЕКСТ.

Как вы думаете, почему слово ТЕКСТ выделено?

Это тема нашего урока.

Да, мы будем работать с текстом, но давайте откроем учебник на стр. параграф и уточним тему.

Микротема текста. Абзац.

Оформление работы в тетради (число, классная работа, тема урока)

Попробуйте сформулировать цель урока.

С некоторыми признаками текста мы уже знакомы. Вспомните.

Признаки текста:
1. Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически;
2. Текст имеет тему;
3. В тексте есть основная мысль;
4. В тексте должно быть захватывающее начало и убедительный конец – смысловая целостность и завершённость;
5. Текст – это лексико – грамматическое единство;
6. Текст отличается самостоятельностью.

Перед вами разноцветные листочки с предложениями. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).

I. Осенью певчие птицы улетают на юг.
II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
IV. Все они будут ждать возвращения на родину. (Евгений Чарушин)

О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?

3. Какова основная мысль данного текста?

Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.

Что хотел сказать нам автор Евгений Чарушин? Где может находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать?

Основная мысль текста может находиться:
В заголовке
В одном из предложений текста
Можем сформулировать сами.

Варианты заголовков:
Скворцы
Скворцы на чужбине
Любовь к Родине

В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.

Какие пословицы подтверждают наши мысли?
На чужой стороне и весна не красна.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Всякому мила своя сторона
Каждому свой край сладок
На чужой стороне родина милей вдвойне
За морем теплее, а на родине милее.

Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.

Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро.

Аля: Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и так далее.

А как вы думаете, что такое микротема?

Запишите в тетрадь: Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.

Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему. Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.

Чтобы вам лучше запомнилась эта трудная тема, группа ребят предлагает небольшую сценку.
Сценка
1. Я – абзац. Моё начало с красной строки. Я часть текста между красными строчками. Я служу для выделения микротемы. По количеству абзацев можно определить количество микротем. Вот мои составные части, без которых я просто не могу существовать:

2. Я - абзацный зачин – основная часть абзаца, первое его предложение, в котором заключено наиболее важное его содержание. Я ни от кого не завишу! Я самостоятелен! Я начинаюсь с предложения, в котором в обобщённом виде намечено содержание микротекста. Если вы это запомните, то легко сможете составить план любого текста.

3. А я средняя часть абзаца! Главная! Во мне содержание первой абзацной фразы уточняется, конкретизируется, приводятся примеры, сопоставляются или противопоставляются факты, указываются причины и следствия явлений. Во мне все предложения зависят друг от друга. Эта зависимость выявляется с помощью различных вопросов, которые могут быть поставлены от одного предложения к другому
( а именно…, что ещё?, для чего?, почему?
4. А я концовка. Во мне подводится итог сказанному. Правда, я бываю далеко не всегда…
ВСЕ: А все мы вместе – микротекст
6.Упр. с . Чтение текста вслух

-Определите тему текста
-Как можно озаглавить отрывок
-Как развивается мысль?

Можно сказать, что это части в тексте. Но каждая имеет свою тему. И вот эти несколько предложений, объединенные маленькой темкой – образуют микротему.

Микротема- часть темы, все микротемы подчинены общей теме.

Автор, чтобы показать мастерство, талант жонглера, как бы по ступенькам от одной темы переходит к другой.

А чтобы их как-то отделить, он использует абзац.

Абзац- часть текста

Каждый абзац на письме выделяется красной строкой (небольшой отступ)

8. Сообщение уч-ся о происхождении красной строки.
Итак, микротема – это…

Абзац – это…
Pассмотpите пpедложенные пpимеpы, опpеделите, как связаны пpедложения в мини-текстаx, сделайте выводы.
Слайд №
Все блага и pадости жизни создаются тpудом. Без тpуда нельзя честно жить. (В.Суxомлинский).
Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший дpуг, но и до конца веpный спутник. (М.Шолоxов).
Вывод: в данныx пpимеpаx пpедложения связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: втоpое-с пеpвым, тpетье-со втоpым и т.д. Такую связь называют цепной (последовательной). Пpедложения в тексте могут сцепляться пpи помощи повтоpяющиxся или однокоpенныx слов (тpудом-без тpуда), местоимений (книгу-она) и дpугиx языковыx сpедств.

Зимний лес
Наступила зима. Лес околдован. Баpxатные лапки елей необычайно кpасивы. Но жизнь под снегом зимой не замиpает. Вот уже светает. Начинают свою песню pедкие птицы. Люблю зиму!
Вывод: пpедложения в данном тексте связываются без сцепляющиx слов. Пpи этом все пpедложения, начиная со втоpого, и по смыслу, и гpамматически связаны с пеpвым. Они как бы pазвеpтывают, конкpетизиpуют его смысл. Поpядок главныx членов в ниx такой же, как и в пеpвом пpедложении.
Такая связь пpедложений в тексте называется паpаллельной. Сxематически паpаллельную связь пpедложений в тексте обозначают так:
9. Упр. Стр.
-Прочитайте текст
-Заголовок
-Выделите абзацы
-План
Записать план в тетрадь. 1. Ночной дождь
2. Утренний
3. Вечерний
4. Слепой
Работа с текстом
Читает вслух
Многие говорят о любви к Родине. Это очень важные слова, и надо заслужить право на них. Оно завоевывается своей жизнью, своим трудом, своей учебой.
Любить Родину – жить ее жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину. Беречь как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием. Не давать в обиду пошлякам, для которых нет ничего святого. Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.
Для человека должно быть все дорого на своей Родине: ее народ, ее земля, ее история, ее завтрашний день. Будущее Родины в наших руках. Помните об этом.
(По Ю. Яковлеву)
Проверка усвоения темы.
Тест «Верные и неверные утверждения»
1 Текст состоит из предложений +
2. Все предложения в тексте имеют границы +
3 К тексту нельзя подобрать заголовок –
4 Текст можно разделить на части +
5 Каждая часть текста записывется с красной строки +
6 Предложения не имеют последовательности -
7.В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится +
8.Ключевые слова помогают раскрыть тему +
9.Микротема текста – это тема ? -

Взаимопроверка

Рефлексия
Веpнемся к нашему гpафическому оpганизатоpу. Заполните гpафу «Узнал (узнала)», указав, что вы узнали на уpоке.
Дома на выбор:
Составьте текст по данному началу:
Я люблю свою семью, школу, город Котельнич, родную природу.
Напишите сочинение-рассуждение по одной из выбранных пословиц.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока развития речи в 5 классе на тему: Осень Конспект индивидуального занятия по РС и ФП для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока по развитию речи «Зимушка-зима», 5 класс

Исследовательская работа ученика 8 класса. Диалектизмыв произведениях писателя Вылегжанина | Анализ текста. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Опубликовано: 505 дней назад (23 июля 2015)
Просмотров: 7009
+4
Голосов: 4
Анастасия Викторовна Кузнецова # 23 июля 2015 в 20:20 0
Подробный конспект урока,продуман ход занятия,ответы детей.Хорошая работа с пословицами.Интересно!Голосую
Галина Николаевна Сыромукова # 25 июля 2015 в 11:45 0
Спасибо! Всего Вам доброго!
Валерий Григорьевич Вершинин # 24 июля 2015 в 00:26 +1
Галина Николаевна! Хорошо продуманный, проработанный, выверенный конспект трудной темы. Действительно, это методическая помощь педагогу-филологу и всем тем, кому интересно и кто любит русский язык. С уважением, Валерий Григорьевич. Голосую и беру в заметки.
Галина Николаевна Сыромукова # 25 июля 2015 в 11:45 0
Спасибо! Всего Вам доброго!
Тамара Васильевна Енина # 25 июля 2015 в 14:21 +1
Здравствуйте,коллега, хороший добротный конспект у Вас получился,уместно, на мой взгляд,использовалась технология критического мышления,продумана работа по разграничению понятий "тема" и "микротема", нужное дело, ведь скоро этим детям писать ОГЭ в 9 классе.Интересное начало урока, разноуровневое домашнее задание по выбору -все элементы ФГОС присутствуют.Очевидно,Ваши ученики разобрались в теме урока,значит,Вы достигли своей цели. Успехов Вам в дальнейшей работе. Голос.
Екатерина Петровна Беликова # 13 августа 2015 в 23:19 0
Здравствуйте, Галина Николаевна! Познакомилась с Вашим конспектом открытого урока развития речи в 5 классе по учебнику М.М. Разумовской "Микротема текста. Абзац", задачи к уроку: научить выделять микротему текста, делить текст на абзацы; развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся; воспитывать чувство любви к Родине. Работа с эпиграфом - Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.(Г.К.Честертон)- в начале урока позволяет учителю подтолкнуть пятиклассников к формулировке задач к уроку. Тему ученики тоже называют самостоятельно. Интересной является работа по восстановлению текста из отдельных предложений (сама часто использую этот прием). Увлекательна и работа, на мой взгляд, по формулировке основной мысли текста, выбор пословицы, отражающей основную мысль. Урок насыщен разнообразными видами работ, методами и приемами такими как: слово учителя, беседа, работа с пословицами, работа с терминами "микротема", "микротекст", "абзац", инсценировка, работа с упражнением/ учебником, индивидуальное сообщение учащегося о происхождении красной строки, тренировочные упражнения, работа с текстом, тест и др. Этап рефлексии присутствует, домашнее задание дано творческое: Составьте текст по данному началу: Я люблю свою семью, школу, город Котельнич, родную природу. ИЛИ Напишите сочинение-рассуждение по одной из выбранных пословиц. Урок неплохой. Я бы презентацию сделала к уроку. Что касается оформления материала, не везде используются возможности разных шрифтов, отсутствует описание работы, иллюстративный материал, структура урока размытая. В целом урок понравился. Спасибо! Голос №4.