Конспект урока по развитию речи «Зимушка-зима», 5 класс

Русский язык, 5 класс

Автор: Какарова Анна Петровна, учитель русского языка МКОУ СОШ с.Тиинск Мелекесского района Ульновской области

Описание работы: Предлагаю вам конспект урока по развитию речи на тему «Зимушка-зима» для учащихся 5 класса.На уроке ребята будут анализировать текстовой материал, развивать речь, музыка и живопись помогут перенестись в зимний лес и увидеть чарующую красоту зимушки-зимы.

Цели:

- комплексное повторение изученного материала;

- развитие логического мышления, навыков связанной речи;

- воспитание любви к природе.

Оборудование:

- репродукции картин  с изображением  зимнего леса;

- музыкальное сопровождение;

Учитель:

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин)

Как вы думаете, ребята, над чем мы будем работать? Действительно, мы сегодня будем говорить о матушке-зиме. На  наших окнах мороз нарисовал причудливые узоры, а природа так красива в это волшебное время года!

1. Игра «Кто знает больше?»

- Вспомните пословицы о зиме. Как вы их понимаете?

Август собирает, а зима поедает.

Готовь летом сани, а зимой телегу.

Зимой солнце сквозь слезы смеётся.

Зима лодыря морозит.

Зимой морозы, а летом грозы.

Мороз и железо рвёт, и на лету птицу бьёт. 

Мороз невелик, да стоять не велит. 

 - Придумайте однокоренные слова к слову зима (зимушка, зимний, по-зимнему, предзимний, зимовка, зимовать ). Кому не понятны значения некоторых слов? Давайте обратимся к словарю.

2. "Отгадай загадку!»

Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом,

Значит, в гости к нам сама

Кто пришла, скажи? (Зима)

 

Если дым столбом стоит,

Под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щеки, нос,

Что на улице? (Мороз).

 

Если елочки в домах

В ярких бусах и огнях,

Если водим хоровод,

Что встречаем? (Новый год).

- Молодцы, ребята.

3. Прослушивание записи «Зима. Времена года» Чайковского.

- Какие картины возникли в вашем воображении?

- Какие краски вы бы выбрали, если рисовали зимний лес? Объясните свой выбор.

4. Просмотр репродукции картины с изображением зимнего леса.

- Какое время года изображено? Что вдохновило художника?

- Каким вы видите зимний лес? Подберите художественные средства, чтобы ваш рассказ зазвучал яркими красками, чтобы мы почувствовали дыхание зимы.

5.  Анализ текста .

(1) Хорошо в феврале в Подмосковье!(2)Кругом иней и снег.(3)В меру подбадривает морозец, без знойной колкости.

(4) Что может быть лучше лыжной прогулки по просеке в это время?(5)Хорошо на санях прокатиться по лесной дороге.

(6) Холодное пламя тихой зорьки рдеет на пышной шири сугробов.(7)На склоне оврага дремлет остров хвойного леса.(8)Глаз ласкает зеленой бархат хвои.(9)А вон на лапнике елки прыгает с ветки на ветку маленькая птичка.( По Д.Зуеву)

- Поработайте в парах: заполните таблицу и оцените свою работу и товарища.

Опрекделить

Ответ

      Оценка

Тема

 

 

 

Идея

 

 

 

Тип речи

 

 

 

Стиль речи

 

 

 

Заголовок

 

 

 

Физкультминутка: -Давайте, ребята, немного отдохнем:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли из-за парт.

Пять, четыре, три, два, один,

Встали и присели.

Семь, восемь,

Наклоны — вправо, влево.

Девять, десять,

Тихо сели.

- Ребята, с помощью чего писатель так красиво описывает зимнюю природу?

-  Конечно, с помощью изобразительно-художественных средств. Найдите в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения.

- Выполните синтаксический разбор 9 предложения(один ученик на доске).

Постройте схему предложения.

- Работаем по вариантам 1 вариант —лыжной прогулки, 2 вариант-глаз ласкает. Разбор словосочетаний. Взаимопроверка.

- Найдите в тексте существительные 3-го склонения.

- Выполните фонетический разбор слова ЕЛКИ.

- Найдите в тексте глаголы 3 склонения.

-  Теперь поработаем в творческой лаборатории(группы): сконструируйте текст-описание зимнего леса. Что вы увидите,что услышите, «гуляя» по заснеженным тропинкам леса? Какие сюрпризы приготовила нам проказница матушка-зима?

Прослушивание текстов.

- Ребята, какая группа справилась с этим заданием лучше?Обоснуйте свой выбор.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Лесные вести».

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка 8 класс

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 5 классе

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Миляуша Газизова # 3 февраля 2014 в 20:55 +1
Очень полезный материал. Будем использовать в работе. Спасибо.
Елена Дмитриевна Хлустикова # 4 февраля 2014 в 19:38 +1
Отличный урок по развитию речи! Здесь мастерски соединены поэзия, музыка и живопись.Учитель учит видеть и описывать зимние картины и анализировать текст.Анализ текста делается по опорам , данным детям - это сложная и кропотливая работа поможет детям в дальнейшей учёбе.Спасибо за полезный материал с игровыми приёмами!
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 31 марта 2014 в 16:11 0
Спасибо за интересный урок! Уроки по развитию речи не всегда удаются. Сами понимаете, они специфичны. Вы очень умело соединили работу по развитию речи с развитием детей в музыкальном и художественном плане. Очень интересный конспект. Творческих успехов Вам!
Подольская Ирина Александровна # 23 июля 2014 в 18:44 0
Тема и идея урока соответствует типу урока. Материал подобран в соответствии с возрастной аудиторией. Развитие речи - это очень интересная работа. Хорошо, что Ваши дети учатся мыслить, слушать, слышать уже в 5 классе. Все это даст хорошие плоды в старших классах. Спасибо. С уважением ИА
Раушания Ягфаровна Яппарова # 25 октября 2015 в 18:09 0
Тема и идея урока соответствует типу урока. Материал подобран в соответствии с возрастной аудиторией. Развитие речи - это очень интересная работа. Хорошо, что Ваши дети учатся мыслить, слушать, слышать уже в 5 классе. Все это даст хорошие плоды в старших классах. Спасибо.
Марина Николаевна Салихова # 15 августа 2014 в 06:35 0
Замечательно! Только "оценить свою работу и товарища" - мне хотелось бы заменить на фразу: "оцени свою работу и работу товарища". Это в тот момент, когда идет работа в парах.
В целом идея урока великолепно. Цели поставлены и достигнуть. Использование наглядности продумано. Спасибо за Ваш труд! Дерзайте и впредь!
Марина Александровна Павлычева # 28 августа 2014 в 19:25 0
Чудесный урок! Особенно радует, что в нем реализуется интеграция образовательных областей. Такие уроки всегда проходят весело, дети запоминают многое на уроке, что уменьшает количество времени на домашнюю работу.
Татьяна Алексеевна Страупе # 20 октября 2014 в 00:08 +1
Очень понравился урок! Эмоциональный, научный одновременно. Хороши табличка, взаимопроверка, использование межпредметных связей. Наполненный урок, деткам некогда скучать, материал прекрасный! Работа в группах, по-моему, всегда даёт какой-то дополнительный моторчик уроку - много можно успеть. Очень удачно сочетаются методы и предоставленный учителем материал детям для работы. Спасибо.
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 17:35 0
Урок развития речи получился прекрасным. Все гармонично и уместно. А главное цель обязательно будет достигнута. Спасибо за помощь. Возьму урок в копилку!
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 20:38 0
Интересный урок.Разнообразные формы работы помогают учащимся развивать творческие способности. Звучащая музыка помогает ребятам слушать и мыслить. А затем выражать свои мысли, ценить прекрасное. Понравилась оценочная таблица.Думаю, материал мне пригодится. Спасибо
Светлана Александровна Фёдорова # 7 ноября 2014 в 18:38 0
Конспект разработан для учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Какой вид учреждения?
Людмила Александровна Ерёмина # 29 декабря 2014 в 14:58 0
Спасибо автору за интересную и необычную разработку урока по развитию речи у учащихся 5 кл. На следующий год беру пятиклассников, поэтому с удовольствием воспользуюсь предложенным конспектом, который и продуман, и скомпонован удачно. За 45 мин. не только межпредметные связи показать удастся,но и есть возможность детям своё творчество и самостоятельность во время и при подготовке урока проявить. Я только не поняла, что имелось в виду, когда речь зашла о глаголах 3 склонения. Может, я от лингвистической науки отстала и у глаголов теперь не только спряжение, но и склонение определять научились. Наверное, это всё-таки опечатка.
Женисгуль Куанышбаевна Жантурина # 17 января 2015 в 12:05 +1
спасибо за работу. грамотно и ясно. у меня 5 класс и я возьму некоторые элементы вашего материала. творческих идеи вам побольше.
Татьяна Николаевна Кузьмина # 3 июня 2015 в 12:35 0
Анна Петровна! Спасибо за отличный урок.Мне понравилась методика проведения: здесь и анализ, и связь с жизнью, и игровые моменты, и воспитание , и межпредметные связи.Все ненавязчиво, интересно
Елена Александровна Зинина # 14 июня 2015 в 13:14 0
Очень хорошая и полезная разработка. Попробую подобное мероприятие провести на своих уроках. Развитие речи- это одна из первоначальных наших задач. Спасибо!
Ольга Валентиновна Полежаева # 17 июня 2015 в 15:46 0
Спасибо большое за урок! Очень понравилось, что речь учащихся развивается на примерах, взятых из устного народного творчества, а также из произведений русской классической литературы, музыки, изобразительного искусства.
Светлана Александровна Ренёва # 20 сентября 2015 в 15:19 0
Анна Петровна! Спасибо за урок !Обучающую, развивающую и воспитательные цели, поставленные на этом уроке, учитель выполнил.Цели и задачи урока достигнуты через смену видов деятельности учащихся на уроке и смену заданий. На уроке осуществлён комплексный подход.
Елена Валерьевна Черных # 6 ноября 2015 в 18:41 0
Урок развития речи интересный, познавательный! Использованы разные виды и формы учебной деятельности.
Айнаш Хаиржановна Даниярова # 9 ноября 2015 в 14:45 0
Урок познавательный.Я считаю, что материал соответствует возрасту обучаемого, программному материалу. Учитель подобрал материал ещё и к уровню ребёнка. спасибо за полный, хорошо продуманный конспект.Удачи!
Ольга Николаевна Трищенкова # 9 ноября 2015 в 18:57 0
Очень сложно бывает провести урок, который действительно направлен на развитие речи. Автор урока удачно сочетает и литературу, и музыку, и изобразительное искусство.Удачно подобран материал. Думаю, что использую материалы урока в своём 5 классе! Спасибо за урок!
Ольга Геннадиевна Дворникова # 9 ноября 2015 в 21:45 0
Урок неплохой. Но некоторые элементы урока, на мой взгляд, лишние. Не понимаю, для чего нужен синтаксический разбор предложения? Разве в том предложении есть какое-либо средство художественной выразительности? Зачем искать существительные 3 склонения? К чему выполнять фонетический разбор? Какая связь этих заданий с целью урока? И совершенно непонятно, как можно найти глагол 3 склонения. Надеюсь, что это была лишь опечатка. Для меня уроки развития речи -- это полёт, фантазия, поэзия. Зачем же пришпиливать ей крылья различными разборами? И уж совершенно лишней является не сама таблица, а оценка, которую должны дать ученики себе и своему товарищу. Вы, уважаемая Анна Петровна, сами можете оценить правильность темы текста по 5-ти балльной школе, если тема может быть выражена 2-4 словами? Я бы затруднилась, а ещё честнее - постеснялась оценивать первые опыты работы по развитию речи (всего лишь 5 класс). Вы их только ещё учите, а не проверяете. Извините, если что-то показалось Вам обидным.
Елена Константиновна Сапрыкина # 11 февраля 2016 в 21:52 0
Уроки по развитию речи очень сложны, и нам нужно быть очень аккуратными с подбором материала. Развивать речь необходимо в условиях свободы, творчества. Разборы, по моему мнению, совсем неуместны. Дайте возможность детям забыть об условностях, раскрепоститься, заговорить. А наша роль - лишь подсказать, намекнуть, помочь. Физкультминутка могла бы быть выстроена в виде прогулки по лесу: покажите правой рукой, где притаилась белка, левой, где спрятался тетерев и т.д. Но мне понравилось домашнее задание. "Лесные вести" - это что-то от журналистики. Вы, надеюсь, объяснили детям, что это такое?
Спасибо.
Ирина Евгеньевна Сташевская # 17 февраля 2016 в 19:51 0
Спасибо за хорошую разработку урока развития речи. Учитель показал нам, как, используя музыкальное сопровождение, репродукции картин с изображением зимней природы, можно интересно перенестись с учащимися в зимний лес и увидеть чарующую красоту зимушки-зимы, а потом всё это описать.
Татьяна Константиновна Васильченко # 8 апреля 2016 в 20:06 0
«Времена года» — известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин. В конспекте не указано название пьесы, которую предлагает учитель послушать. Вопросы после прослушивания музыки сразу настраивают на изобразительное искусство. Тогда, зачем Чайковский? Просто музыкальная пауза? Привлекайте учителя музыки на свои уроки,он профессионально дополнит ваш урок музыкой П.Чайковского ("Времена года"),Г Свиридова ("Поёт, зима, аукает"), А. Вивальди ("Времена года")... Удачи, спасибо!
Татьяна Николаевна Колесникова # 8 мая 2016 в 15:14 0
Хороший урок. Подробно изложены этапы урока. Методы и приемы разнообразны.Спасибо учителю за конспект
Дина Хуснуллина # 8 мая 2016 в 21:41 0
Очень насыщенный урок. Перед составлением описания зимы идет разносторонняя подготовка к восприятию текста: тут и музыка, и живопись, стихи, загадки.Понравилось, что включена работа над изобразительными средствами языка. Хорошо, что дети работают в группах. Обязательно использую в работе.
Наталия Олеговна Шевченок # 24 октября 2016 в 10:22 0
Благодарю Вас, Александра Сергеевна, за конспект индивидуального логопедического занятия.Конспект написан грамотно,чувствуется творческий подход учителя - логопеда.Некоторые интересные приемы буду использовать в своей работе со старшими дошкольниками с речевыми нарушениями.
Лариса Сергеевна Чернышова # 12 ноября 2016 в 23:58 0
Развитие речи учащихся - очень важная работа, результатом которой является социализация учащихся, их умение выразить словами свои мысли и чувства. Конспект мероприятия содержит интересный материал, развивающий речь учащихся. Он объединяет разные виды искусства, что создает у детей определенный эмоциональный настрой. Спасибо за Вашу работу!