Конкурсы для педагогов и детей

Можно ли наказывать детей? Как наказывать детей?

Про наказания

Недавно нашла в интернете статью Л.Петрановской, мне она показалась интересной. Приглашаю Вас к обсуждению.
Часто родители задают вопрос: можно ли наказывать детей и как? Но с наказаниями вот какая есть проблема. Во взрослой жизни-то наказаний практически нет, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД.
Нет никого, кто стал бы нас наказывать, «чтобы знал», «чтобы впредь такого не повторялось».
Все гораздо проще.
Если мы плохо работаем, нас уволят и на наше место возьмут другого. Чтобы наказать нас? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше.
Если мы хамоваты и эгоистичны, у нас не будет друзей. В наказание? Да нет, конечно, просто люди предпочтут общаться с более приятными личностями.
Если мы не умеем любить и заботиться, строить отношения, от нас уйдет супруг — не в наказание, а просто ему надоест.
Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь — и задача взрослого человека просчитывать последствия и принимать решения.
Если мы воспитываем ребенка с помощью наград и наказаний, мы оказываем ему медвежью услугу, вводим в заблуждение относительно устройства мира. После 18 никто не будет его заботливо наказывать и наставлять на путь истинный (собственно, даже исконное значение слова «наказывать» — давать указание, как правильно поступать). Все будут просто жить, преследовать свои цели, делать то, что нужно или приятно лично им. И если он привык руководствоваться в своем поведении только «кнутом и пряником», ему не позавидуешь.
Не наступление естественных последствий — одна из причин, по которым дети оказываются не приспособлены к жизни. Если сам о себе не позаботишься, никто этого делать не станет. Но от этой важной истины детей тщательно оберегают. Чтобы потом одним махом выставить в этот самый мир — и дальше как знаешь…
Вот почему очень важно всякий раз, когда это возможно, вместо наказания использовать естественные следствия поступков.
Потерял, сломал дорогую вещь — значит, больше нет. Украл и потратил чужие деньги — придется отработать. Забыл, что задали нарисовать рисунок, вспомнил в последний момент — придется рисовать вместо мультика перед сном.
Устроил истерику на улице — прогулка прекращена, идем домой, какое уж теперь гуляние.
Казалось бы, все просто, но почему-то родители почти никогда не используют этот механизм.
Вот мама жалуется, что у дочки-подростка стащили уже четвертый мобильный телефон.
Девочка сует его в задний карман джинсов и так едет в метро. Говорили, объясняли, наказывали даже. А она говорит, что «забыла и опять засунула».
Бывает, конечно. Но я задаю маме один простой вопрос: «Сколько стоит тот телефон, что у Светы сейчас?». «Десять тысяч — отвечает мама».
«Как, она потеряла уже четыре и вы опять покупаете ей такой дорогой телефон?»
«Ну, а как же, ведь ей нужно, чтобы были и фотоаппарат, и музыка, и современный чтоб. Только, боюсь, опять потеряет».
Кто б сомневался!
Естественно, в этой ситуации ребенок и не станет менять свое поведение — ведь последствий не наступает!
Его ругают, но новый дорогой мобильник исправно покупают.
Если бы родители отказались покупать новый телефон или купили самый дешевый, а еще лучше — подержанный, и оговорили срок, в течение которого он должен уцелеть, чтобы можно было вообще заводить речь о новом, то Света уж как-нибудь научилась бы «не забывать».
Понятно, что есть ситуации, когда мы не можем позволить последствиям наступить, например, нельзя дать ребенку вывалиться из окна и посмотреть, что будет.
Но, согласитесь, таких случаев явное меньшинство.
Да, и я не знаю, что отвечать на вопросы типа "четырехлетка не слушается, что делать?"
Я не в курсе, где у него кнопка.
Тут очень много факторов: состояние родителя, взаимоотношения до того, история ребенка, характер и темперамент обоих, ситуация, участие третьих лиц и много всего.
Да и вообще, никто не знает "что делать", чтобы ребенок все время делал то, что мы хотим.
И слава Богу. Л. Петрановская

Рекомендуем посмотреть:

Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста Причины плохого поведения детей Воспитание гиперактивных детей дошкольного возраста Труд как основа духовно-нравственного человека на материале русской и зарубежной литературы

Похожие статьи:

Почему ребёнок вредничает?

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Уговорушки для детей | Весёлые загадки-обманки для детей
Опубликовано: 931 день назад (25 мая 2014)
Просмотров: 1258
+7
Голосов: 7
Татьяна Николаевна Хусаинова # 25 мая 2014 в 21:25 +4
Ольга Ваш материал очень интересен. Да родители очень часто задают вопрос: " Что делать? Наказывать или нет? Как быть если ребенок не слушается? и т.д." А с другой стороны посмотреть, мы взрослые иногда сами совершаем ошибку потакая ребенку. Что бы этого не происходило нужно быть последовательным в своих действиях, стараться предвидеть и предотвращать недопустимые поступки детей. Учить жизни детей ненавязчиво, как мы между прочим. Развивать ответственность и самостоятельность с раннего возраста. Тогда и в подростковом возрасте будет меньше проблем. Спасибо за материал. Голосую +1
Ираида Юрьевна Ляпунова # 25 мая 2014 в 21:26 +4
Ольга, Вы затронули очень важную и актуальную тему для каждого из нас. Раньше я тоже стремилась не портить отношения с сыном только из - за того, что он потерял телефон. Была вынуждена приобретать его снова и снова, до тех пор пока не воспользовалась правилами.Мне кажется, надо с детства приучать ребенка соблюдать правила. Правила общения, правила поведения в обществе, правила по отношению к своим близким.У каждого из нас есть личное пространство и личная жизнь, правила помогут сохранить доверительные отношения, при нарушении правил, следуют штрафные санкции. А вот какие нужно обговорить заранее и обязательно - вместе. Я против наказания, этим проблему не решить.
Маргарита Александровна Гришина # 25 мая 2014 в 23:10 +5
В принципе я согласна с мнением,что не стоит детей наказывать.Но я понимаю речь идет о
вставании в угол или получения шлепка.Все перечисленные способы выхода из ситуации -не наказывать и есть по сути дела наказания.Например ведет себя плохо на улице-пошли домой или принудить рисовать рисунок перед сном,если вовремя не нарисовал.Может быть ребенок и будет делать вовремя,но будет делать без желания и ничего из этого хорошего не получится.В таких ситуациях надо продумывать способы вовлечения ребенка в область познания,но чтобы ему стало интересно.И не просто вести домой с прогулки,а выяснить почему он себя так плохо ведет и стоит ли возвращаться.Все перечисленные методы выхода из ситуаций-это принудительное воздействие на ребенка-это тоже наказание.Мы же не даем спуска ребенку в его хотениях,а все-таки принуждаем сделать как мы считаем нужным-это и есть наказание.Бывают отдельные случаи,когда ребенок постояв в углу осознает свое поведение.Вопросы педагогики и психологии очень сильно переплетаются.Дети очень все разные,поведение зависит от воспитания в семье и от климата в окружении вне дома.Стандарта по рекомендациям по вопросам наказания думаю не может быть.Тут есть о чем поговорить,не все так просто,каждый ребенок-это отдельный мир.
А в мир взрослых дети войдут благополучно,если их научили самостоятельно мыслить,принимать решения за себя и быть ответственными за свои поступки.А взрослые получают и будут получать жизненные наказания или юридические - каждый через это проходит всегда-это уроки жизни, и это правильно.И в какой форме мы бы не наказывали детей,все равно во взрослой жизни уроки наказаний будут и каждый будет их решать по своему+1
Оксана Анатольевна Токмакова # 26 мая 2014 в 11:31 +3
Спасибо за интересную статью. Мой ребенок еще слишком мал для наказания, но на будущее ведь тоже надо знать.
Ольга Важова # 28 мая 2014 в 20:11 +1
Спасибо, дорогие мои, за высказанное Вами мнение. Очень рада, что статья наталкивает на размышления и возможно кто-то воспользуется Вашими советами. smile
Ольга Важова # 28 мая 2014 в 20:11 +1
Спасибо, дорогие мои, за высказанное Вами мнение. Очень рада, что статья наталкивает на размышления и возможно кто-то воспользуется Вашими советами. smile
Наталья Алексеевна Петрова # 29 мая 2014 в 11:14 0
Очень волнующая и интересная тема про наказание детей. У родителей всегда задают вопрос наказывать или нет, они всегда вспоминают что вот раньше детей били и наказывали и не чего особенного не происходила, что все вырастали порядочными людьми. Но родители немного забывают что в наше время век современных технологий и современного подхода надо с детьми разговаривать объяснять. Разговор самый лучший способ. На некоторые вопросы в вашей статье можно найти ответы. Очень полезная статья для родителей. Молодец. Прими мой голос
Гульнара Миннехановна Рангулова # 29 мая 2014 в 20:08 0
интересная статья, все ясно и доступно изложено!