Конкурсы для педагогов и детей

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках биологии, химии и во внеурочное время.
Предмет биологии и химии в общеобразовательной школе всегда являлся уникальным средством обучения и воспитания обучающихся. Это и отражение многообразия и красоты природы: её объектов и их жизнедеятельности, закономерностей их существования, а также, методов её изучения,морально – этических аспектов во взаимодействии человека и природы.
На уроках биологии есть место для эмоционального переживания, образного представления объектов, идей; для диалога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций (темы по экологии, теории происхождения человека, проблемамГМО).
Главными задачами учителя биологии и химии является мотивирование учеников на поиск и приобретение знаний по предмету; умений и навыков в практическом использовании полученных знаний; раскрытие индивидуальных способностей обучающихся их социализацию. Но любое постижение знаний предопределяет интерес к ним. Интерес же возникает там, где присутствует творчество. Уже на этапе урока возможно сформировать и активизировать процесс познания окружающего мира, внести элементы творчества в деятельность обучающихся.
Основными направлениями в развитии творческих способностей обучающихся можно назвать:
1)научно – исследовательскую деятельность
(например, темами наших исследовательских работ стали: «Мониторинг зеленых насаждений парка «Дружба», «Влияние пассивного курения на умственную деятельность детей и подростков»,«Влияние классической музыки на психофизиологию учащихся»,«Влияние сотовых телефонов на распространение заболеваний ОРЗ в подростковой среде», «Потребление кислорода как биохимический критерий гиподинамии»,«Влияние вокальных упражнений на умственную деятельность детей и подростков»,«Исследование фитосанитарного состояния лесотундры на мониторинговых площадках»);
2) проектную деятельность (например: «Экологически чистый город», «Моя родословная»);
3) ролевые и интеллектуальные игры (например: урок – суд: «Сохраним родную природу»,урок – суд «Суд над табаком»[2], урок – конференция «Без воды – «ни туды и ни сюды» [5], урок – банкет «Картофельный банкет», урок КВН, урок – викторина «Историческая оранжерея»).
4) решение биохимических и экологических задач (например, задача - новелла: «В средние века для защиты от стрел и мечей воины надевали железные шлемы, латы и прикрывались щитом. Но, не надеясь только на прочность железной брони, многие носили ещё на груди амулеты.
Амулету приписывалась волшебная способность предохранять на войне от стрел и от меча. Обычно амулетом служила скромная луковица дикого лука или чеснока. Древнерусские волхвы – кудесники напутствовали идущих на поединок таким советом: «Если хочешь быть страшным, убей змею чёрную, да положи в сапог левый, а когда пойдёшь на суд или поле биться, положи в тот сапог ещё и три головки чеснока».
Предположите, почему эти растения стали амулетами? (Наши предки думали, что плотная, сухая кожица. Как броня, предохраняющая нежные листочки лука или зубцы чеснока, способна спасти и жизнь человека. Один из сортов лука называется даже с тех пор «лук победный». [4]
Какие птицы не строят гнёзд и как они высиживают яйца? (Козодои, кулики откладывают яйца на землю; пингвины не строят гнёзд так, как держат единственное яйцо на лапах, а кукушки подкладывают яйца в чужие гнёзда). [3]
5) дидактические игры («Снежный ком», «Печатная машинка», «Терминологический
пинг – понг»);
6) создание компьютерных презентаций;
7) создание кроссвордов, ребусов;
8) загадки, шарады (например:
Первый рисует фигуры на льду,
А вот второго в конюшню веду.
Третий на крыше два ската скрепляет,
В море четвёртый живёт-поживает.
Пятый приветливо машет крылом,
Небо над лугом его синий дом (Конёк).
C «Г» - я хищник полосатый,
Вашим кошкам брат, ребята.
А без «Г» - я учрежденье,
Всё в мишенях помещенье (Тир – тигр).
Верните зверей в слова:
ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)
ГЛЮ _ _ _ _ (виноградный сахар в плодах, мёде)
9) создание ложных рассказов, сказок по изученным темам учащимися (например: «Купался я как – то в море, на мелководье. Вдруг, вижу – плывёт огромная медуза. Схватил я её за жабры и вытащил на берег. Рассмотрел её поближе: глазищи у неё огромные зубищи острые, а щупальца как у осьминога. Испугался я и выбросил её обратно в море». (Назвать ошибки в тексте);
10) создание опорного конспекта урока в виде рисунка, таблицы, схемы;
11) создание синквейна (нерифмованный стих из пяти строк, носящий обобщающий характер: а) медуза,
б) прозрачная, двуслойная,
в) плавает, жалит, питается,
г) медуза – это кишечнополостное животное,
д) организм;
12) создание теста на изученную тему.
13)изображение химических объектов в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений;
14)изображение объемных моделей и макетов;
15)использование биологических и химических сочинений («Химический характер житейских ситуаций»), и сказок («Путешествие водяной капли», «Ионное государство») .
Творческие задания увеличивают ресурсы учебного успеха ученика. В своей работе, для реализации профессиональной потребности в обеспечении выбора особых приёмов и форм работы учеников мы используем различную методическую литературу, где открываем для себя технологии критического мышления, проблемного обучения, личностно – ориентированного обучения, игровую технологию. [1]
Немаловажное значение в воспитании творческого подхода в образовании школьников имеет материальная база кабинета: компьютер, мультимедийное и лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты, гербарии, большое видовое разнообразие комнатных растений, дидактический материал в виде открыток, картинок, рисунков опорных конспектов, рефератов, презентаций.
Результатом творческой работы на уроке является рост мотивации в изучении предмета биологии и химии: более качественное выполнение домашней работы; умение делать несложные логические построения на основе химических знаний; усиление активности работы учащихся на уроке; понимание, распознавание и объяснение химических веществ, реакций в обыденной жизни; повышение интереса к участию в различных предметных конкурсах и олимпиадах;. а также при сдачи ЕГЭ; повышение интереса к профессиям эколого – биохимического направления.

Литература
1. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. Методическое пособие для учителя/Н.Л. Галеева, Москва, 2006. – 144 с.
2. Иванова Н.Г. Я иду на урок биологии: Зоология: Птицы: Книга для учителя/Н.Г. Иванова, Москва: «Первое сентября», 2001. – 272 с.
3. Литвинов А.В. История становится ближе: Задачник /А.В. Литвинов, Москва,1996.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экологическое ток – шоу «Без воды – и ни туды, и ни сюды» /Журнал «Биология в школе» №4, Москва, «Школа – Пресс», 2004.
5. ПарфиловаЛ.Д. Тематические игры по ботанике. Игровые методы обучения /Л. Д. Парфилова, Москва, 2002. - 160 с.
6. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Рекомендуем посмотреть:

Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты Художественная деятельность для школьников Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через сказки Развитие творческих способностей школьников на уроках биологии, химии и во внеурочное время
Из опыта работы учителя химии
Опубликовано: 386 дней назад (13 ноября 2015)
Просмотров: 329
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!