Конкурсы для педагогов и детей

Внеклассное занятие на тему Зима в 1 классе

Внеклассное занятие в 1 классе. Конспект
Тема: «Мы – друзья зимующих птиц».
Цели:
• Познакомить детей с зимующими птицами нашего края;
• Расширить знания о зимующих птицах;
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II. Введение в тему.
Учитель: Ребята, к нам в гости прилетела очень интересная птица. Отгадайте, кто это?
Загадка: У неё глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
спит на дереве лишь днём. (сова)
Может быть кто–нибудь из вас, ребята, скажет, почему в гости к нам прилетела именно сова (сова издавна считалась на Руси символом мудрости).
Учитель: Сегодня сова хочет предложить вам кроссворд отгадать.

Кроссворд:
Все его зимой боятся
Больно может он кусаться
Прячьте уши,щёки,нос,
Ведь на улице…(мороз)

Два берёзовых коня
По снегам несут меня
Кони эти рыжи,
А зовут их…(лыжи)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.(метель)

Я катаюсь на нем
До вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы,
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.(санки)

Учитель : - К какому времени года относятся эти загадки?
-А теперь послушайте стихотворение, которое прочитают дети.
1-ый ученик: Поёт зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
2 –й ученик: А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
3-й ученик: Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
А вьюга с рёвом бешенным,
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
4-й ученик: И дремлют пташки нежные,
Под этим вихрем, снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица – весна.
Сергей Есенин

Учитель: - О какой птице шла речь в этом стихотворении?
-Какие это птицы? (зимующие)
-Почему их так называют?
-Сегодня Сова хочет поведать нам о зимующих птицах нашего края.
-Каких зимующих птиц вы знаете?
(Дети называют: воробей, синица, сорока. свиристель, дятел, клёст, снегирь, кедровка, ворона, глухарь, тетерев, голубь, рябчик, куропатка).

3.Работа над новой темой.

Учитель: - Сейчас друзья Совы расскажут вам о некоторых зимующих птицах нашего края.
Клёст: Эта птица- клёст.Она считается святой птицей. Если присмотреться, у неё клюв похож на крестик.Живёт клёст в еловых и сосновых лесах, ведь его корм – это семена хвойных растений, а созревают они зимой.
В феврале появляются птенцы, но птенчики не замерзают, а у них пушистое оперение. К тому же один из родителей всегда находится в гнезде и обогревает и кормит их.
Учитель: -А теперь послушайте ещё об одной птице.
Дятел: Это дятел. У него большой сильный клюв.Дятел долбит им деревья, добывает жучков, ими и питаетсч. После его работы остаются дупла, в которых могут жить птички и даже небольшие зверушки – например – белка.
Учитель: - Но дятел, оказывается, может разорять гнёзда других птиц, что бывает, правда, очень редко.
-К нам, ребята, прилетела ещё одна гостья. Послушайте, что она расскажет о себе.
- Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
Учитель: -А что вы знаете о нашей хозяюшке – сове?
Сова: - У Совы красивое пёстрое оперение и большие немигающие глаза.Она уничтожает мышей, чем приносит большую пользу людям. Одна сова за год сберегает около одной тонны пшеницы. Сова ночная хищница. Ночью вылетает на охоту.
Учитель: - Наша Совушка предлагает нам поиграть в игру «День-ночь». ( Дети «замирают» при слове «ночь», а Сова летит на охоту). Кто шевельнётся, тот пойман Совой.
Учитель: - ребята. Дома вы должны были приготовить загадки о зимующих птицах нашего края. (Дети отгадывают загадки)
Загадки.
1. Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам , красногрудый?
-Облетел я всю Сибирь.
-Как зовут тебя? (снегирь)
Ученик рассказывает о снегире:
У снегиря ярко-красная грудка, чёрная шапочка,белые полоски на крыльях. Снегири мамы гораздо скромнее.Грудка у них не красная, а серовато-бурая.Все снегири- неутомимые путешественники: всю
осень и зиму они проводят в странствии, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, семена ясеня, клёна, репейника,
консного щавеля.
2. Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая. (Сорока)
Ученик рассказывает о сороке:
Сорока – неперелётная всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц
3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Ученик рассказывает о синице:
Головка у этой птицы в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмно-синие, а грудка ярко-жёлтая. Летом питается жучками, червяками, а зимой ест всё: разные зёрнышки, крошки хлеба, варёные овощи. Но больше всего охотница до свежего несолёного сала.

4. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей)
Рассказывает ученик:
Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица
Учитель: - А теперь отгадайте мою загадку.
Загадка.
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.(кормушка)

4.Выставка кормушек.
Учитель: Правильно,ребята,это кормушка.Давйте посмотрим нашу выставку кормушек,которую мы приготовили.Расскажите,кто вам помог сделать эти кормушки.
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц).Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Ученик: (читает стихотворение «Покормите птиц»)
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов –
К вам слетятся как весной
Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло!

Разве можно забывать:
Улететь могли.
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучайте птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
(Александр Яшин)
5.Сценка «На лесной поляне»

Ворона: Карр-карр, Хулиганы! Ох, и тяжко нам воронам живётся, всех опасаться приходиться, особенно ребятишек, Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди «искалечат»
Синица: Брр, Как в лесу прекрасно, солнечно, тепло! Здравствуйте, тётушка ворона. А я слышу, кто-то разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. А с кем это вы разговариваете?
В: Карр. Еле ноги унесла сейчас. Всё ещё отдышаться не могу. Хулиганы! Сидела на заборе, думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками.
С: (вздыхает) Да и нам синицам не легче живётся. Всё летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз так ничего и не найдёшь, голодной заснешь. А вы знаете, тётушка Ворона, что из десяти синиц за зиму выживает только девять. Бедные мои синички!
В: Что тут говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.
С: А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что птицам легче стало. Говорит, есть школьники, которые по всему городу кормушки развесили. А в них разный корм семечки, хлебные крошки, сало…
В: Что это ещё за кормушки?
С: Да вот видишь. Вокруг школы скворечники да кормушки висят.
В: Кар-кар, и в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по Параньге. Три дня нечего не ела. Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит такая же кормушка. Заглянула в неё, а там семечки, Так и выжила в ту зиму.
С: И мне той зимой плохо бывало. Тетушка ворона, а давай попросим ребят, чтобы они не забывали кормушки развешивать, да корм туда насыпать.
Птиц ребята не надо ловить,
Ворона:
Надо птиц всегда любить,
Птичьих гнёзд не разорять,
Зимою птицам помогать.
Их жалеть, обогревать.
Запомнили?
6.Видеофильм «Птицы зимой».
Учитель: Ребята, давайте теперь посмотрим фильм о зимующих птицах и закрепим то, что вы знаете о них.

7.Итог урока.
Согласитесь, ребята, что птицы очень интересные существа. Давайте вспомним, что мы сегодня о них узнали? (Научились различать зимующих птиц, говорили о том, как они зимуют, какие трудности преодолевают зимой, как им нужно помогать и чем подкармливать.)
- И я думаю, что после этой беседы, вы будете по-другому относиться к нашим маленьким, беззащитным, пернатым друзьям.
- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой… Поделитесь с птицами едой!

Рекомендуем посмотреть:

Беседа с детьми по теме: Зимушка-забавушка Осеннее развлечение в 1 классе. Сценарий Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для 1 класса Сценарий праздника. Прощание с азбукой, 1 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Театрализованное представление для младших школьников

Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября

Урок окружающего мира на тему Зима. Конспект
Опубликовано: 765 дней назад (7 ноября 2014)
Просмотров: 1710
0
Голосов: 0
Елена Викторовна Багрова # 7 ноября 2014 в 22:12 +1
Розалия Радиковна, Вы проделали большую работу по подготовке данного материала, но шапка у работы оформлена неграматно. Зайдите в блоги к рейтенговым блогерам. Посмотрите, наберитесь опыта по оформлению выкладываемых работ и у Вас все получится. Удачи!
Ангелина Анатольевна Торопова # 7 ноября 2014 в 23:54 0
Спасибо большое за интересный урок. А Вы этот урок проводили во внеурочное время или это урок по плану. Задания очень интересные и ориентированы на то, чтобы ученики знали птиц родного края (особенно, ученики городских школ). Но самое главное, ученики осознают, что надо помогать зимующим птицам. Формируется бережное отношение к природе в целом.
Вера Александровна Пикулева # 8 ноября 2014 в 12:29 +1
Содержание очень интересное. Можно включить в собственное занятие. Спасибо.