Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе детского сада на тему: "2 февраля - День водоёмов и болот"

Конспект интегрированного занятия, приуроченного ко Дню водно-болотистых угодий «В гостях у Куп Кыва» (Хозяйка болот)
Автор: воспитатель дошкольной группы, Сидоркина Светлана Калистратовна
Место работы: МБОУ "Микряковская СОШ"дошкольная группа с. Микряково Горномарийский район Марий Эл
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с Днем водно-болотистых угодий, с флорой и фауной лесного болота марийского края.
Задачи:
- рассказать о Дне водно-болотистых угодий.
- закреплять знания о природе марийского края, познакомить в со сказками народов мари
- развивать воображение, речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;
- формировать интерес к марийской природе, к фольклору, народным сказкам горных мари
Предварительная работа чтение марийских сказок, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций о болоте, о животных и растениях болотистой местности
Оборудование: костюм Куп Кыва, картинки о болоте, ягоды клюквы, корзина, звуки птиц. музыкальный центр, проектор. «кочки», обручи.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. 2 февраля отмечают День водно-болотистых угодий. А что такое болото? Почему она нужно в природе?
Можно ли ходить на болото. Кто там живет? Вот на эти вопросы постараемся ответить.
Наш марийский край богат реками, озерами, лесами и болотами. Реки, озера, леса удивляют нас своей красотой, а вот болото всегда почему–то пугает людей. Но бояться не будем и
сегодня отправляемся в путешествие к хозяйке болота - КУП КЫВА
Там не море, не лесок,
Там таинственный лужок.
Куп Кыва живет одна.
В гости нас зовет она.
На кочки поднимемся
По тропкам пробираемся
По болоту мы пройдем
К Куп Кыве мы придем.
Дети отправляются в путь. Сначала идем по кругу простым шагом, далее идем боковым шагом, переходим в прыжки, и опять простым шагом.

Основная часть.
Куп Кыва. Здравствуйте, ребята! Я хозяйка этих болотистых мест - КУП КЫВА. Я хочу вам рассказать и показать свое любимое место- это болото.
Вы знаете, как появляется болото? (ответы детей)
Хотите узнать? Послушайте.
"В нашем марийском крае протекают много больших и маленьких рек. Вот когда-то маленькая речка текла себе, текла, и все вокруг нее становилось мокрым, влажным: и трава, и камни, и земля. И вот на этом месте стали прорастать растения, которые очень любят воду –их называют влаголюбивые.
Их стало так много, что вскоре они закрыли собой всю речушку.
Растения начали погибать и гнить в воде. Из них образовался торф.

Торф - это земля, которая образуется на болотах
В нем много полезных веществ. Он также полезен для растений
Давайте рассмотрим кусочки торфа. (Показываем детям торф)

Попробуем полить торф водой. Что произошло?
Торф впитал воду, как губка; поэтому почва на болотах очень сырая, подходит для влаголюбивых растений. Здесь растут такие растения как мох, клюква.
Торф постоянно накапливает воду, его называют копилкой воды.

Куп Кыва Отгадайте загадку
Не, зверь не птица, а нос как спица (комар)-(кужынер)
Комар, маленькое насекомое, которое живет в болоте. Вспомним сказку «Комар Комарыч и Медведь»
Куп Кыва. Что это за птица показалась впереди? Угадайте.
Стоит остроносая птица в воде,
Не шевельнется, проказница!
На левой стоит или на правой ноге,
Какая тут, собственно, разница? (Демонстрация слайда или картинки «Цапля»)

Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на правой ноге, а затем на левой.
Чем питаются эти птицы? Дети отвечают. (Слайд или картинка «Цапля питается»)
Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

Проводится интересная игра «Лягушки и цапля».
Ходит цапля по болоту
Значит, вышла на охоту
Клювом длинным помахала
И наелась до отвала
Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного.

Физкультминутка «По кочкам»
Дружно по лесу шагаем,
Вдруг болото мы встречаем.
Как пройти нам по болоту?
Перейдем преграду вмиг!
И по кочкам, и по кочкам
Мы поскачем: "Прыг - прыг - прыг"

Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?
Дети отвечают. (Демонстрируем слайд или картинка «Клюква» - Почыж)

В наших марийских лесах очень много клюквы. Клюква растет на болоте. Ее собирают в конце августа – начале сентября. Это ягода очень кислая, но полезная для здоровья.

Игра «Собери клюкву»
Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.
По болоту мы пойдем,
Много клюквы соберем.
А растет она на кочке
И висит на тонкой ножке,
Красным цветом выделяясь,
Кислым соком наливаясь.
Осторожно мы ступаем,
Клюкву дружно собираем.
Всю клюкву, которую набрали, соберем в корзину, Теперь у нас будет много витаминов. И мы сможем приготовить клюквенный морс.

Куп Кыва. Наверное, устали? Присаживайтесь на свои места. Не пугайтесь
Еще в нашем болоте живет уж и гадюка.
(Демонстрация слада или картинки «Змеи»)
Живут они в торфе. Торф даёт им тепло, удобно прятаться, охотиться, тело длинное, гибкое – удобно пробираться.

Куп Кыва. Вот и узнали о моем болоте. Прошу вас, наш край любите, берегите. Пусть со мной живут и комары и змеи, и кругом болото, но без них в природе нельзя. И запомните правила поведения в природе! До свидания!

А теперь уж я прощаюсь с вами. Цеверын.

Заключение.
Воспитатель. Много мы узнали о болоте? Много интересного увидели?
Ответы детей:
Болото – это влажное место, где есть торф.
На болоте растёт мох, клюква.
Болото - это дом комаров, птиц. лягушек, змей.
Это копилка воды. Многие реки берут свое начало в болоте.
Интересное путешествие у нас получилось! Вам понравилось?

Пора возвращаться в детский сад. Молодцы. Славно потрудились.

Литература и источники:
1. Тамбиев А. « Кто на болоте живет». Издательство «Малыш» М.: 1989
2. Марийская народная сказка «Девочка и Вувер Кува."Ши пуан Ши Пампалче"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе. День земли Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Откуда текут молочные реки» Конспект ООД "Красная книга Подмосковья" с детьми подготовительной группы детского сада

Похожие статьи:

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения на территории детского сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения сада

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения огорода

Конспект комплексного занятия по экологии в подготовительной группе. Тема «Простые и ценные камни в природе»

Конспект занятия "Обитатели водоемов" с презентацией. Старшая группа | Конспект занятия ко Дню космонавтики с использованием кинетического песка
Опубликовано: 82 дня назад (7 февраля 2024)
Просмотров: 429
+1
Голосов: 1
Татьяна # 8 февраля 2024 в 14:23 0
Светлана, понравилось занятие, в котором вы рассказываете о своем родном крае. Спасибо за предоставленный материал!
Светлана Сидоркина # 8 февраля 2024 в 17:52 0
Спасибо
Крутова Любоввь # 11 февраля 2024 в 13:42 0
Интересное занятие,мне понравилось. Я бы использовала данный материал ко Дню земли. Спасибо.
Анастасия Никифорова # 14 февраля 2024 в 19:38 0
Грамотно построен ход занятия, предусмотрено использование современных информационно-коммуникативных технологий. Задания соответствуют возрастным особенностям. Значительная словарная работа. Особенно положительным моментом могу отметить использование марийского фольклора. Беру на заметку👌
Светлана Калистратовна Сидоркина # 21 февраля 2024 в 16:28 0
Спасибо за отзыв.