Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия ИЗО для детей. Пуантилизм

Конспект занятия по изобразительному искусству «Копия известной картины в технике Пуантилизм»
Автор: Мамаева Светлана Алеуксандровна, педагог дополнительного образования, художественного направления МБУДО дом детского творчества муниципального образования «Город Донецк».
Описание материала. Известно, что многие обладают природным вкусом, но не знают об этом, потому что их «видящий» глаз дремлет. Занятие «Копия известной картины в технике пуантилизм» разработано для того, чтобы научить наших детей разбираться в искусстве, в частности в стилях и направлениях живописи, объяснить, чем они отличаются и чем сходны, рассказать об их значении.
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях художественного направления в дополнительном образовании, на уроках рисования в средней общеобразовательной школе. Её могут использовать родители для расширения кругозора детей и учащиеся для самообразования.
того, что кажется абсолютно условным. Только альтернатива способна открыть, возможно, спящий, но способный отличать прекрасное глаз. Она дает шанс полюбить то, что выглядело несуразным и бессмысленным, потому что просто было непонятным.
Многие обладают природным вкусом, но не знают об этом, потому что их «видящий» глаз дремлет. Нужно его будить. Как? Дать ему альтернативу: показать пятьсот картин, объяснить, чем они отличаются и в чем сходны, рассказать об их значении. Помочь не только понять, но и прочувствовать значительность того, что кажется абсолютно условным. Только альтернатива способна открыть, возможно, спящий, но способный отличать прекрасное глазОна дает шанс полюбить то, что выглядело несуразным и бессмысленным, потому что просто было непонятным.
Тип занятия: комбинированное:
1. повторение пройденного материала;
2. изучение нового материала;
3. формирование умений и навыков.
Цель занятия: познакомить учащихся с возможностями и приёмами новой техники живописи «пуантилизм».
Задачи:
1. познакомить с художниками эпохи неоимпрессионизма;
2. актуализировать знания по темам «линейная и воздушная перспектива»; «светотень»;
3. познакомить учащихся с приёмами рисования в технике «пуантилизм»;
4. дать понятие «оптическое смешение цветов»;
5. научить смешивать цвета не на палитре, а не на бумаге.
Материалы и инструменты:
для детей: бумага белая А-4, бумага для рисования, гуашь, ластик, простой карандаш, палитра, кисти - лопатки № 3, № 4.
Для учителя: мольберт, иллюстрационный материал (различные стили живописи), дидактический материал (таблицы смешивания цветов), шаблоны Эйфелевой башни, краски гуашь, простой карандаш, кисточки круглые и лопатки № 3, № 4, ПК.
Музыкальное оформление. Любая красивая классическая музыка – по вкусу педагога.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.
2.Повторение пройденного материала.
Учитель. Сегодня мы продолжаем работать по теме «Стили и направления в живописи». Давайте вспомним, что называется стилем в искусстве?
Предполагаемые ответы детей:
- Стиль в изобразительном искусстве - это визуальное восприятие картин. В него можно объединять работы одного художника либо работы художников определенного периода и направления.
Учитель. На прошлых занятиях мы узнали, что существует огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном искусстве. Часто они не имеют четко выраженных границ и плавно переходят из одного в другой, находясь в непрерывном развитии.
В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий и т.д. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Сегодня вы познакомитесь с новыми стилями искусства, и в одном из них сами напишите картину. Ведь тема нашего занятия «Копия известной картины в технике пуантилизм». А сейчас вспомним стили, с которыми познакомились на прошлом занятии.
Я буду демонстрировать репродукции картин, а вы определите стиль и расскажите о его отличительных особенностях.
Демонстрация репродукций.
Готический стиль.период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII —XVI века. Термин «готика» чаще всего, можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Расцвет готического стиля приходится на время крестовых походов, когда религия доминировала над светской жизнью. Готическая живопись отличается обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета.


Возрождение. Отличительная черта эпохи Возрождения— светский характер культуры (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
В начале 15 века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры.

Сон рыцаря. Рафаель Санти.

Барокко. Главными характеристиками барокко стали масштабность, обилие декора, бурная динамика, стремление к иллюзорным эффектам.
Все это отвечало новой картине мироздания — изменчивой, конфликтной, где отживающее и рождающееся находятся в постоянном противоборстве.

Рубенс Питер Пауль. Святой Георгий и дракон

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) начал развиваться во Франции с 17 по 19 век. В пер. с лат. означает «образцовый». Этот смысл полностью определяет стилистику живописного стиля – созвучие, желание безупречности, согласие с определенными правилами.
Это живописное направление стало абсолютной противоположностью барокко. Оно обусловлено гармонией и осознанием. Основной чертой стиля являются античные нормы прекрасного и желание идеала, присущие Возрождению.

Графиня Юлия Самойлова с приемной дочерью Амацилией Паччини. Брюлов Карл Павлович.

Реали́зм (вторая половина XIX века) - эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности.
Для картин реалистов были характерны обострённый психологизм, социальная и классоваянаправленность, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность.

Доре. Бродячие акробаты

Экспрессионизм - (от фр. expression - выразительность) - модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период – в преддверии первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувство бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.

Эдвард Мунк. Крик.

Импрессионистические картины передают в первую очередь световое ощущение художника. Основные особенности живописи, в этом стиле следующие: еле видимые, тонкие мазки; изменение освещения, точно переданное (внимание зачастую акцентировано на эффекте течения времени); открытая композиция; простая общая цель; движение как ключевой элемент опыта и восприятия человека.

Паруса в Аржантейле. Клод Моне.

Учитель отмечает, что ответы детей были правильные, интересные и полные.
Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины Кузьмы Сергеевича Петрова - Водкина «Купание красного коня» и варианты, как могли бы написать её художники, работающие в разных стилях. Дети называют знакомые им стили, учитель рассказывает о неизвестных.

-Мы знаем, что у каждого художника есть его любимая техника и жанр, в котором он преимущественно работает. Давайте вспомним определения, «техника» и «жанр» в живописи.
Предполагаемые ответы детей:
- техника живописи – это чем обычно пишут художники. Одной из самых распространенных является масло. Это техника, в которой применяются краски, созданные на масляной основе. Эти краски наносятся мазками. С помощью них можно создать многообразие различных оттенков, а также передать с максимальным реализмом необходимые образы.
Мы чаще всего работаем в технике – гуашь. Краска гуашь делается на клеевой основе. Ей работать легко потому, что можно исправить ошибки.
Учитель. Давайте вспомним, что называется жанром в живописи.
Предполагаемые ответы детей:
- слово «жанр» по происхождению французское. Оно переводится как «род», «вид». Под именем жанра выступает содержание некоторого рода, и, произнося его название, мы понимаем, о чем же картина, что мы найдем в ней: человека, природу, животное, предметы и т.д.
Учитель.
- Предлагаю вам карточки с десятью вопросами, чтобы проверить свои знания о техниках, жанрах и стилях живописи. Затем дети обмениваются карточками с целью взаимопроверки.
Содержание карточки с правильными ответами.

1. Особенность цветового и тонального строя произведения.Колорит.
2. Художник, специализирующийся на изображении войны. Баталист.
3. Художник, специализирующийся на изображении животных.Анималист.
4. Техника, использующая специальные краски, которые при растворении в воде образуют прозрачную взвесь, способную создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.Акварель.
5. Элемент светотени (от немецкого слова – взгляд).Блик.
6. Доска (чаще всего деревянная), на которой живописец во время своей работы смешивает краски.Палитра.
7. Подготовительный набросок для будущего произведения. Этюд.
8. Живопись восковыми красками.Энкаустика.
9. Вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого. Гризайль.
10.Картины, написанные в этом направлении, лишены всяких подробностей – только общее впечатление (Моне, Ренуар, Дега).Импрессионизм. Ответ на 10 вопрос – импрессионизм, это помогает плавно перейти к теме сегодняшнего занятия.
3. Физминутка.
4. Изучение нового материала.
Учитель. Сегодня мы познакомимся ещё с одним стилем искусства – неоимпрессионизм. Он развивался параллельно со стилем импрессионизм, но возник позже него. Можно сказать, что неимпрессионизм – это веточка на дереве импрессионизма. Приставка нео- означает новый, иной. Художники импрессионисты отвергли рамки, в которых находились художники эпохи реализма, а неоимпрессионисты тоже выступили революционерами в отношении своих создателей. Направление «пуантилизм» возникло в рамках стиля «неоимпрессионизм». Учитель напоминает, что тема сегодняшнего урока «Копия знаменитой картины в технике «Пуантилизм» и демонстрирует картины в этой технике.
1.

Ольга Шагина. Груши.
2.

Клод Моне «Клумба с Ирисами в саду»
3.

Воскресный день на острове Гранд-Жатт, Жорж-Пьер Сера.

Сёра Жорж-Пьер. Эйфелева башня
Учитель объявляет, что картину "Эйфелева башня Сёра Жоржа-Пьёр дети сегодня попытаются скопировать.
Следующий рассказ сопровождается демонстрацией приёмов новой техники. Пуантилизм – это письмо раздельными четкими мазками в виде точек или мелких квадратов.


Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем. Подобный эффект называется оптическим смешением цветов.
Самые известные художники, писавшие в этом стиле: Жорж Сёра (1859 - 1891) и Поль Синьяк.
Закономерности оптического смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Например, если мы хотим получить фиолетовый цвет, то должны смешать какие цвета? (красный и синий). Если коричневый? (жёлтый, красный и синий).
Далее идёт детальное рассматривание картины. Учитель предлагает вспомнить правила линейной и воздушной перспективы, т.к. в этой технике они тоже актуальны.
- Назовите два закона линейной перспективы.
Предполагаемые ответы детей:
1. параллельные линии, удаляющиеся от наблюдателя вдаль, сближаются и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним дорогу или рельсы, уходящие вдаль)
2. одинаковые предметы и объекты при удалении от наблюдателя кажутся меньше размером и сходятся в одной точке на линии горизонта (вспомним столбы вдоль дороги)
- Назовите пять законов воздушной перспективы:
первый закон воздушной перспективы — удаленные от наблюдателя объекты выглядят голубыми, синими, фиолетовыми или беловатыми в зависимости от плотности воздуха между наблюдателем и объектом.
Второй закон воздушной перспективы — светлые объекты вдали темнеют, а темные — светлеют.
Третий закон воздушной перспективы — Ближние предметы изображаются объемно и разными цветами, дальние — плоско и одинаковыми по тону.
Четвертый закон воздушной перспективы — Ближние предметы изображаются в деталях, а дальние — обобщенно.
Пятый закон воздушной перспективы — Контуры ближних объектов нужно делать резкими, а дальних — мягкими.
5.Практическая работа.
Учащиеся приступают к практической части занятия. Эйфелеву башню дети обводят по шаблону.
Для эмоциональной поддержки творческого процесса звучит приятная, мелодичная музыка.
Учитель делает целевые обходы, контролируя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролирует объем и качество выполненной работы.
6.Подведение итогов урока.
Фронтальный опрос.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
- Понятно ли вам как писать картины в технике «пуантилизм»?
Заключительное слово учителя. Сегодня перед вами стояли серьёзные задачи, но вы с ними справились. Часть работы, которую вы успели выполнить, полностью соответствует поставленной задаче. Несмотря на то, что иллюстрации были использованы для всех одинаковые, рисунки получились разные. На каждом лежит индивидуальная печать художника.


7.Домашнее задание. Кто не успел, дописать картины к следующему занятию для мини – выставки.
Литература.
1.Даниэла Тарабра. Стили в искусстве: от романтики до модерна. 2009 г. Издательство Арт – Родник.
384 с.
2. Крючкова Валентина. Серия: Мастера живописи. Импрессионизм. 2013г. Издательство: «Белый город».
245 с.

Рекомендуем посмотреть:

Нетрадиционная техника рисования пуантилизм Пуантилизм для детей 4-6 лет. Мастер - класс с фото Рисование ватными палочками в детском саду в старшей - подготовительной группе поэтапно с фото Мастер-класс для воспитателей детского сада по энкаустике в стиле пуантилизм

Похожие статьи:

Пуантилизм для детей. Мастер-класс

Рисование по теме Осень в подготовительной группе

Нетрадиционные техники рисования для дошкольников. Отпечаток листьями

Нетрадиционная техника рисования при помощи отпечатка для дошкольников. Мастер - класс

Как сделать розу из фоамирана своими руками. Пошаговая инструкция с фото | Рабочая программа по предмету "Искусство", 9 класс
Опубликовано: 2458 дней назад (3 августа 2017)
Просмотров: 5661
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Анастасия Борисовна Марахина # 3 августа 2017 в 19:25 0
Возрождение- это все таки не стиль). Честно говоря, я бы разбила стили и эпохи на много занятий. За один урок все это в головах детских смешается, и будет каша)). Однако, в целом, занятие мне понравилось, хорошо сформулированы цели и задачи, поэтому голосую