Конкурсы для педагогов и детей

Конспект осенней прогулки с детьми средней - старшей группы детского сада

Конспект осенней прогулки с детьми среднего и старшего дошкольного возраста «Сезонные изменения в природе. Народные приметы».
Автор: Котляр Светлана Вячеславовна
Место работы: воспитатель МБДОУ «Березовский детский сад №33» Арзамасского района Нижегородской области.


Описание материала: Предлагаю конспект осенней прогулки с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям средних и старших групп детского сада. Это конспект познавательного развития детей, направленного на формирование представления об изменениях в природе, развитие интереса к народным приметам.
Цели:
формирование представления об изменениях в природе ;
развитие интереса к народным приметам.
Задачи:
учить различать признаки наступления осени;
познакомить детей с народными приметами;
воспитывать любовь к природе, заботу об окружающей среде;
Обогащать словарный запас.
Ход прогулки
Воспитатель рассказывает стихотворение детям:
Падают, падают листья
В нашем саду листопад
Желтые, красные листья
По ветру вьются , летят.
Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

Воспитатель: Дети, о каком времени года рассказывается в стихотворении?
Дети: В стихотворении рассказывается об осени.
Воспитатель: Правильно. А скажите, детки, какие признаки наступления осени вы знаете?
Дети: Желтеют листья на деревьях, птички улетают в теплые края, идет дождь, на улице становиться холодно.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Действительно, осенью желтеет трава и листья на деревьях, цветочки, которые радовали наши глазки летом, вянут, птички улетают на юг, погода меняется: солнышко светит меньше, чем светило нам летом, часто идут дожди. Дни осенью, ребята, становятся короче, а ночи — длиннее.
Воспитатель: А теперь отгадаем загадки?
Воспитатель загадывает детям загадки, дети заканчивают загадку, вставляя нужный ответ.
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно...(листопад)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это -....(дождь)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я - красивая желтая ...(осень)
Холода их так пугают,
К теплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Кто собрался в стайки? ...(птицы)

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что кроме признаков наступления есть еще и приметы осени?
Хотите я вам о них расскажу?
Воспитатель рассказывает детям о приметах осени.
Большой урожай рябины – к сильным морозам зимой;
Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет;

Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с весна – ранней;
Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студеной зиме, навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны - и зима средняя будет.
Воспитатель: Вот такие существуют народные приметы осени. Люди наблюдали за природой, запоминали и передавали их из поколения в поколение. Ребята, посмотрите, на территории нашего сада растет рябина. Большой ли на ней урожай этой осенью?
Дети: Нет.
Воспитатель: Действительно, в прошлом году урожай был гораздо больше. Значит, по примете, зимой не будет сильных морозов, правильно? Зимой посмотрим, верна ли эта примета.
Теперь посмотрим на березу. По примете, если береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с весна – ранней. Давайте — ка посмотрим, ребята, желтых листиков снизу у березы больше?
Дети: Нет, их везде одинаково.
Воспитатель: Значит зима не будет поздней, правильно?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь, ребята, подойдем к осинке и вспомним еще одну примету. «Осиновые листья ложатся лицом вверх - к студеной зиме, навыворот - зима будет мягкая, а если на обе стороны - и зима средняя будет». Посмотрите внимательно как лежат листочки.
Воспитатель показывает и объясняет детям как листочки лежат «лицом», а как наоборот.
Дети: Листочки лежат на обе стороны.
Воспитатель: Значит, по примете, зима буде средней: ни теплой, ни морозной, правильно?
Дети: Правильно.
Воспитатель: А у нас осталась еще одна примета, давайте послушаем ее еще раз: «Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет».
Посмотрите на небо, вы видите перелетных птиц?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Да, очень жаль, что птицы сейчас не летят. Но в следующий раз мы обязательно увидим и запомним как они будут лететь: высоко или низко, хорошо? Нам же обязательно нужно узнать много или мало будет снега зимой!
А теперь, встанем в круг и немного поиграем.
Подвижная игра: "Солнышко и дождик"

Дети встают по кругу.-
«Смотрит солнышко в окошко, Идут по кругу.
Светит в нашу комнатку».
«Мы захлопаем в ладоши, Хлопают стоя на месте.
Очень рады солнышку.
Топ-топ-топ-топ! Ритмично притопывают на
Топ-топ-топ-топ! месте.
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Ритмично хлопают в ладоши,
Хлоп-хлоп-хлоп
На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают.
Воспитатель говорит «Солнышко светит», игра повторяется.

Молодцы, ребята, устали? Давайте немного отдохнем, посидим на скамейках.
Во время отдыха воспитатель задает вопросы детям:
Скажите, ребята, какие приметы осени вы теперь знаете?
Давайте вспомним, к каким деревьям мы сегодня подходили, чтобы увидеть приметы?
Какие вы знаете признаки наступления осени?
Почему птицы осенью улетают на юг?
Воспитатель: Хорошо, дети, вы все правильно запомнили. Вам понравилась наша прогулка? Завтра мы продолжим разговор о народных приметах, и к завтрашней прогулки я попрошу вас подготовить небольшое домашнее занятие: спросить у родителей, бабушек, дедушек какие приметы осени знают они. Вы обязательно их запомните и расскажете нам завтра, хорошо? Не забудете?
А теперь, наша прогулка подошла к концу, мы возвращаемся в группу.

Рекомендуем посмотреть:

Осеннее развлечение на прогулке в средней группе детского сада Конспект прогулки в парк с детьми старшей группы. План-конспект осенней прогулки в старшей группе Конспект осенней прогулки для детей старшей группы ДОУ
Участник №128 творческого конкурса для педагогов «Златокудрая осень»
Аппликация с использованием обрывной бумаги. Осеннее дерево | Елочная игрушка из лампочки своими руками
Опубликовано: 779 дней назад (23 октября 2014)
Просмотров: 2753
+2
Голосов: 2
Любовь Михайловна Русакова # 23 октября 2014 в 16:01 0
Светлана,интересная прогулка! Вы используете художественное слово, особое внимание уделяете народным приметам осени. Работу по формированию у детей представлений о природе целесообразно строить с наблюдений в повседневной жизни. В данном случае Вы создаёте условия для самостоятельных выводов детей. Организуете ситуации для наблюдений, направляете поиск вопросом или собственным предположением. Думаю, что ваша прогулка пригодится педагогам. Удачи! Творческих успехов, голос!
Лариса Владимировна Валитова # 23 октября 2014 в 16:05 0
Светлана Вячеславовна, спасибо! Конспект составлен, с моей точки зрения, очень грамотно: информация дается через беседу. Дети имеют возможность и проверить приметы, и отгадать загадки, и поиграть в подвижную игру. Очень интересный конспект.
Татьяна Волкова # 23 октября 2014 в 20:41 +1
Доброго времени суток, познавательная и насыщенная прогулка, интересные загадки и приметы, и у вас два раза написано >>если береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с весна – ранней////
Может быть вы имели в виду - а если снизу.....
Светлана Вячеславовна Котляр # 23 октября 2014 в 20:53 0
Сверху, конечно.
Елена Александровна Володина # 23 октября 2014 в 22:07 0
Добрый вечер!Интересная прогулка,насыщенная полезными знаниями: и признаки осени повторили , и народные приметы вспомнили,загадки подобраны по теме ,да еще и с ответами в рифму,детям очень нравятся.