Конкурсы для педагогов и детей

Урок-путешествие в начальной школе «У адыгов обычай такой»

Урок-путешествие «У  адыгов  обычай  такой»
Цели:
• познакомить учащихся с историей Кубани как многонациональной, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества;
• воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями;
• развивать такие нравственные качества учащихся, как  уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Задача:
• помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.

Оборудование: карта Краснодарского края и Адыгеи, плакат, предметы адыгейского быта, музыкальное оформление, инсценировка адыгейской сказки.
ХОД УРОКА:
Звучит песня Исхака Машбаша «Адыги»
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.

Шъуимафэшlух, тихьэкlэ лъапlэхэр!
Добрый день, ребята, дорогие гости!
Сегодня наш урок пройдет в классе как обычно и все таки наши классные стены раздвинутся и мы совершим путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством.
Страна эта - Адыгея! Она расположена в центре Краснодарского края (показать на карте).
III. Рассказ об адыгах.

1 ученик.
Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории  мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ.
2 ученик.
Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.

Два мальчика.(Один в национальном костюме)

3 ученик.
Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов:
4 ученик.
- Почему вы до сих пор не приходили?
3 ученик.
- Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю «Хьакlэр пстэуми ап» (Гость прежде всего)
4 ученик.
- «Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в мире», - подумал бог.
- За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил, - сказал бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка  и всегда с достоинством будете принимать своих гостей.
3 ученик.
- Так адыги получили божию землю.
(Вставка «Природа Адыгеи»)

Учитель.
Действительно, это очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, , бурные реки, пышная растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными вершинами.
Путешественники восторгались этой красотой. И как писал француз Ферран: «Ни от этого ли происходит цветущая красота черкесов и черкешенок».
Черкесы очень красивый народ, снискавшие достойную славу среди других народов. Увидев красивую девушку говорили: «Она прекрасна как черкешенка», увидев красивого ловкого юношу «восклицали»: «Он прекрасен как черкес». И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, обычаи- правила норм поведения.
Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.
Исхак Машбаш
Адыги
1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле людей.
2 ученик.
А ты о них не знаешь ничего –
Ни песен их гортанных, ни традиций.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него.
3 ученик.
И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут.

Руслан Нехай
Адыгейский стол

4 ученик.
Как старый кедр,
Он мудр и щедр.
Как солнце, кругл
Он гостю - друг.
Есть хлеб и соль –
Садись за стол -
Он, как родник,
Людей роднит.

(Показать lанэ – круглый стол)
(На столе: къуае – адыгейский сыр, пlастэ – мамалыга, чэтлыбжь – курица в соусе, хьалыжъу – лепешки с сыром, псы – ключевая вода)

Звучит песня  «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.

(1 куплет в исполнении учащихся)

Если где – то в кругу молодых
Держит речь седовласый адыг, -
Ты не вздумай его перебить,
Уважай его возраст седой,-
У адыгов обычай такой.
Да,да,да! Да,да,да!
У адыгов обычай такой!
(Да, да, да, да,да да
Хэбзэ дахэу тэ тиlэр джащ фэд.
Адыгэм яхабзэр джаш фэд)

Учитель.
На первом месте адыгейский народ чтит правила норм поведения.

Киримизе Жанэ
Так в Адыгее говорят
1 ученик.
Будь щедр, как сад, будь добр, как дом,
И на добро ответь добром.
Но глуп, кто любит всех подряд,-
Так в Адыгее говорят.

2 ученик.
В беде любому помоги,
Не лги врагу, себе не лги,
Ложь – не спасенье, а яд, -
Так в Адыгее говорят.

3 ученик.
С лица смывает грязь вода,
С души – не смоет никогда,
Не сможет грязи смыть наряд,-
Так в Адыгее говорят.

4 ученик.
Оставь свой след в чужой судьбе.
Пускай же в память о тебе
Деревья весело шумят,-
Так в Адыгее говорят.

5 ученик.
Все на земле имеет вес.
Слова свои сначала взвесь,
Тогда они и прозвучат,-
Так в Адыгее говорят.

6 ученик.
Отчизну матерью зовем.
Что выше есть и что святее!
Нигде не забывай свой дом
Каких бы не искал путей.

7 ученик.
И мать, и Родина – одна –
От колыбели нам дана.
Они навек в сердцах царят,-
Так в Адыгее говорят.

Учитель.
Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье.
Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Кушъэхапх» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Апэрэ лъэубэкъу – Лъэтегъэуцо» (первый шаг).
Как важен он на пути к миру. Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ.
Первые шаги.

Со всего аула
Прибежал народ:
От стола до стула
Девочка идет!
Счастливы родители,
Горд и счастлив дед:
Все соседи видели
Как идет Айщет.
Путь совсем не малый
От стола до стула:
Девочка устала,
На руках уснула.

Учитель.
А вот основа жизни адыгов - это труд. И о нем родилась на адыгейской земле сказка. (Три ученика участвуют) . Сценка.

Ведущий.
У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год.
Отец.
- Салам алейкум!
Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду.
Кабардинец.
- Алейкум салам!
Оставляй его добрый человек.

Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше :
Кабардинец.
- На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги.
Ведущий.
Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.

Отец.
- Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в  реку), а сын песню напевает.

Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.

Отец.
- Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)

Ведущий.
- На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.

Хозяин.
- Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.

Ведущий.
- Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.

Хозяин.
- Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.

Ведущий.
- Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:

Сын.
- Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!

Учитель.
Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.

Аскер Гадагатль
Да будет так!

…Вырос умным хлопцем сын –
На душе светло!
На земле хозяин он –
Сыну повезло.
Пусть прославят дети род
Делом своих рук!
Пусть трудом умелых рук
Радуют народ!

1 ученик.
Адыги на земле моей живут,
Их издревле черкесами зовут,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей
Живут адыги на земле моей.

Мурат Паранук
Край мой родной.

2 ученик.
…Думы мои
Про Отчизну мою,
Вы и светлы,
И задорны,
И строги.
С нею расту,
Про нее пою,
С нею никогда
Не собьюсь я с дороги.
Учитель.
Но маленькая Адыгея не смогла бы расцвести и дать своему народу силу, мужество и гордость, если бы не Россия.
Россия, как щедрая мать собрала под свое крыло малые народы, она бережет их культуру, традиции, обычаи, язык. И Адыгея, находясь в центре Краснодарского края, тесно связана с казачеством и русским народом.
У каждого на свете есть , наверное,
Любимый уголок земли, такой
Где листья по-особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По-детски чисто тянется душа.
Любимый уголок земли, о которой писал Кубанский поэт Вадим Неподоба называют малой родиной.
Наша с вами малая родина – Кубань, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов.
Край, в котором живут больше 120 национальностей, и все они стремятся сделать нашу Кубань ещё лучше, богаче и красивее.
Стихотворение :
Какая разница, ты русский иль татарин……..

Более  450 лет адыги и русские мирно и дружно живут  под одним небом.
У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.

Агния Барто
Вовка – добрая душа

Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.

Аскер Гадагатль
Адыгея моя

Адыгея,
Родина моя!
Уголок страны привольной нашей.
Глянешь -вся в цвету твоя земля,
По просторам Родины любимой.
(звучит гимн России, Адыгеи)

Учитель.
Вот и подошло к концу наше путешествие, на протяжении которого мы  каждым словом пытались понять, как сделать нашу жизнь счастливой, насыщенной и богатой добрыми делами. И слова, написанные на плакате  подводят нас к решению этой задачи.
«Хабзэ мышlэныр емыкlухь» - Тот, кто не знает законы, позорит не только себя, но и свой народ. (Адыгейская  пословица)

Живет адыгейский народ.
Растит детей, сады сажает снова.
Он в мудрости и щедрости красив,
И в этом его правда и основа.
«Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»
Дмитрий Лихачёв «Раздумья».

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)

Хъяркlэ, ныбджэгъу лъапlэхэр!
Тхьашъуегъэпсэу! Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!

Рекомендуем посмотреть:

Игра "Поле чудес" в 1-2 классе. Сценарий Игра-соревнование в начальной школе. Сценарий Сценарий мероприятия для младших школьников "Птицам помогите" Внеклассное мероприятие в начальной школе. Праздник «Чудо земли – хлеб»

Похожие статьи:

Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»

Сценарий мероприятия к 23 февраля для младших школьников
Опубликовано: 995 дней назад (19 марта 2014)
Просмотров: 5077
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!