Конкурсы для педагогов и детей

Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Маисовый полоз

Сценарий тематической беседы для учащихся начальной школы «Поговорим о Маисовом полозе»
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию тематическую беседу с учащимися начальных классов об одном из видов змей - Маисовом полозе. Данная беседа входит в цикл бесед «Животные нашего зоопарка». Материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, воспитателям детских садов, воспитателям детских оздоровительных лагерей и санаториев при проведении мероприятий. Тематическая беседа ориентирована на учащихся младшего школьного возраста, возможно на дошкольников подготовительных групп.
Цель: знакомство с маисовым полозом.
Задачи:
- уточнить знания детей о змеях;
- расширять кругозор младших школьников;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать чувства бережного отношения к животному миру.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Послушайте внимательно и постарайтесь разгадать загадку.
Нет ноги ни одной,
Только хвост с головой,
Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и всё, ни лап, ни шеи,
Потому что это … (Змеи.)
Кто же это ребята?
(Ответы детей).
Учитель: Верно, ребята, это змеи.
Говорят, я мудрая.
Люди, Вам видней.
Выползаю утром я
К солнцу из корней.
Мне послушать хочется
Лес и тишину.
В гордом одиночестве
Мимо проскользну.
Сами не обидите –
Я не трону Вас.
Даже не увидите,
Как исчезну с глаз.
(На доске появляется фото змеи и высказывания о них).

Учитель: Ребята, давайте прочитаем высказывания о змеях и попробуем в них разобраться.
Примерные высказывания:
1.Почему змея символ мудрости? Потому, что никогда не травит себя и не жалит того, кто от неё далеко.
2. Змея - это вид тех животных, которые всегда ускользают от более сильного противника и жалят его там, где он не ожидал.
(Рассуждения детей).
Учитель: Молодцы, ребята! Как Вы, наверное, уже догадались, сегодня речь пойдёт об одном из видов змей - Маисовом полозе.
(На доске появляется фото данного вида).

Учитель: Маисовый полоз (elapheguttata). Латинское название переводится так elaphe – ползающий, guttata – пятнистый. Поэтому согласно латинскому языку правильное название: пятнистый лазающий полоз. А вот маисовым он назван потому, что чаще всего его находили в полях с кукурузой. Родиной маисового полоза является Северная Америка, обитает он в лиственных лесах, на бесплодных землях, скалистых склонах, часто встречается возле небольших населенных пунктов практически по всей территории США, а также в Мексике и на Каймановых островах.
Учитель: Давайте обратимся к географической карте.
(На доске висит карта).
Учитель: Кто из Вас может показать, где находятся перечисленные места?
(Ребёнок прикрепляет на эти места заранее приготовленные флажки).
Учитель: А теперь найдите, где мы с Вами находимся на карте.
(На это место тоже прикрепляется заранее приготовленный флажок).
Учитель: Как выглядит маисовый полоз? Какой его основной рацион? Узнаем из презентации.
(Просмотр презентации с комментариями учителя).

Примерный текст:
Маисовый полоз - неядовитая змея семейства ужеобразных. Они бывают небольших размеров: детеныши - 22-40 см, а взрослые особи - 80-150 см. Во внешности привлекает их окрас. Вариантов цвета огромное множество. Традиционно присутствуют такие цвета: чёрный, красный (различные оттенки от розового до вишневого), кремовый, коричневый, белый, оранжевый. Активность маисовый полоз проявляет ночью или на рассвете, днём же в основном прячется в укрытия. Маисовый полоз отлично ползает по деревьям и кустарникам. В природе питается мелкими и средними грызунами, летучими мышами, птицами и их яйцами, изредка ящерицами. Взрослые полозы охотятся на земле, поедая при этом мелких грызунов, а также птиц. Молодые змеи охотятся на мелких беспозвоночных, грызунов, ящериц и древесных лягушек. Продолжительность жизни маисовых полозов - от 10 до 20 лет.
Учитель: Существует такая легенда о змее - Полозе. В давние времена в пустыне жил змей Полоз. И вот решил он отправиться туда, где было немного прохладнее, чтобы можно было воды холодной испить. Решил так и тут же пополз. Полз, полз. Полз. Полз. Чувствует уже, что вода совсем близко. Поднатужился, что было сил, и наконец-то дополз. Опустил свою уставшую голову в воду и стал жадно пить. Так долго пил, что уснул. И так долго спал, что весь окаменел. Только его хребет и остался на земле. А люди этот хребет назвали Уральскими горами.
(На доске появляется фото Уральских гор).

Учитель: А ещё в старину, да и, наверное, по сей день, было такое поверье, связанное с Полозом. Золотодобытчики всегда верили в Великого Полоза - где змей проползёт, думали они - там и золотая жила.

Учитель: Ребята, а сейчас я хочу предложить Вам побыть намного «золотодобытчиками». Только Вы должны будете добыть не золото, а знания. Для этого Вам необходимо будет из отдельных слов собрать пословицы, а также объяснить значение «добытых» Вами пословиц.
Примерные пословицы:
Хотя змея и в новой коже, а сердце у неё всё то же.
Змея шкуру меняет, а натуру оставляет.
Кусает змея не ради сытости, а ради лихости.
Змея спящего не ужалит.
Змея мягка снаружи, да ядовита внутри.
Из одного и того же цветка змея делает яд, а пчела – мёд.
Таятся змеи там, где спрятан клад.
На трусливого и уж – змея.
Сколько ног у змеи, столько правды у лгуна.
Только слепой змеи не боится.
(Работа по составлению пословиц в группах).
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру под названием «Змейка». Ведущий – это будет «голова» нашей змейки встаёт вперёд, все остальные участники выстраиваются за ним в одну цепочку, держась при этом за талию впередистоящего игрока. Посмотрите, какая длинная «змейка» у нас получилась. А начинать движение наша «змейка» будет со словами:
Я змея, змея, змея,
Я ползу, ползу, ползу,
Хочешь стать моим хвостом?
Так попробуй, догони!

Ведущий начинает движение, остальные следуют за ним. Двигаться можно только шагом, бежать ни в коем случае нельзя. Сначала ведущий идёт медленным шагом, а затем его шаги постепенно ускоряются. Если «голова змейки» догонит и поймает свой «хвост», то ведущий встаёт в конец цепочки. Игра продолжается несколько раз.
Учитель: Следующее задание – викторина.
1. Вспомните, как звали удава - друга Маугли из сказки Редьярда Киплинга? (Каа.)
2. Что является ядовитое у змеи?
а) Жало;
б) Кожа;
в) Язык;
г) Зуб.
3. Какая змея легко отыщется в санях? (Полоз.)
4. Назовите учреждение, на эмблеме которого змея обвивает чашу?
а) Магазин;
б) Зоомагазин;
в) Зоопарк;
г) Аптека.
5. Правда ли, что у змеи рёбра заменяют ноги? (Да.)
6. Назовите змею и её длину из известного мультфильма про попугая. (Удав, 38 попугаев.)
7. Как называется питомник для содержания змей?
а) Солярий;
б) Планетарий;
в) Санаторий;
г) Серпентарий.
Учитель: Предлагаю Вас посмотреть мультфильм, о котором мы с Вами сегодня уже вспоминали. Желаю приятного просмотра!
(Далее следует просмотр мультфильма «38 попугаев»).
Учитель: В одном из зоопарков нашего района можно понаблюдать за маисовым полозом. Рекомендую всем, кто ещё не видел эту красивейшую рептилию, срочно отправиться в зоопарк. В террариуме идёт постоянное наблюдение за температурой, так как при низких температурах у змей останавливается пищеварение и понижается сопротивляемость иммунной системы. В клетке есть поддон с водой, предназначенный для питья и купания. В нём полоз не только плавает, но и замокает в период линьки. Есть здесь и скрытные места, где полоз отдыхает от назойливых глаз посетителей. Много ветвей и коряг, по ним змея охотно ползает. Кормят лабораторными мышами, крысами, хомяками, цыплятами, перепелами. Производят кормление один раз в пять дней, после того, как полоз переварит предыдущий корм. Вместе с кормами обязательно дают минеральные добавки, например: толченую яичную скорлупу, а также препараты, содержащие кальций. В поилку добавляют минеральную воду ("Боржоми").


Учитель: И в завершении я хотела бы напомнить и немного Вас предостеречь о том, что рептилии – очень опасны. Будьте предельно внимательны и осторожны в общении с ними!
Нету змей хороших, добрых
Не бывает змей ручных.
Но зато полно проворных
И коварных, и больших.
Все ли змеи ядовиты?
Вот вопрос... Наверно - все.
Очень змеи плодовиты,
Ядовиты и вообще...
Лучше змей не трогай, мальчик.
Не пихай змею ногой.
Ты от них уйди подальше –
И останешься живой!

Благодарю за внимание!
Презентация к тематической беседе для начальных классов «Поговорим о Маисовом полозе»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект тематической прогулки в начальной школе. У природы нет плохой погоды Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Лесные животные Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Морские свинки Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Вьетнамские свиньи

Похожие статьи:

Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс

Участник №212 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Итоговая комплексная работа для 3 класса | Тематическая беседа для учащихся начальной школы с презентацией. Африканский ежик
Опубликовано: 521 день назад (2 июля 2015)
Просмотров: 887
+5
Голосов: 5
Ирина Сергеевна Нугаева # 10 июля 2015 в 22:16 +2
Светлана Николаевна, землячка моя, спасибо за приглашение в замечательное путешествие змей. Кстати. очень актуально на сегодняшний день!Очень методически правильно построено занятие: и история, современность, правила поведения, изучение родного края))) Вы молодец!Занятие цели достигло.Примите мой голос. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Светлана Николаевна Матвеева # 10 июля 2015 в 22:33 +1
Огромное спасибо, Ирина Сергеевна! Всегда готова!!!
Лилия Данировна Зиннурова # 10 июля 2015 в 23:01 +2
Светлана Николаевна спасибо за приглашение на замечательную тематическую беседу для учащихся начальной школы "Маисовый полоз". Мероприятие познавательное, оформлено методически грамотно, иллюстрировано. Примите мой голос и пожелание дальнейших успехов.
Наталья Константиновна Клочкова # 10 июля 2015 в 23:43 +2
Светлана Николаевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Очень рада, что побывала на Вашем мероприятии. Материал и фото соответствуют тем целям, которые Вы поставили. Примите мой голос.
Инна Николаевна Евсейчик # 11 июля 2015 в 20:38 +2
Светлана Николаевна, спасибо за приглашение. Интересный и познавательный материал представлен. Присутствует наглядность (яркие, качественные иллюстрации). Используются разные приёмы работы: беседа, тесты, просмотр мультфильма. Исходя из всего, я бы сказала, что это не тематическая беседа, а тематический классный час. Примите мой голос.
Раиса Владимировна Коломыцева # 11 июля 2015 в 20:59 +2
Добрый вечер, Светлана Николаевна! Материал разработан грамотно и оснащён яркими картинками, имеет познавательную ценность и расширяет кругозор, голосую!