Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературы 5 класс с презентацией. Р.Г. Гамзатов "Журавли"

Конспект урока литературы в 5 классе (ФГОС) "Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность Р.Г.Гамзатов. "Журавли"
Автор: Михайленко Тамара Васильевна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МАОУ СОШ №2 станицы Павловской Краснодарского края
Цели:
Образовательная: познакомить с содержанием стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», закрепить умения анализа произведения.
Развивающая: развитие речи, памяти, обогащение словарного запаса, закрепление навыков выразительного чтения, умения составлять синквейн, работать над проектом.
Воспитательная: воспитывать чувство благодарности героям Великой Отечественной войны и чувство долга перед ними, воспитывать благородное возвышенное чувство любви к родине, защите Отечества от врагов, привитие любви к историческому прошлому Родины.
Ход урока.
I. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
1. Приветствие.
Ровно встали. Тихо сели. Посмотрите на своего соседа или соседку по парте и улыбнитесь. Пусть доброжелательность и взаимоуважение сопровождает вас весь урок.
2. Вступительная беседа
Начать сегодня урок хочется со слов
Слайд 1. Если б нам не помогала память...
Мы бы жить, наверно, не смогли.
Какой смысл заложен в эти слова, как вы думаете?
Почему сегодня так много говорим на эту тему?
Сколько лет длилась война? Как люди узнавали о событиях этой войны?
Слайд 2.Обобщим сказанное вами. Почему некоторые слова выделены. Что их объединяет?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Стихи, песни о войне)
3. Настрой учащихся на тему урока
Слайд 3. «Летят журавли» (использовать фонограмму с записью курлыканья журавлей)
Вновь курлычут журавли над нами,
Голос слышен их издалека,
Пролетают над полями и лесами,
Летят туда, где ждёт всегда река.
Пролетают журавли опять над нами,
Летят в места, что Родиной зовут,
И машут нам уставшими крыльями,
Лететь чтоб вместе, где нас тоже ждут!
С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения. Удивителен факт, что у разных народов журавль всегда занимал почетное место священной птицы
А кто из вас знает, что символизируют журавли? (это символ счастья, любви и здоровья)
Но есть у журавля еще один символ. Об этом говорится в стихотворении, ставшем песней.
Прослушивание песни «Журавли» с просмотром видео


-Кого же символизируют журавли? (Погибших воинов).
Слайд 4 (в конце щелчок по слайду)
II. Совместное открытие знаний
Работа над стихотворением
Мы не видевшие войну знаем о ней из рассказов прадедушек и прабабушек, по скупым письма и редким фотографиям, по стихам и песням.
Слайд 5. Расул Гамзатов, дагестанский поэт, написал стихотворение «Журавли» после посещения Японии. В Хиросиме он увидел памятник японской девочке по имени Садако Сасаки, страдавшей от неизлечимой болезни после атомного взрыва. Девочка узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. И Садако стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки ей кусочков бумаги. Но девочка умерла.
Потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, Р. Гамзатов увидел впечатляющее зрелище - тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японские женщины носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда он стоял в толпе в небе появились вдруг настоящие журавли. Их стая была небольшая, и в этой стае Расул Гамзаевич заметил маленький промежуток. Затем была телеграмма о кончине матери. По дороге домой, в самолете, поэт думал о матери, о погибших двух братьях, о миллионах, не вернувшихся с войны, женщинах в белом одеянии, и о многом другом, но мысли поэта все время возвращались к белым журавлям. Так появилось стихотворение «Журавли»
Работа в парах(Приложение "Раздаточный лист", задание "Средства художественной выразительности")
Я даю вам 2 минуты, чтобы поработать в парах, записать средства художественной выразительности и ответить на вопрос, о чем же это стихотворение.
Проверка работы
- Какие ключевые образы противопоставляются в стихотворении?
- Какой гласный звук повторяется чаще всего? Очень много согласного «эл», как вы думаете, почему? Для чего поэт использует звукопись?
- Какими цветами пользуется поэт в стихотворении? Чем это объяснить? Что они символизируют? (Все, что касается блага людей – это все белый цвет, цвет жизни, развития и процветания. Белый так же означает память предков)
- Найдите анафору. Чем объяснить использование данного выразительного средства в стихотворении-песни?
- Как называется средство художественной выразительности, используемое в последней строфе? Почему не словосочетание, не фраза, а целая строфа? (Предсказание о будущем)
- Можем мы представить картину о летящем клине журавлей? Время суток, когда происходит это событие (вечер, туман, сизая мгла)
- Почему стихотворение называется "Журавли»?
- О ком на самом деле в нем говорится?
Слайд 6. ФИЗМИНУТКА
III. Самостоятельное применение знаний
Расул Гамзатов написал несколько вариантов стихов, посвященных журавлям, но он не думал, что один из вариантов «Журавлей» станет песней, которая будет так тепло принята людьми, любима многими поколениями.
Слайд 7. Наум Гребнев, переводчик поэзии Кавказа и Востока, перевел «Журавли» на русский язык, а Ян Френкель, композитор, сочинил музыку.
Так появилась песня - гимн об ушедших и не вернувшихся с войны солдат. Она зажила своей полнокровной жизнью и обрела мировую популярность.
Когда Марк Бернес, актер и исполнитель песен, послушал песню, он расплакался, так понравилась ему эта песня. Записывал Бернес «Журавли» уже будучи тяжело больным. Это была его последняя запись.
- Какие ключевые слова пронизывают стихотворение - песню «Журавли»?
(Подвиг-память)
Слайд 8.
Синквейн
Задание - возьмите каждый для себя одно из ключевых слов и составьте синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Зачитывание синквейна
IV. Проект «Журавли Победы»
( Под мелодию песни «Журавли»)
Когда звучит песня “Журавли” в каждой семье вспоминают о своих погибших отцах, братьях, сыновьях и дочерях. Бессмертный образ белых журавлей стал родным и близким миллионам людей на нашей планете. И нашел он свое отражение не только в песне Р.Гамзатова, но и в памятниках запечатлевших «белых журавлей», которые разлетелись по всей России.
Слайд 9. Песня, выраженная в памятнике, - это души погибших, это сердце павших в той Великой войне, это наша незабвенная память. Журавли Победы нас зовут к миру, своим криком просят не забывать о том, кто завоевал нам этот мир.
Давайте вместе с вами тоже создадим памятник, пусть это будут наши с вами журавли Победы.
Я предлагаю вам вспомнить имена своих близких, родственников, которые погибли на войне, записать их на крыле журавлика и закрепить на нашем памятнике.

Слайд 10.(Учащиеся пишут на журавликах имя своего родственника и крепят на проект, произнося имя того, кого они написали)
Журавли не имеют национальности - они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Вот почему люди замолкают, когда видят журавлиный клин. Не случайно в День Победы, 9 мая, мы отдаем дань памяти воинам минутой молчания.
Минута молчания
V. Домашнее задание
Задание на дом (по выбору):
1. Выучить стих. наизусть
2. Спеть песню (можно в группе)
3. Нарисовать иллюстрацию к песне
4. Задание 1, стр. 143 (учебник)
Домашнее задание записано на ваших раздаточных листах (Приложение)
VI. Итог урока
Стихи и песни военных лет до сих пор затрагивают за живое, заставляют сердце биться чаще. Наша задача - хранить вечную память о тех, кто не вернулся, и сделать все, чтобы война не повторилась никогда.
Выразите свое состояние на уроке в «ЛЕСЕНКЕ «МОЁ СОСТОЯНИЕ»» (Приложение "Раздаточный лист", заштриховать ваше состояние)
Поднимите руки, кто находится на первой верхней ступеньке, на второй, на третье, а на последней?
Слайд 11. Спасибо за работу, до новых встреч!
Раздаточный материал к уроку литературы 5 класс "Песни, созданные на стихи поэтов и их популярность. Р.Г. Гамзатов "Журавли"
Презентация на тему: Песни на стихи о войне

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной

Участник №43 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Сценарий выпускного вечера в 11 классе | Программа внеурочной деятельности по русскому языку, 6 класс (ФГОС)
Опубликовано: 472 дня назад (26 августа 2015)
Просмотров: 3468
+19
Голосов: 21
Татьяна Викторовна Гусева # 26 августа 2015 в 17:24 +3
Здравствуйте, Тамара Васильевна!
С удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Тема близка (работаю учителем литературы), особая благодарность за выбор автора (один из самых любимых в ранней юности). Несколько слов о плюсах разработки:
- Разнообразие форм (думаю, детки не заскучают на таком уроке);
- большая предварительная подготовка;
- работа по теории литературы (художественные средства выразительности - слабое место после начальной школы);
- высокий нравственный потенциал урока (фрагмент фильма, минута молчания и др.);
- мини - проект на уроке - это очень интересно.
Из пожеланий хочется отметить: в заголовке урок по ФГОС, а задачи по традиционной форме поставлены. Можно расширить и заменить.
Голос за вашу работу. С уважением, Гусева Татьяна Викторовна
Тамара Васильевна Михайленко # 26 августа 2015 в 23:13 0
Здравствуйте! Конечно, вы правы. В моем рабочем конспекте они и поставлены, а в данной разработке боялась нарушить требования, да и все-равно нарушила.
Валерий Григорьевич Вершинин # 26 августа 2015 в 21:45 +2
Здравствуйте, Тамара Васильевна! Мне понравился конспект вашего урока. Замечательная тема, стихи и песня.. Память о погибших. Интересный проект-памятник. Это здорово !Примите мой голос. Что хотелось бы пожелать:1) если вы берёте тему, как написано у вас ""Песни, созданные на стихи поэтов и их популярность Р.Г.Гамзатов. "Журавли", тогда надо сначала привести примеры песен на стихи поэтов. Например,"В землянке" К.Листова и А Суркова, "Алёша" Э. Колмановского и К. Ваншенкина, и т.д. Это очень широко. Мне кажется, ваша тема должна звучать так: Р.Гамзатов и Я.Френкель "Журавли". 2) интересно, что дети написали в синквейне. 3) Хорошо бы песню заранее выучить на уроке музыки и там поговорить о средствах художественной выразительности музыки Почему-то М. Бернес расплакался именно от песни. Значит, мелодия, что-то добавила к стихам!. С Уважением, Валерий Григорьевич.
Валерий Григорьевич Вершинин # 29 августа 2015 в 01:35 +1
Всё больше прихожу к мысли, что никому мои высказывания не нужны. Но я в таком случае хотя бы ответил ответил, что "я не согласен с вашим мнением". Многие так и поступают. А Вы аккуратненько так меня обошли, и ....молчок. Видимо, надо писать только хвалебные отзывы. Для чего тогда вообще нужны комментарии? Надо, наверно, хорошее брать себе в заметки, поддерживать тех, кому не пишут положительные отзывы, и всё! Я не обиделся, но нахожусь в недоумении, как герой фильма: "Прав я , или не прав". Отвечать не нужно. Это риторический вопрос. С уважением, Валерий Григорьевич.
Елена Владимировна Николаева # 26 августа 2015 в 21:53 +1
Тамара Васильевна, с удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Интересуюсь всеми работами, связанными с ФГОС. Хотела спросить: В названии урока разве нет причастного оборота? Как-то звучит:"созданные на стихи", так и хочется выделить запятыми!
Тамара Васильевна Михайленко # 26 августа 2015 в 23:10 +1
Здравствуйте! Спасибо большое за замечание.Действительно, после причастного оборота нужна запятая, да я еще много ошибок нашла, когда работа была в блоге. Теперь буду предельно внимательной.
Тамара Васильевна Енина # 27 августа 2015 в 13:09 +1
Здравствуйте, Тамара Васильевна, с интересом прочитала Ваш конспект урока. Мне понравился немного необычный подход к материалу, проект очень удачен, весь психологический настрой, память о погибших. Нашим детям нужно напоминать о той войне, хороший, качественный урок. Успехов Вам в работе. С наступающим новым учебным годом, умных учеников Вам. Голос.
Тамара Васильевна Михайленко # 27 августа 2015 в 19:03 0
Спасибо Вам огромное! Пусть Вам новый учебный год принесет много творческих успехов и побед.
Ольга Французова # 27 августа 2015 в 23:11 +1
Здравствуйте, Тамара Васильевна! Спасибо за приглашение. Я не знаток тонкостей преподавания уроков литературы, но мне очень понравилась Ваша разработка. В своем материале Вы интересно преподнесли информацию, что несомненно детям нравится. Если бы так все уроки преподносились детям в школе, они наверное с большим желанием посещали бы уроки. Успехов Вам. Голос.
Ксения Владимировна Цветкова # 27 августа 2015 в 23:24 +1
Добрый вечер, Тамара Васильевна! Какие бы требования к современному уроку не предъявлялись, главная цель литературного образования - интеллектуальное и эмоци­ональное обогащение личности, формирование взглядов и нравственных ориентиров. На мой взгляд, вы поставили перед собой эту цель, сформулировав ее следующим образом: "воспитывать чувство благодарности героям Великой Отечественной войны и чувство долга перед ними, воспитывать благородное возвышенное чувство любви к родине, защите Отечества от врагов, привитие любви к историческому прошлому Родины" и выполнили ее "от" и "до".Особенно хочу отметить проект "Журавли Победы" - это своеобразный итог урока, в котором как раз и выражается понимание данной темы детьми. С удовольствием голосую.
Ольга Владимировна Пелипенко # 28 августа 2015 в 07:46 0
Доброе утро! Хоть я и далека от уроков литературы для пятого класса, но сама тема не может не трогать за душу. И вариант проведения интересный, так что голосую!
Алла Ивановна Ефимова # 28 августа 2015 в 11:55 0
Мне понравился конспект вашего урока. Замечательная тема, стихи и песня.. Память о погибших. Интересный проект-памятник. Это здорово !Примите мой голос. Удачи.
Елена Евгеньевна Грудинина # 28 августа 2015 в 13:00 0
Добрый день, Тамара Васильевна! Одна из важных тем на сегодня. Память о погибших, чувство благодарности героям Великой войны. Интересный раздаточный материал. Мне очень понравилось. Примите мой голос.
Жанна Галимовна Дубанова # 28 августа 2015 в 18:44 0
Здравствуйте, Тамара Васильевна, с интересом прочитала ваш конспект!Примите мой голос. Удачи!
Мария Пучкова # 30 августа 2015 в 06:43 +1
С интересом знакомилась с Вашей работой. Мой голос №13
Наталья Александровна Рогозникова # 6 сентября 2015 в 12:51 +2
Добрый день! По занятию было видно, что педагог проделал большую и кропотливую работу.Мне понравился организационный момент. Каждый педагог знает, что именно с него начинается вся работа. Только небольшое пожелание вначале занятия можно было бы поподробней рассказать о великой отечественной войне (о причинах,участниках, итогах). Так интересный красочный материал. Удачи!
Лидия Александровна Петрова # 15 октября 2015 в 00:20 0
Здравствуйте Тамара Васильевна! Прекрасный материал! С удовольствием посоветую его своим коллегам, учителям русского языка и литературы.Примите мой голос!Он 16-ый. Творческих Вам успехов!
Тамара Васильевна Михайленко # 15 октября 2015 в 00:52 0
Спасибо Вам большое!
Олег Владимирович Мамаев # 15 октября 2015 в 14:38 0
Песни о Великой Отечественной - тема, которая никогда не потеряет актуальности и ваше мероприятие тому подтверждение. Четко построенный урок с интересным и патриотическим содержанием. Кстати, вам на заметку: на ютубе есть много военных песен, специально записанных к 70-летнему юбилею Победы совсем молодыми юношами и девушками. Проект называется Творцы истории. Вот, например, песня "На безымянной высоте" в исполнении юной Александры Курневской:


Людмила Александровна Липина # 15 октября 2015 в 17:43 0
Замечательный урок, Тамара Васильевна. Всегда актуальная тема. Самое главное в беседе с детьми о войне - дотронуться до души... Самая важная цель - воспитательная, которая непрерывной нитью проходит через весь урок, и, я думаю, Вами была достигнута. Когда читала конспект, представилась задушевная атмосфера, наполненный чувством патриотизма и одухотворённости класс. "Если б нам не помогала память... мы бы жить, наверно, не смогли..." - очень сильные слова... Разнообразный подобранный материал, этапы урока соответствуют новым стандартам, отдаю голос за Вашу работу. Спасибо)))
Анатолий Николаевич Захаров # 29 октября 2015 в 12:05 0
Здравствуйте! Замечательный урок у Вас получился, вы просто молодец. Голос!!!