Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие для начальной школы: Праздники января. Сценарий

Внеклассное мероприятие для начальной школы. Сценарий.
Методическая разработка внеклассного занятия для начальных классов «Путешествие по январским праздникам на Руси»
Составитель: учитель начальных классов Пригорнева Татьяна Александровна ГБОУ «Валуйская специальная общеобразовательная школа - интернат» г.Валуйки.

Описание материала: Внеклассное занятие будет интересно учителям и воспитателям начальной школы, а также педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. Разработка содержит яркую музыкальную презентацию. Занятие носит развлекательно - познавательный характер, знакомит обучающихся начальных классов с историей, традициями данных праздников на Руси, а также с обычаями празднования Рождественских святок. В ходе мероприятия обучающиеся колядуют, участвуют в разнообразных конкурсах, затеях.

Цель:
- познакомить обучающихся с православными праздниками января.
Задачи:
- воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям;
- систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского народа; познакомить их с народными песнями, загадками, пословицами;
- развивать творческие способности обучающихся.
Оборудование:
- презентация, музыкальное сопровождение конкурсов и игр;
- костюмы для детей, оборудование для игр, стихотворения, пословицы, поговорки, игры, подарки для гостей, снежинки, эмблемы для команд.
Ход занятия.
1. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня у нас необычное занятие – мы отправимся в «Путешествие по январским праздникам на Руси», поговорим о праздниках и традициях русского народа.
-Какие праздники мы отметили в январе?
2. Знакомство с традициями православного праздника «Рождество Христово»
- А какой праздник мы отмечали 7 января? (Рождество Христово).
Рассказ учителя. Рождение Иисуса Христа в Вифлееме.
Рождество Христово – один из самых значительных и светлых праздников для всех людей на Земле. Он празднуется в честь рождения младенца Иисуса Христа Рождество – это день рождения Иисуса Христа. Рождество Христово -православный праздник. Иисус Христос, как сказано в Библии, родился в городе Вифлееме. Правитель Иудейского царства - римский император Август, приказал провести перепись населения. Каждый житель страны должен был приехать в город своих предков и отметиться в списке. Исполняя данный приказ, Дева Мария, которая скоро должна была родить, отправилась с Иосифом в Вифлеем. В город Мария с Иосифом прибыли поздно вечером, туда съехалось множество народа, ни в одной гостинице для них не нашлось свободной комнаты. Тогда Святому Семейству пришлось расположиться на ночлег в пещере, за городом. Здесь местные пастухи держали коз и овец. Не в царском дворце, не в богатых хоромах родился Христос, а в холодном и темном хлеву. Младенца положили в ясли с сеном — кормушку для скота.
Первыми о рождении Христа узнали Вифлеемские пастухи, которые пасли стада неподалеку. Им явился ангел с вестью: «Я возвещаю вам великую радость: только что родился Спаситель». Пастухи поспешили к пещере. Увидев Марию, Иосифа и Младенца Иисуса, пастухи поклонились Спасителю мира. Затем из восточных стран в Иудею прибыли трое волхвов. Известно, что они были мудрецами – звездочетами. Отправиться в долгое путешествие волхвов заставила звезда. На небе загорелась новая, удивительно яркая звезда, которая ознаменовала Рождение Иисуса Христа. Увидев ее, мудрые звездочеты поняли, что родился Царь Царей, и поспешили поклониться Ему. Путь к младенцу Иисусу волхвам указывала эта звезда.
Они пришли в Вифлеем нашли Святое Семейство. Волхвы поклонились новорожденному Христу и принесли Ему роскошные дары: золото, ладан и смирну.
Словарная работа: ЛАДАН - это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. Ладан - это фимиам, символизирующий чистую молитву сердца, «благоухание, приятное Господу», а также духовный аромат благодати Божьей.
СМИРНА — это дар тому, кто должен умереть, так как смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Смирна отсылает нас к одним из эпизодов Страстей Господних, где перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Праздник Рождества Христова отмечается 7 января.
Богата Русь-матушка своими традициями. Вот какие традиции на Руси встречать и праздновать Рождество Христово.
Православные христиане готовятся к встрече Рождества Христова. Они постятся 40 дней, т.е. не едят молочной и мясной пищи, посещают службы в храмах, молятся. Избу к празднику тщательно убирали, стол застилали чистой скатертью. Вечер 6 января называется Рождественский сочельник. Пост в сочельник строгий, т. е. ничего нельзя есть. За стол не принято было садиться до тех пор, пока на небе не появится первая звезда. Считалось, что в этот момент на небе загорается именно та звезда, которая некогда возвестила волхвам о рождении Христа. Прежде чем сесть за стол, его посыпали сеном - в память о яслях, в которых родился Христос. Название «сочельник» пошло от обычая готовить 6 января так называемое сочиво - пшеничные зерна, замоченные в воде, которое ели вечером.
Основные торжества происходят в храмах. В Рождественский сочельник православные идут в храмы к десяти часам вечера, дабы встретить Рождество там. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл традиционно совершает праздничное богослужение в главном храме страны - храме Христа Спасителя. Во всех других храмах также проходят праздничные богослужения с крестных ходом. Согласно правилам православной церкви, разговение должно происходить не после первой звезды, а только после окончания Рождественской Божественной литургии, то есть около трех-четырех часов ночи. 7 января у православных по всему миру заканчивался Рождественский пост.
(приглашаются чтецы стихотворений)
Чтение стихотворений учащимися под музыкальное сопровождение.
1. Светлый праздник Рождества,
Рождества Христова –
В каждый дом издалека
К нам приходит снова.
2.Белый ласковый снежок
Сыплет за окошком,
Пляшет свечки огонёк,
И мурлычет кошка.
3.Вспыхнет на небе звезда,
И уйдут напасти.
Светлый праздник Рождества
Нам приносит счастье.
4.В этот день нельзя грустить,
Ссориться и злиться,
Нужно всех вокруг простить,
Богу помолиться.
5.Скажем добрые слова
Мы друг другу снова.
Здравствуй, праздник Рождества,
Рождества Христова!
-Без какого дерево мы не представляем празднование Рождества? (без ёлки)
- Почему наряжают именно ёлку? (Считается, что ёлка – это символ здоровья и долголетия)
3.Знакомство с народными традициями Рождественских святок.
Дни с 6 по 18 января – это святые дни или святки. На Руси их называют Рождественские святки.
В Рождественские святки люди поздравляют друг друга с рождением Бога младенца: « Христос родился – славьте!». Святочные дни - это народные гуляния с песнями, плясками и хороводами. В святочных игрищах участвовала все страна. В это время было принято на Руси проводить праздничные гуляния, люди ходили друг к другу в гости, катались на санях, по дворам ходили толпы ряженых, пели песни, в которых славили Рождество Христово, обращались к хозяевам, желали им доброго здоровья, богатого урожая. Это называлось колядование. В каждом доме таких гостей встречали праздничными угощениями и подарками. Традиция петь колядки сохранилась по сей день. Дети колядовали обычно днём, а взрослые – вечером. На колядки можно было переодеваться. Это называлось «ряженье». Одевались кто, как мог – в цыганок и барышень, ведьм и кикимор, леших и чертей. Обязательный участник представления – медведь с поводырем и мехонос (ряженый с мешком). Колядовщики ходили от дома к дому и желали хозяевам счастья, здоровья, благополучия, пели песни-колядки.
- Приглашаем, вас, гости дорогие, на святочные колядки!
Сценка: мальчик и девочка - «хозяева» сидят за столом, покрытым скатертью , расставлены угощенья (конфеты, печенье), музыкальное сопровождение.
Хозяин:
-Здравствуйте, добрые люди!
Вот и матушка-зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!
Хозяйка:
- Спешите видеть,
слышать, участвовать!
Рядитесь и из домов выходите,
Колядуйте, пляшите, шутите!
Гости дорогие, приглашаем на колядки.
( «Ряженые» учащиеся колядуют, хозяин с хозяйкой благодарят и угощают.)

Учитель
-Ай, спасибо, хозяин с хозяюшкой,
Мира дому вашему,
Чтоб он был полной чашею.
Ну, а вам, детки, хорошо учиться,
В жизни всё пригодится!
- Святки на Руси не обходились без святочных игр и затей. Давайте и мы сейчас поиграем и повеселимся, посоревнуемся.
Сегодня будут соревноваться две команды: «Снеговики» и «Елочки». За правильные ответы команды будут получать снежинки. В конце наших соревнований определим победителя: какая команда наберет большее количество снежинок.
1.Игра « Подберите слово в рифму».
- Кто быстрее подберет отгадку, поднимает руку.
Ушки на макушке.
Слушайте внимательно,
Я начну, а вам – закончить
В рифму обязательно!
1. Чистый, яркий, белый, гладкий,
Ныне утром выпал…( снег)
2.Крыши дач, в болоте кочки
И дорогу, и лужок –
Всё-то, всё закрыл …(снежок)
3.Позабыты книги, сказки;
На дворе скрипят…(санки)
4.Шепчет Боре няня строго:
Погуляй пойди,
Но смотри, седой мороз
Ущипнёт тебя за…(нос)
5.Мёрзнут уши, ноги, руки,
Но не знают дети…(скуки)
6.Так им весело зимой,
Что нельзя зазвать…(домой)
7.Долго над землёй летало белоснежно одеяло.
Солнце малость припекло – одеяло потекло,
И ушло в колодцы рек.
Одеяло это – …(снег).
8.Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома,
Это к нам пришла …(зима).
Для зрителей (конфеты- за верные ответы)
1.Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрицы,
Зовут их …(рукавицы).
2.Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …(ёлки).
3.Все кружатся, веселятся,
Возле ёлочки резвятся.
Ведь сегодня торжество.
Что за праздник? (Рождество).
4.С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
5.На дорожки, на лужок
Ложится …(Снежок.)
6.Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
7.Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
8.Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
9.Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
10. На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
-Нас мороз не напугает,
Не пугают холода!
Нас колядки согревают,
Песни, пляски до утра!
2.Игра «Назови ласково».
-Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем.
Как? (зима - зимушка).
Задание: назовите ласково:
Мороз – (морозец). (по очереди каждой команде)
Лёд – (ледок)
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
Снег –снежочек
3.Игра «Собери слово».
Метель принесла на снежинках буквы.
Задание: соберите слово, какая команда быстрее.(рождество и снегурочка)

В это время проводится игра со зрителями.
Игра для зрителей. «Елочки» (Играют несколько зрителей)
Это конкурс на внимательность. Давайте представим, что мы находимся в лесу и вы все – разные елочки. Нужно показать, какие вы елочки. Когда я буду говорить:
«высокие» - нужно поднять руки вверх,
когда «низкие» – присесть,
а когда «широкие» – развести руки в стороны.
Тот, кто ошибся, выходит из игры. Победитель, самый внимательный игрок, получает приз.
4. Загадки
-Не только ребятишки, но и взрослые очень любили отгадывать загадки . А вы умеете отгадывать загадки?
Загадки (для команд)
1. Придёт неслышными шагами,
Незримой стужею дохнёт
И, всё вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерет:
Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?.. (Зима)
2. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.(Зимние месяцы)
3. Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
4. Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
5.Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла – и пропала. (Снежинка)
6.Вырос лес,
Белый весь,
Пешком в него не войти
На коне не въехать.(Морозный узор на окне)
Загадки для зрителей. (конфеты - за верные ответы)
1.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
2.Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик)
3. Он всегда на что-то злится
И всегда, когда сердит,
Детворе румянит лица,
А всех старых - молодит!.. (Мороз)
4.Эта гладкая дорога
Проживёт совсем немного.
Как пройдёт по ней весна,
Вся разрушится она. (Лёд)
5. Вился, вился
Белый рой,
Сел на землю -
Стал горой. (Снег)
6.Кто это, воя,
Без крыльев летает
И без метёлки
Следы заметает.
Лепит сугробы
Из снежного теста.
Передвигает их
С места на место? (Метель)
7.Серебристой бахромой
На ветвях висит зимой.
А весною на весу
Превращается в росу. (Иней)
8.Двенадцать братьев
Бегают по кругу,
Им некогда пожать
Друг другу руку. (Месяцы)
9.На первую ступеньку
Встал парень молодой.
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой. (Старый и новый год.)
10. Я модница такая,
Что всем на удивление!
Люблю я бусы, блёстки,
Любые украшения.
Но на мою, поверьте,
Великую беду,
Наряд мне надевают
Всего лишь раз в году! (Новогодняя ёлка)
6.Игра «Удержи снежинку» (по 1 человеку из команды)
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
-Приглашаю по 1 человеку от команды. Каждому игроку выдается кусочек ваты – это снежинка. Нужно дуть на вату, стараясь, чтобы “снежинка” как можно дольше продержалась в воздухе. Выигрывает та команда, чья “снежинка” провисит в воздухе дольше всего.
7. Игра «Собери пословицы»
Разыгралась вьюга и разбросала пословицы о зиме по частям. Задание: каждой команде собрать из 2 частей пословицы о зиме. Какая команда быстро и правильно выполнит задание- занять свои места.
1 команда
1.В зимний холод каждый молод.
2.Снег холодный, а от стужи укрывает.
3.Снега надует – хлеба прибудет.
2 команда
1. Береги нос в большой мороз.
2.Январь — году начало, зиме середина.
3.Мороз не велик, да стоять не велит.
Проверка пословиц.
-А теперь все отдохнем. Игра «Зимой» (Проводится со всеми, слова выведены на слайд)
Ветер чудо – мельницу
(Руки подняты над головой.)
Крутит во весь дух,
(машем руками из стороны в сторону.)
И на землю сеется
Белый – белый пух.
(медленно опускаем руки вниз перед собой, слегка взмахивая кистями.)
Закрывайте окна, двери,
(хлопки руками.)
Берегите уши, нос.
(прикрываем ладонями уши, нос.)
Ходит, бродит по дороге
Старый Дедушка Мороз.
(стучим руками поочередно по коленкам.)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щеки Дед Мороз.
(руками трем уши, нос и щеки.)
8. Игра «Заплети косу».
-От каждой команды приглашаю по 4 человека и два помощника (учителя).
На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый член команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу. Какая команда быстрее.
9. Игра «Отгадай кроссворд» ( для команд)
На предметных картинках номера и рисунки: 1 - солнце, 2 - нос, 3 - ель, 4 – губы;
втрое слово 1-замок,2- игла, 3- муха, 4- апельсин. На доске сетка кроссворда с выделенными клетками.
Участники команд по очереди называют предмет, определяют первый звук в слове и вписывают букву обозначающую звук в клетку. После того, как кроссворд заполнен, читают выделенное слово. (поддержка зрителей) .
с н е г
з и м а
Слова: снег, зима.
10.Игра «Дорисуй снеговика с закрытыми глазами»
На доске нарисованы заготовки снеговиков, ребенок дорисовывает снеговику части тела с закрытыми глазами.
«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»(два шарфа, завязать глаза) .
Подведение итогов соревнований.
-Ребята, вам понравились наши святочные игры и затеи?
-А наше занятие продолжается дальше.
4.Знакомство с народными традициями Праздника Крещения Господня.
Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 6 по 18 января. В Православной Церкви этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово. Сами последования богослужений в эти праздники очень схожи между собой. Праздник Крещения Господня начинается вечером 18 января, когда все православные отмечают Крещенский Сочельник.
По своему уставу он вполне соответствует сочельнику Рождественскому и также является днем строгого поста.
Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения одному из семи главных церковных таинств. Спаситель Своим крещением освятил воду. В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (18 и 19 января) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды. Вода освящается и носит название «Великая Агиасма». Эта вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья и тогда в доме будет порядок и покой.
На Руси, несмотря на стоящие в это время лютые крещенские морозы, благочестивые, смелые люди считали своей святой обязанностью окунуться в проруби и смыть с себя грехи.
На праздник Крещения существует традиция купания в водоемах. Для этого на реках и озерах делают особую прорубь в виде Креста –Иордань, в которую верующие окунаются три раза –во имя Отца, Сына. Святого Духа.
Крещение – христианский праздник.
В России издревле народ
Его зимою отмечает,
Когда прошёл уж Новый год.
Сегодня воду освящаем,
А кто-то к проруби уже -
Сам совершает омовение,
Снимая скверну в кураже.
5. Итог занятия.
-Вот и закончилось наше « Путешествие по январским праздникам на Руси».
-О каких праздниках мы с вами узнали?(ответы учащихся)
-Для всех вас у меня есть пожелания:
Желаем счастливого Нового года,
Во всех начинаньях хорошей погоды!
Пусть сбудется всё, что у вас на примете,
Пускай почитают родителей дети!
Пусть горе обходит сторонкою хату,
Пусть вам живётся легко и богато!
А на прощанье желаем тому,
Кто был сегодня в нашем дому:
Чтобы все здоровы были,
Чтобы праздники любили
И обряды не забыли!

Рекомендуем посмотреть:

Игровая программа для детей 7-10 лет «Путешествие по зимней стране» Миниатюра для начальной школы «Сказки братьев Гримм» Зимнее развлечение для школьников Сценарий концертной программы для школьников. Зимняя сказка

Похожие статьи:

Мероприятие в начальной школе «Здравствуй, гостья-зима!»

День Домового. Сценарий мероприятия для детей начальной школы

Участник №188 творческого конкурса для детей и педагогов «Волшебная зима»
Внеклассное занятие в начальной школе по сказкам | Сценарий спортивного праздника для детей начальной школы
Опубликовано: 3359 дней назад (14 февраля 2015)
Просмотров: 6791
+1
Голосов: 1
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 15 февраля 2015 в 10:00 +1
Здравствуйте, Татьяна Александровна. Познакомилась с Вашим внеклассным занятием. Вы выбрали очень актуальную тему.Современные дети должны знать традиции своего народа, играть в игры своих бабушек.Материал об истории праздников доступен учащимся начальных классов. Вы расширяете и обогащаете словарный запас детей с помощью загадок и пословиц. Обязательно в следующем году проведу Ваш праздник. Отдаю Вам свой голос!!! joke На будущее хочу дать несколько советов. Для лучшего восприятия текста выделяйте слова персонажей, название конкурсов и игр жирным шрифтом. Желаю Вам творческих успехов.
Татьяна Александровна Пригорнева # 15 февраля 2015 в 14:58 0
Большое спасибо за ваш комментарий. Учту ваши замечания.
Сидорова Зоя Григорьевна # 27 февраля 2015 в 22:55 0
Татьяна Александровна! Замечательное мероприятие, очень объёмное по содержанию, интересное по форме. В таком путешествии Вы познакомили детей сразу с несколькими праздниками. Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных игр, театрализации, загадок, стихов - очень важно именно в детские годы. На мероприятии Вы в игровой интересной форме сумели познакомить детей с национальными русскими обычаями. Тем самым формируя у детей любовь к Родине, к старине, воспитывая интерес и уважение к истории и культуре своего народа. Огромное спасибо за интересный материал. Голос!
Небольшое замечание в оформлении публикации:
цель пишется в форме существительного и отвечает на вопрос ЧТО?, например, знакомство обучающихся с православными праздниками января.
Посмотрите по ссылке правила оформления публикации:
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
Зоя.