Конкурсы для педагогов и детей

Внеурочное мероприятие в 7 классе по Истории России XVI-XVIII вв

Внеклассное мероприятие по Истории России в 7 классе: Игра «По страницам истории…»
Автор: Горбунова Т.А., учитель истории, обществознания и права МАОУ «Уватская СОШ»
Краткое описание: Внеурочное мероприятие по истории России проходит в форме игры и посвящено историческому периоду, который изучается в 7 классе – XVI-XVIII вв. Игра составлена на основе учебника по истории России 7 класс (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) и дополнительной литературы. Материал может быть интересен учителям истории для организации повторительно–обобщающих уроков перед проведением контрольных работ, также его можно использовать для проведения внеурочных мероприятий.
Цель: повышение интереса к истории своей Родины
Задачи:
1. Развитие познавательной активности учащихся
2. Развитие умения работать с иллюстративным материалом, видеорядом, решать исторические задачи
3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, умения работать в группе
Оборудование:
1. Компьютер, проектор (при использовании презентации)
2. Иллюстрации (при работе без компьютерной техники).
Ход мероприятия:
Ведущий: Хотелось бы поприветствовать всех участников нашего сегодняшнего мероприятия. Мы собрались, чтобы поучаствовать в интеллектуальной игре по Истории России. Наша игра будет состоять из двух этапов: первый этап – разминка, интеллектуальная игра «Азбука», второй этап – решение исторических задач.
Я рада представить участников нашей сегодняшней игры – это 3 команды учащихся 7 класса. Также хотелось бы поприветствовать наше компетентное жюри.
Первый этап - интеллектуальная игра «Азбука»
Ведущий: Итак, начнем первый этап нашей игры – интеллектуальную игру-разминку – «Азбука». Правила игры следующие: все команды участвуют в игре одновременно. Командам необходимо отгадать по иллюстрации или вопросу термин, личность или событие, относящееся к периоду в истории России XVI-XVIII веков. Вопросы составлены в алфавитном порядке. То есть первая буква правильного ответа известна. У команд есть только 20 секунд, чтобы записать ответ на каждый вопрос в бланки. После окончания первого этапа игры бланки ответов передаются жюри. Пока жюри подводит промежуточные итоги, команда может проверить себя, познакомившись с правильными ответами.
Итак, начнем наше состязание. И пусть победит умнейший!
А – этот царь носил прозвище «тишайший»
Б-

В- крупная земельная собственность, которая принадлежит феодалу и наследуется потомками
Г- род этого человека происходил от татарского мурзы Чета, принявшего в XIV в. в орде крещение от митрополита Петра и поселившегося на Руси под именем Захарии (назвать фамилию)

Д- Род богатейших российских предпринимателей. Создатели и владельцы оружейных предприятий на Урале, в Туле.
Е-

Ж-

З-

И- первый патриарх Московский и Всея Руси
К-

Л-

М-

Н- этот человек родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет он стал сельским священником, а в 30 – монахом Соловецкого монастыря.
О-

П-

Р-
этот человек, как говорит о нем народная песня, «не хаживал в казацкий круг, не думал думушки со старыми казаками, а стал думать крепкую думушку с голытьбою…» (фамилия)
С- это время в истории России называли «лихолетье»
Т-
документ (название)
У-
автор картины (фамилия)
Ф-

Х- гетман войска Запорожского, полководец и государственный деятель

Ц-

Ч-

Ш-

Э-

Я-

Ответы:
А – Алексей Михайлович
Б- Бояре
В- вотчина
Г- Годунов
Д- Демидовы
Е- Екатерина II Великая
Ж- Жатва
З- Земский собор
И- Иов
К- крестьяне
Л- Ломоносов
М- Минин и Пожарский
Н- Никон
О- оброк
П- пир
Р- Разин
С- Смута
Т- табель о рангах
У- Ушаков (Симон)
Ф- фарфор
Х- Хмельницкий
Ц- царь - колокол
Ч- Черное море
Ш- Шереметев
Э- эскадра
Я- ярмарка
Ведущий: После подведения промежуточных итогов определился лидер - (называет команды с результатом). А теперь переходим к решающей битве умов – решению исторических загадок и задач.
Второй этап игры: Решение исторических задач.
Ведущий: Тема «Исторический портрет».
Команде необходимо угадать о ком идет речь. Для ответа на вопрос будут предоставлены три подсказки. Если команда ответит правильно после первой подсказки, она получает 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.
Портрет № 1.
Подсказка 1: А.С. Пушкин написал о нем: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты». Он получил негативную оценку современников и потомков, но во многом она была несправедливой;
Подсказка 2: его обвиняли в излишнем пристрастии к «немцам». Он первым послал русских дворян за границу для учебы;
Подсказка 3: в переносном смысле можно сказать, что его погубил голод
Ответ: Борис Годунов
Портрет №2.
Подсказка 1: он утонул в реке, утянутый на дно надетым не него стальным панцирем с изображением двуглавого орла
Подсказка 2: завоеванные им земли он преподнес своему прежнему гонителю, против которого прежде не раз обнажал свою саблю;
Подсказка 3: он родился на берегах Камы в одной из тех казачьих семей, которым пришлось покинуть Дон. Однако ему удалось вернуться в донские земли
Ответ: Ермак Тимофеевич
Портрет №3.
Подсказка 1: его называли «морским Суворовым».
Подсказка 2: его имя неотделимо от блистательных военных побед русского флота. Ему суждено было провести корабли через Босфор и Дарданеллы, проникнуть в Средиземное море и покрыть славой русский флот;
Подсказка 3: он был создателем новой тактики морского боя, авторство которой затем приписывалось Нельсону
Ответ: Ушаков Ф.Ф.

Тема: «Всякая всячина» Правильный ответ в данном случае оценивается в 2 балла. Вопросы с развернутым ответом в 3 балла.
1. В начале XVII века можно было услышать слово – «лисовчики». Это люди, деньги или документы?
Ответ: «Лисовчики» - так называли русские люди польских интервентов в годы Смуты.
2. Один из известнейших государственных деятелей России XVII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук. Кто это?
Ответ: А.Д. Меньшиков
3. Петру I приписывают фразу: жаль, что не смогли сделать из него великую государству пользу, и жаль, что он был не в мое время. О ком из донских казаков так сказал император?
Ответ: О С. Т. Разине
4. Мог ли в России крепостной крестьянин сам владеть крепостными?
Ответ: Да, мог. С развитием отходничества в ХVII веке крестьяне становились владельцами мануфактур и обзаводились крепостными. Так, в 1795 г. граф Шереметьев потребовал со своего крепостного П. Грачева 135 тыс. рублей, его фабрику и крепостных. Грачев уплатил и еще, оказалось, припрятал солидный капитал.
5. Какой город в эпоху Екатерины II современники назвали «Дворянской Республикой»? Почему?
Ответ: Москву. После указа «O вольности дворянской» В 1762 году Москва стала местом, где собралось большое количество вышедших в отставку дворян. Своим укладом жизни они как бы противостояли придворному, императорскому Петербургу.
6. Укажите, о ком идет речь. Этот человек родился в семье священника в селе Григорово недалеко от Нижнего Новгорода. Он получил хорошее образование. В 1643 году был поставлен священником. Очень рьяно стал бороться за благочестие своих прихожан. После 1646 года он перебрался в Москву и вошел в кружок «ревнителей благочестия». Его члены были большими ревнителями благочестия и высоких нравов. В 1652 году он вступил в конфликт с патриархом, вследствие которого по приговору собора был сослан в Тобольск.
Ответ: Аввакум.


Ведущий: Последний этап завершен. Жюри может подвести итоги и назвать победителя игры.

Список используемой литературы и источников:
1. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
2. История России: XVI-XVIII вв. Учебник для 7 класса. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 2014
3. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. Дидактические материалы. М., 2001.
4. Тесты по истории России к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России: XVI-XVIII вв для 7 класса.
5. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: Изд-во "Феникс", 1996

Приложение: бланк ответов для этапа "Азбука".
А –
Б-
В-
Г-
Д-
Е-
Ж-
З-
И-
К-
Л-
М-
Н-
О-
П-
Р-
С-
Т-
У-
Ф-
Х-
Ц-
Ч-
Ш-
Э-
Я-

Рекомендуем посмотреть:

Тесты по истории России для 7 класса «История нашей страны древнейшего периода» Рассказ по краеведению для учащихся 5-6 классов Конспект урока истории 8 класс с презентацией. Развитие литературы и искусства в XVIII веке Интеллектуальная игра по Истории России для 7 класса

Похожие статьи:

Дидактическая игра Спортлото для 5-7 класса

Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс

Игра по биологии, 7 класс

Участник №111 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Внеурочное мероприятие по обществознанию и экологии в 7 классе | Классный час, посвященный году российского кино, для 6-8 класса
Опубликовано: 255 дней назад (22 марта 2016)
Просмотров: 724
+14
Голосов: 14
Надежда Николаевна Бартенева # 22 марта 2016 в 22:00 +2
Татьяна Алексеевна, добрый вечер! Я не историк , но своё мнение скажу, так как мне интересна история. Интересные задания, подборка иллюстраций привлекает. Большой материал Вы повторили, играя.
Вам первый голос.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 23 марта 2016 в 14:22 +2
Надежда Николаевна, спасибо за содержательный комментарий и ваш голос!
Елена Борисовна Жданова # 23 марта 2016 в 15:40 +2
Мне очень нравятся такие мероприятия, они несут в себе возможность расширить исторический кругозор, формируют учебную мотивацию, учат работать в команде. Материал подобран качественно, задания разнообразные и интересные. Единственный совет- не забывайте о динамических паузах и зарядке для глаз, если предполагается большая зрительная нагрузка. Спасибо за разработку, обязательно воспользуюсь вашим опытом smile
Татьяна Алексеевна Горбунова # 24 марта 2016 в 13:42 +1
Спасибо за Ваш комментарий, Елена Борисовна! Отдельное спасибо за совет! Обязательно учту.
Анна Сергеевна Кондратьева # 23 марта 2016 в 18:27 +2
Татьяна Алексеевна, большое Вам спасибо за идеи заданий. Особенно понравились задачи рубрики "Исторический портрет": интересен и сам материал, и способ его подачи.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 24 марта 2016 в 17:33 +1
Анна Сергеевна, благодарю за интерес к моей работе!
Ирина Николаевна Ступченко # 28 марта 2016 в 15:26 +2
Отличнаяработа. Отличная публикация. Голос!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 28 марта 2016 в 17:28 0
Спасибо!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 28 марта 2016 в 17:28 0
Спасибо!
Елена Дмитриевна Шадрина # 28 марта 2016 в 20:46 +3
Здравствуй Татьяна Алексеевна! Ваше внеурочное мероприятие подготовлено хорошо.Материал познавательный, представлено много наглядного материала. Грамотно построен ход мероприятия, задания продуманы и интересны. Историю должны знать все, а вы преподносите материал школьникам в такой интересной форме.
Работа хороша!
Желаю Вам успехов!
Примите голос.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 29 марта 2016 в 05:38 +1
Благодарю, Елена Дмитриевна, за оценку моей работы!Спасибо за то, что уделили внимание не только первой разработке!
Елена Викторовна Багрова # 28 марта 2016 в 20:49 +5
Здравствуйте, Татьяна Алексеевна!
Мне очень понравилось Ваше занятие по истории.
Ученикам будет интересно отвечать на вопросы. разгадывать тайны.
Желаю Вам творческих побед! Примите голос поддержки!
с уважением!!!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 29 марта 2016 в 05:38 +2
Большое спасибо за поддержку, Елена Викторовна!
Ольга Ивановна Кабанова # 30 марта 2016 в 15:39 +5
Здравствуйте,Татьяна Алексеевна! Спасибо за приглашение ознакомиться с внеклассным мероприятием по Истории России в 7 классе: Игра «По страницам истории…». Вы хорошо спланировали этапы, ход внеклассного мероприятия, нужно отметить его целостность и динамичность, содержательность и воспитательную ценность. Содержание и форма мероприятия соответствует поставленной цели и задачам. Соревновательный, игровой, коллективный и групповой характер мероприятия увлечёт и заинтересует учащихся. Желаю дальнейших творческих успехов. Примите мой голос!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 30 марта 2016 в 16:14 +2
Огромное спасибо за поддержку!
Ирина Юрьевна Ручина # 30 марта 2016 в 19:22 +5
Татьяна Алексеевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Внеклассное мероприятие по Истории России: Игра "По страницам истории…" очень интересное, увлекательное, мне понравилось. Ученикам будет интересно отвечать на вопросы и разгадывать тайны. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 31 марта 2016 в 11:29 +1
Спасибо большое за поддержку!
Наталья Александровна Гречухина # 31 марта 2016 в 09:59 +5
Здравствуй Татьяна Алексеевна! Ваше внеурочное мероприятие мне понравилось.Материал познавательный, представлено много наглядного и интересного материала. Грамотно построен ход мероприятия, все задания продуманы. Хорошая работа. Желаю Вам успехов! Примите голос.
Татьяна Алексеевна Горбунова # 31 марта 2016 в 11:29 +1
Спасибо огромное за Вашу поддержку!
Анна Анатольевна Гниломедова # 4 апреля 2016 в 08:21 +3
Здравствуйте, Татьяна Алексеевной! Разработка очень интересная и увлекательная. Думаю, детям будет очень интересно, даже же тем кто неохотно посещает уроки истории. Ваша разработка полезна не только детям, но и педагогам! Творческих успехов вам! Примите мой голос!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 6 апреля 2016 в 14:57 0
Благодарю вас, Анна Анатольевна!
Анастасия Александровна Скворцова # 8 апреля 2016 в 09:25 +1
Спасибо большое за занятие, очень много используется наглядности, а это так важно, особенно на уроках истории. На мой взгляд, все очень доступно и понятно детям. Все происходит в динамике. Голосую за вас!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 11 апреля 2016 в 17:41 0
Спасибо!
Ирина Германовна Анкина # 13 апреля 2016 в 11:19 +1
Большое спасибо Татьяна Алексеевна за приглашение! Разработка мне понравилась. все педагоги знают, что дети любят не только слушать но и смотреть. А у вас такой богатый наглядный материал. Супер! Все очень доступно и понятно, соответствует возрастным особенностям детей. Разнообразие заданий способствует привлечению внимания детей и углубленному изучению предмета в необычной форме. Возьму материал на заметку!Спасибо!
Татьяна Алексеевна Горбунова # 16 апреля 2016 в 13:48 0
Благодарю вас за внимание к моей работе! Спасибо!