Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока по русскому языку для 6 класса с презентацией. Написание гласной в суффиксах существительных –ЕК –ИК-

Урок русского языку в 6 классе по теме «Написание гласной в суффиксах существительных –ЕК –ИК-»
Автор: Перепелкина Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Иванчиковская СОШ» Льговского района Курской области.
Описание:
Эта разработка может заинтересовать учителей русского языка, которые являются сторонниками развивающего обучения, используют приемы технологии критического мышления, обеспечивающие активное учение обучающихся. Содержание урока связано с уроками литературы.
Тема: Написание гласной в суффиксах существительных –ЕК –ИК-
Цель: овладение умениями определять суффиксы существительных и правильно писать суффиксы –ек- – -ик-.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Формирование навыка написания гласной в суффиксах –ек-ик-, развитие орфографических, пунктуационных, речевых навыков.
2. Повторение орфограмм, связанных с написанием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
3. Углубление знаний материала за счет реализации межпредметных связей;
активизация словаря учащихся.
II. Воспитательные:
1.Воспитание любви к русскому языку, к чтению, стремления совершенствовать речевые навыки.
2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.
3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
III. Развивающие:
1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
2.Развитие умения аргументировать, доказывать.
3.Расширение кругозора, познавательного интереса.
4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Ход урока
1. Орг.этап.
2. Мотивация. Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Настенька, открой свою тетрадь, Дашенька, запиши, пожалуйста, число на доске, Федечка, посмотри на доску. Ребята, вы не заметили ничего необычного в моих обращениях?
Дети: Вы использовали в обращениях уменьшительно-ласкательные суффиксы.
Учитель: Правильно. Ваша домашняя работа была связана с этими суффиксами. Проверим ее.
3. Проверка домашней работы. Дети читают слова, которые выписали (Дома учащиеся должны были провести исследовательскую работу: выписать из стихотворений А.Кольцова «Песня пахаря» или «Русская песня» слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и устно объяснить, с какой целью они используются поэтом. «Песня пахаря» - зорька, солнышко, пашенка, зернышко, травка». «Русская песня» (1840г.) - солнышко, цветики, дождик, пташечки, касаточки).
4. Беседа.
-Как образованы эти слова?
-Слова образованы суффиксальным способом.
-В чем особенность этих суффиксов?
-Это уменьшительно-ласкательные суффиксы.
5. Прием «Знаем».
- Что мы знаем о суффиксах, в том числе об уменьшительно-ласкательных.
- Мы знаем, что такое суффикс, для чего он служит. Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
-Знаем, что слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются только в русском языке. Эти суффиксы помогают выразить ласковое отношение к предмету или его маленький размер.
Слайд№2
Вывод: Данные суффиксы указывают либо на маленький размер предмета («ключик», «платочек»), либо на нежное, ласковое отношение к нему («сыночек», «котеночек»). Такие суффиксы называются уменьшительно-ласкательными ).
- Где используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? - Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются в произведениях устного народного творчества, в поэзии, в разговорной речи).
6. Актуализация знаний. Сегодня мы продолжим разговор о правописании таких суффиксов. Но вначале проведем объяснительный словарный диктант, в котором будут задания по орфографии, по морфемике, по словообразованию. Ребята, вы должны записать слова, объяснить орфограммы, от существительных образовать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и правильно их записать.
Словарный диктант
Серебряная паутина (паутиночка), музыкальный орган (органчик), на четырех углах (уголках), искусной салфеткой (салфеточкой), сквозь замочную скважину (скважинку), приятная песня (песенка), золотой ключ (ключик).
- Какое существительное, родственное слову сквозь, вы знаете?
( Если дети затрудняются назвать слово «скважина», предлагаем рассмотреть словарную статью:
Рассмотрим словарную статью. Какой словарь нам поможет?
- Нам поможет толковый словарь.
Слайд №3
Скважина -ы, ж.
1. Узкое отверстие, щель.
Размышления его прерваны были светом, блеснувшим сквозь все скважины дверей. Гоголь, Нос.
2. Глубокое отверстие в почве, сделанное буровым инструментом.
Буровая скважина. Нефтяная скважина. Газовая скважина.
3. Физ., геол.
Отверстие, пора между частицами вещества.
Скважины в песчаном грунте. Скважины в металле.
- Называем ли мы этим словом отверстие под ключ или глубокое отверстие в земле, признак, по которому они названы, остается: и то, и другое стремится пройти сквозь: в первом случае сквозь дверь, во втором – сквозь землю, очевидно, что слова скважина и сквозь восходят к одной основе.
- Какая морфема- показатель изменяемости слова?
- Окончание.
- Назовите в диктанте существительные с нулевым окончанием? ( органчик, ключик).
- Одинаковы ли у них суффиксы?
Орфографический разбор слова «органчик», морфемный -«ключик».
В результате разборов выясняется, что в первом слове суффикс -чик-, а во втором -ик-.
-Знакомо ли вам словосочетание «золотой ключик»?
Слайд №4
- Да, у А.Толстого есть сказка с таким названием.
- Есть ли орфограмма в слове «ключик»? Какая?
- Орфограмма – безударная гласная в суффиксе –ик-: можно написать и –ик-, и –ек-.
- Попробуем сформулировать тему урока.
- Написание гласной в суффиксах существительных –ек-ик-
Слайд №5
7. Прием «Хочу узнать»
- Что мы должны узнать на уроке?
- Научиться писать гласную в суффиксах –ек-ик-
8. Изучение новой темы. С чего начинается работа над орфограммой?
- Необхoдимо выделить морфему, в которой находится орфограмма.
- В русском языке много похожих морфем. Очень важно их правильно определять. В следующем задании постарайтесь не ошибиться в определении суффикса.
Слайд №6
Пожарник, чайник, задачник, грибник, ящик, мышонок, бельчонок, диванчик, вагончик, органчик, ключик, файлик, носик, овражек.
Выборочный диктант. Распределите слова следующим образом:
1 группа- с суффиксом, который встречается в слове «пожарник», 2 группа – с суффиксом, который встречается в слове диванчик, 3 группа - с суффиксом, который встречается в слове мышонок, 4 группа – с суффиксом, который встречается в слове носик – овражек. Есть подвох, будьте внимательны.
Проверяем (дети читают выписанные слова, называют суффиксы, объясняют их написание):
1 группа: пожарник, чайник, задачник, грибник
2 группа: диванчик, вагончик, органчик,
3 группа: мышонок, бельчонок, книжонка
4 группа: ключик, файлик, носик, овражек.
-У всех ли суффиксов уменьшительно-ласкательное значение?
- Нет, суффикс -ник- указывает на профессию, на посуду.
- А какое слово никто не выписал (ящик)? Почему?
- В этом слове нет суффикса.
- Определив суффикс, применяем правило. Кто не смог объяснить написание суффиксов (4 группа)? Нам предстоит сформулировать это правило, понаблюдав за некоторыми языковыми явлениями.
- Какое предназначение было у золотого ключика из сказки А.Толстого? Слайд №7
- Этим ключиком Буратино мог открыть заветную дверцу в каморке папы Карло.
- К каждому замочку можно подобрать ключик.
Слайд №9
- Об этом даже написаны стихи. Прочитаем их:
(В) доме ключик и замочек,
Двери ст…рожили.
А без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)
Мы бы (не) открыли.
Запишите предложения, вставив буквы.
Слайд №10.
Проверим. ( Один из учеников комментирует, какие он буквы вставил и почему).
- Догадались, что нужно сделать, чтобы правильно написать гласную в суффиксе -ек-ик-? Обратили ли внимание на подсказку?
- Да, надо существительное с суффиксом –ек- или -ик- поставить в родительный падеж.
- Попробуем просклонять существительные КЛЮЧИК и ЗАМОЧЕК.
- И.п. КЛЮЧИК, ЗАМОЧЕК
Р.п. КЛЮЧИКа, ЗАМОЧКа
Д.п. КЛЮЧИКу, ЗАМОЧКу
В.п. КЛЮЧИК, ЗАМОЧЕК
Т.п. КЛЮЧИКом, ЗАМОЧКом
П.п. о КЛЮЧИКе, ЗАМОЧКе
На какую особенность обратили внимание?
Слайд №11
- При склонении у существительного «ключик» гласная из суффикса не выпадает, а в слове «замочек» выпадает.
- Верно. Достаточно эти слова поставить в Р.П.. Попробуем сформулировать правило. Кто мне поможет?
- Чтобы не ошибиться в написании существительного с суффиксом –ек- или – ик-, надо это слово поставить в Р.П.. Если гласная выпала – пишем –ек-, если нет – пишем –ик-.
- Сверим с учебником ( чтение правила по учебнику).
9. Освоение новой темы.
Потренируемся:
1) Прочитаем в учебнике образец рассуждения.
2) Устная работа. Читаем слова и объясняем, какую гласную вставляем в суффикс.
Слайд №12,13.
3)Упражнение 299, комментированное письмо: запись слов, выделение орфограммы.
4) Работа с текстом.
Слайд№ 14
- Прочитайте текст.
Карло старат…льно обмел п…утину. Тогда стала видна небольшая дверца из п..темневшего дуба.
На четырех углах на ней были выр…заны смеющиеся рожицы, а посредине –пляшущий человеч…к с длинным носом …
-А вот и ключ от дверцы. Папа Карло(,) открой...
- Эта дверца и этот з…лотой ключ…к, -проговорил Карло, -…деланы очень д…вно каким-то искус(cc)ным мастером. Посмотрим, что спрятано за дверцей.
Он вложил ключ…к в замочную скваж…ну и повернул... Раздалась негромкая, очень приятная музыка, будто заиграл …рганчик в музыкальном ящ…ке...
Папа Карло толкнул дверцу.

- Как бы вы его озаглавили?
- «Потайная дверца», «Таинственная дверца» и др.
- Определите тип речи? Какие описания даны в тексте?
- Это повествование с элементами описания. Дается описание дверцы, музыки.
- Какие изобразительные средства использует автор при описании?
- Эпитеты: небольшая, смеющиеся, приятная; сравнение: будто заиграл органчик.
- Выборочное письмо. Вначале выпишите слова на изученное правило, потом остальные слова с пропущенными буквами.
(Слова в словарном диктанте и в тексте повторяются, это сделано специально, чтобы запоминать их правильное написание).
- Проверьте себя.
Слайд№ 15
10.Подведение итогов.
Прием «Что узнали на уроке?»
11. Домашнее задание:
Слайд№16
1) выучить правило,
2) составьте опору к изученному правилу,
3) упр.300 или 301 на выбор.
Литература
1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учеб. Для 6 класса/ Научный редактор - Н.М.Шанский. М.: Просвещение, 2013.
2. Алексей Толстой. Золотой ключик или Приключения Буратино. –М.:РИО «Самовар», 1997
Презентация на тему: Написание гласной в суффиксах существительных –ЕК –ИК-

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией. Неопределенные местоимения Конспект урока развития речи в 6 классе с презентацией. Описание зимней природы Конспект урока русского языка в 6 классе с презентацией. Местоимение как часть речи Конспект урока по теме "Лексика" в 5 - 6 классах с презентацией
Участник №90 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Конспект урока внеклассного чтения по литературе для 6 класса по творчеству Тютчева в игровой форме
Опубликовано: 101 день назад (31 августа 2016)
Просмотров: 529
+5
Голосов: 5
Светлана Сергеевна Тележникова # 31 августа 2016 в 19:46 +1
замечательный конспект
Татьяна Ивановна Перепелкина # 1 сентября 2016 в 19:34 +1
Спасибо большое!
Аминат Юсуповна Омарова # 2 сентября 2016 в 12:06 +1
Спасибо!!
Татьяна Александровна Толстикова # 4 сентября 2016 в 21:23 0
Татьяна Ивановна, здравствуйте! С интересом познакомилась с конспектом Вашего урока. Урок грамотно спланирован, все этапы взаимосвязаны между собой, используются различные приёмы, прослеживается высокая активность ребят на протяжении всего урока. Спасибо за приглашение, примите мой голос. Успехов Вам!
Татьяна Ивановна Перепелкина # 7 сентября 2016 в 18:30 0
Татьяна Александровна! Спасибо за внимание и отзыв.
Наталья Николаевна Лапшина # 16 сентября 2016 в 06:20 0
Татьяна Ивановна! Замечательный конспект. Урок проведён очень динамично, насыщенно. Проблемные ситуации и визуальный ряд помогают удерживать внимание детей на протяжении всего урока. Данный конспект можно предложить широкому кругу читателей, для повышения грамотности. Голос.
Татьяна Ивановна Перепелкина # 23 сентября 2016 в 20:12 0
Большое спасибо
Валерий Григорьевич Вершинин # 15 октября 2016 в 08:46 0
Татьяна Ивановна, здравствуйте! С большим удовольствием познакомился с вашим конспектом. Всё продумано и взаимосвязано, интересно и важно от самого начала и до конца. Логично одно вытекает из другого. Ваш конспект читаешь, как интереснейшую книгу. С вашего разрешения беру материал себе в копилку. Поздравляю вас. +++++++ голос.(одного голоса маловато будет)