Конкурсы для педагогов и детей

Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для младших школьников

Сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для детей младшего школьного возраста «По дороге с облаками»
Описание материала: в статье представлен сценарий занятия с использованием сказкотерапевтических методов и приемов для детей младшего школьного возраста «По дороге с облаками». Практический материал сценария занятия будет полезен педагогам-психологам образовательных учреждений для формирования у детей инициативности и активности в процессе построения межличностных отношений. Данное занятие может проводиться как отдельная (разовая) встреча с детьми в рамках профилактических мероприятий. Так же материал сценария занятия может быть включен в структуру различных коррекционно-развивающих программ.
Цель: формирование у детей инициативности и активности в процессе построения межличностных отношений.
Задачи:
снять напряжения у детей и включить их в игру;
сформировать у участников группы чувство доверия;
сформировать у детей чувство сплочения перед возникающими трудностями;
развивать у участников группы толерантность по отношению друг к другу;
развивать у детей способность сочувствовать и сопереживать друг другу;
развивать у участников группы умение находить выход из трудных ситуаций;
обсудить с детьми игру.
Участники: дети младшего школьного возраста.
Размер группы: не более 10 человек.
Ресурсы: облака, пальмы, речка, сломанный мостик, дерево с лазом, вырезанные из ватмана или обоев; веревка с подвешенными на ней на ниточках черными тучами; стулья; краски, кисточки, вода; большие цветы; карточки с изображениями животных (тигренок, обезьяна, крот, слон, крокодил, бегемот, черепаха, попугай, лягушонок, бабочка); пять повязок на глаза; норки и банановые шкурки, сделанные из подручных материалов; сундук с кладом (в качестве клада выступает сок в маленьких бутылочках).
Время: 40-50 минут.
Ход игры
1-й этап. Подготовка к игре и разогрев.
Ведущий: "Сегодня наша группа отправится в путешествие по Дороге с облаками. Но это будет не просто путешествие, мы будем искать клад. На пути вас будут подстерегать разные опасности, которые будет устраивать вредная и злая Дюдюка. Так же она будет пытаться вас поссорить, т.к. знает, что в одиночку преодолеть трудности очень сложно, а с друзьями – все намного легче и проще. Смотрите, вот и первая опасность. Это наверняка дело рук Дюдюки…"
Игра-разминка «Мостик через речку».
Ведущий: "Ребята, перед нами речка, мостик через нее сломан. Что же нам делать? Смотрите, что я нашла под пальмой. Это же краски и кисточки. Давайте попробуем починить мостик".
Дети чинят мостик, дорисовывая на нем недостающие («сломанные») детали. Необходимо, чтобы все дети были задействованы в ремонте мостика, т.е. участвовали в процессе рисования.
Ведущий:"Молодцы, ребята. Вы починили мостик через речку. Теперь его необходимо перейти. Переходить мостик нужно очень аккуратно, т.к. вы только что его починили, он еще не до конца высох и, соответственно, еще не такой крепкий, как был раньше".
Дети аккуратно (медленно и на носочках) переходят по мостику через речку, т.е. не наступают там, где они только что рисовали.
Игра-разминка «Могучий дуб».
Ведущий:"Ребята, только вы преодолели одну преграду, Дюдюка уже приготовила вам следующую. Смотрите, между двумя высокими и необъятными горами, где был проход, Дюдюка поставила могучий дуб. Он высок и широк, вам его не преодолеть! Что же делать? Ребята, смотрите, что я обнаружила: в могучем дубе есть лаз, через который можно перебраться на другую сторону".
Дети по-очереди на четвереньках или по-пластунски преодолевают лаз в дубе и перебираются на другую сторону, чтобы продолжить свое путешествие.
Игра-разминка «Черные тучи».
Ведущий:"Ребята, Дюдюка снова вредничает. Она закрыла светлые голубые облака черными тучами. Дюдюка хочет, чтобы вы не смогли проложить путешествие и поиск клада. Из-за туч станет темно, поднимется сильный ветер, станет очень холодно и вам придется прервать путешествие. Вы этого хотите? Тогда давайте уберем черные тучи, дадим солнышку снова светить, голубым облакам мирно плавать по небу, а вам – продолжить путешествие по Дороге с облаками".
Дети подпрыгивают или, поддерживая друг друга, срывают черные тучки, подвешенные за ниточку на веревку.
Ведущий. Молодцы, ребята, вы справились с проделками Дюдюки. Снова стало светло и тепло, и вы можете продолжить путь.
2-й этап. Основная часть. Заколдованные ребята.
Ведущий:"Ребята, смотрите, какая красивая цветочная полянка. Давайте немного отдохнем".
Дети садятся на стульчики в круг на достаточном расстоянии друг от друга.
Ведущий:"Вы – молодцы! Вы успешно преодолели все трудности, которые вам приготовила Дюдюка. Но самое главное – еще впереди. Дюдюка произнесла самое сильное свое заклинание и превратила вас в разных животных… А вот кого из вас в какое животного она превратила, вам и предстоит выяснить. У меня в руках карточки с изображением животных, в которых вас превратила Дюдюка. Сейчас я вам раздам карточки. Вы их пока не смотрите".
Ведущий в случайном порядке раздает участникам карточки с изображением животных.
Ведущий:"По моей команде вы перевернете свою карточку и посмотрите, кто на ней изображен, таким образом, узнаете, в кого вас превратила Дюдюка. После этого снова переверните карточку. Никто не должен пока знать в кого вас превратила Дюдюка".
Дети аккуратно, чтобы никто не видел, смотрят, что изображено у них на карточках.
Ведущий:"Посмотрели? Теперь ваша задача догадаться, в какого животного каждого из вас превратила Дюдюка. Для этого, вы по-очереди будете выходить в центр круга и показывать без слов, только с помощью мимики и жестов, то животное, в которое вы превратились. Задача остальных – догадаться, что это за животное".
Дети по-очереди выходят в круг, и показываю с помощью мимики и жестов животное, которое изображено на их карточке. После того как все животные будут угаданы, дети прикрепляют карточки с изображением животного себе на одежду.
Ведущий:"Ну что же, получается, что теперь – вы не ребята, а зверята. И Дюдюка считает, что так ей легче будет вас поссорить. Что-то вы засиделись на этой «цветочной поляне». По-моему, пора продолжить ваше путешествие по Дороге с облаками".
Дети встают со стульчиков и начинают двигаться (продолжают путешествие).
Ведущий:"Ребята, Дюдюка снова произнесла заклинание. Она все-таки нагнала на вас сильный ураган. (Звучат звуки сильного ветра). Ураган стих. Но он оставил после себя последствия. Случилось так, что от песка и земли, который поднял ветер, некторые из вас потеряли зрение. Не видят дороги тигренок, крот, крокодил, черепаха и лягушонок (этим детям завязываются глаза). Задача тех, кто видит, а это – обезьяна, слон, бегемот, попугай и бабочка – взять за руку слепого друга и аккуратно продолжить путь".
Зрячие зверята аккуратно за руку или под руку ведут через лес слепых зверят. Лес могут изображать хаотично расставленные стулья.
Ведущий:"Зверята, вы снова видите. Заклинание Дюдюка развеялось, т.к. вы не бросили друг друга в беде, помогли другу продолжить путь, а друг принял вашу помощь. Продолжим ваше путешествие по Дороге с облаками, до места, где спрятан клад, осталось совсем немного".
Дети движутся по помещению вслед за ведущим.
Ведущий:"Зверята, смотрите, кто-то разбросал банановые шкурки и наделал много норок. Как же вам двигаться дальше, ведь на шкурках можно поскользнуться, упасть и получить травму, а в норку можно попасть ногой и вывихнуть или, что еще хуже, сломать ее. Кто же это мог сделать? Кто любит есть бананы? А кто делает норки?"
Дети делают предположение о том, что это могли сделать обезьянка и крот. Начинают их обвинять. А обезьянка и крот, в свою очередь оправдываются, утверждают, что они этого не делали.
Ведущий:"Зверята, зверята, не надо ссориться. Именно этого и добивается Дюдюка. Помните, зачем она вас превратила в животных. Да, именно для того, чтобы вас поссорить. Поэтому, я думаю, что обезьянка и крот действительно ни в чем не виноваты. Как считаете?"
Дети совещаются и приходят к выводу, что обезьянка и крот не виноваты.
Ведущий:"Но что-то делать с этими шкурками и норками все равно нужно. Ведь они преграждают нам путь. Как быть?"
Дети придумывают разные идеи.
Ведущий:"А можно попробовать закрыть норки шкурками от бананов, тем самым вы и от шкурок избавитесь и норки закроете".
Дети закрывают норки банановыми шкурками и двигаются дальше. Подходят к дубу и останавливаются. Они видят, что на дубе висит сундучок. Ребята догадываются, что это тот саамы клад, ради которого они проделали этот нелегкий путь, полный приключений и опасностей.
Ведущий: "Ура! Вы нашли клад. Что же это такое? (Ведущий снимает сундучок с дуба). О, зверята, это же волшебный эликсир, который превратит вас обратно в ребят. Берите и выпивайте его".Звучит песня из мультфильма «По дороге с облаками».
Дети выпивают бутылочки с соком и снимают картинки с изображением животных со своей одежды.
Ведущий:"Ребята, поздравляю! Вы преодолели все трудности. Вы справились со всеми неприятностями, которые вам устраивала Дюдюка. Вы – большие молодцы!"
3-й этап. Обсуждение игры.
Дети сидят в кругу на «цветочной поляне».
При подведении итогов и рефлексии игры важно обсудить следующие вопросы:
Какие моменты игры понравились больше всего? Почему?
Какое из заданий оказалось самым трудным? Почему?
Чувствовали ли вы помощь и поддержку своих товарищей во время игры?
Как вы считаете, почему Дюдюка вас заколдовала в животных, чтобы поссорить?
Как вы думаете, почему Дюдюка постоянно устраивала вам трудности?
Как вы думаете, что вам помогло преодолеть все злоключения, которые подстроила для вас Дюдюка?

Дети размышляют и отвечают на вопросы. Задача ведущего – подвести детей к пониманию того, что когда человек проявляет инициативность и активность, а так же, когда он не один, а с друзьями, то все спорится и ладится, а все трудности легко преодолеваются.
Ведущий (звучит песня из мультфильма «По дороге с облаками»): "Ребята, спасибо вам за интересное приключение и до новых встреч в следующих путешествиях!"

Анализ занятия:
Данное занятие очень эффективно работает. Дети сразу и активно в него включаются. Им очень интересно путешествовать «По дороге с облаками» вместе с друзьями. В конце занятия дети приходят к пониманию того, что те трудности, с которыми они сталкиваются, оказывается, легко решаются, если ты не один и если ты умеешь проявлять смекалку, находчивость, инициативность и активность.
Конечно, изначально приходиться тратить много времени на изготовление материалов (ресурсов), но ничего не поделаешь – это же занятие с использованием сказкотерапевтических методов и приемов. А чтобы создать для детей сказку – нужно потрудиться. Но при этом очень удобно, что изготовленные один раз материалы можно использовать многократно: проводя данное занятие с другой группой детей или применяя их на других занятиях с использованием сказкотерапевтических технологий.

Рекомендуем посмотреть:

Гиперактивные и замкнутые дети Советы для молодых педагогов ДОУ Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Арт-терапевтические упражнения для младших школьников
Опубликовано: 959 дней назад (21 апреля 2014)
Просмотров: 2017
0
Голосов: 0
Анна Валерьевна Волкова # 21 апреля 2014 в 19:38 0
Татьяна Николаевна, замечательное занятие.Мои ребятки очень любят этот мультфильм и всегда во время просмотра представляют себя в роли разных персонажей.Я обязательно поиграю в это занятие.Оно очень доброе и ещё больше поможет подружить между собой ребят.Дальнейших творческих успехов.
Татьяна Николаевна Давыдова # 21 апреля 2014 в 21:29 0
Анна Валерьевна,большое спасибо за Ваш отзыв!