Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в старшей группе по экологии на тему: Деревья осенью

Конспект занятия в старшей группе по экологии «То берёзка, то рябина…»
Автор: Кокорина Татьяна Николаевна, воспитатель
Место работы: МБДОУ № 202 "Детский сад общеразвивающего вида "Сказка"
Описание: Представляю вашему вниманию конспект занятия по экологии для старшей группы. Данный конспект может быть использован воспитателями как на прогулке, так и на занятии по экологии для закрепления знаний детей о деревьях, их строении, для развития умения сравнивать, анализировать и называть отличия. Конспект может быть использован и родителями на прогулке с детьми.
Цель: закрепление и обобщение представления детей о деревьях: берёзе и рябине, их сходстве и отличии друг от друга.
Задачи:
- способствовать закреплению знаний детей о деревьях, их строении;
- способствовать развитию умения сравнивать, называть сходства и отличия;
- развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе с приходом другого времени года: осени;
- воспитывать интерес к миру природы
Предварительная работа: рассказ и беседы о деревьях на занятиях по экологии и окружающему миру. Прослушивание песен: «То берёза, то рябина…», «Что стоишь качаясь…», Л. Зыкина «Березка». Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Передышка», Геннадий Снегирёв «Рассказ о берёзе», рассказывание легенды о рябине, стихотворений Есенина, Вяземского. Рассматривание картин: Грабарь «Рябинка», «Осень. Рябины и берёзы», Куинджи «Берёзовая роща».
Методические приёмы: беседа-диалог, физминутка «станем мы деревьями», сравнение, обобщение.
Ход занятия:
Вопитатель – Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в гости к берёзке и к рябине. Часто эти два деревца растут рядом, подчёркивая красоту друг друга. Особенно красивы эти два дерева сейчас. А какое сейчас время года?

Дети – Осень.
Воспитатель – Верно. Как меняется берёза с приходом осени?
Дети – Листья становятся жёлтыми.
Воспитатель – Да, и кажется будто берёза одела золотой наряд. А рябина?
Ответы детей – Листья на ней краснеют. Листья становятся оранжёвыми.
Воспитатель – В отличии от берёзы, рябина надевает более тёмный наряд. Ребята, о каком дереве я сейчас загадаю загадку?
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Дети – Береза
Воспитатель – Верно. Как вы догадались?
Дети – по слову «белоствольная» у берёзы белый ствол, по слову «серёжки» весной у берёзы появляются серёжки.
Воспитатель – Какие вы молодцы! Всё правильно! А ещё как мы можем сказать, какая берёза?
Дети – стройная, кудрявая, белая, изящная, её называют «русская красавица», светлая, нежная, у неё золотые косы.
А теперь послушайте другую загадку
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать их хотят.
Дети – рябина.
Воспитатель – Конечно! А по каким словам вы догадались?
Дети – «гроздья красные» у рябины гроздья ягод, птички прилетают зимой её кушать.
Воспитатель – Опишите мне рябину, какая она?
Ответы детей – Тонкая, гибкая, кудрявая, красная.
Воспитатель – Теперь давайте посмотрит внимательно на два этих дерева и скажем, что же у них общего? Чем они похожи друг на друга?
Дети – У них есть ствол, ветви, листья.
Воспитатель – А ветви и листья что образуют?
Дети – крону.
Воспитатель – А под землёй, что дерево прячет?
Дети – корни.
Давайте на минутку станем деревьями и поиграем.

Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.
Наклоняются, складывают ладони чашечкой
Из глубин подземных воду доставали.
Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз
Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком
В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой
Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками
Воспитатель – А теперь давайте назовём отличия. Сначала давайте сравним ствол у деревьев. Чем он покрыт? И как различается?
Дети – корой. У берёзы кора белая с чёрными полосками, а у рябины кора серая.
Воспитатель – А по толщине?
Дети – у берёзы ствол толстый, а у рябины тонкий.
Воспитатель – А теперь давайте потрогаем ствол берёзы, погладим его ладошками. Кора у неё какая?

Ответы детей.
Воспитатель – кора шершавая, с глубокими чёрными трещинами и только на верху береста гладкая, нежная. А теперь потрогаем ствол у рябины?
Дети – кора гладкая.
Воспитатель – Верно и только кое-где видны небольшие трещинки. А какие ещё отличия вы можете назвать?
Ответы детей – на рябине есть ягоды, а на берёзе нет; у берёзы листья жёлтые, а у рябины красно-зелёные, оранжевые.
Воспитатель – Выделяется рябина на фоне всех деревьев осенью яркими оранжево-красными гроздьями ягод. А каждое дерево одевает новый, красочный наряд, прежде чем сбросить все листья перед зимой. А можем ли мы по листья на земле сказать с какого дерева они упали? А как вы это узнали?
Дети – у деревьев листья разные по форме.
Воспитатель – Давайте соберём листочки берёзы.

Дети собирают листья.
воспитатель – Какой они формы?
Ответы детей.
Воспитатель – Да у берёзы листочки плотные, треугольной или ромбовидной формы. Теперь найдите листья рябины.
Дети собирают листья рябины.

Воспитатель – Какой они формы?
Ответы детей.
Воспитатель – У рябинки листья сложные, длинные, состоящие из 9 небольших листочков и каждый из них похож на овал. И на берёзе, и на рябине растут листья, которые осенью опадают, значит они какие?
Дети – лиственные, листопадные.
Воспитатель – Давайте сравним их по высоте?
Дети – Берёза высокая, а рябина низкая.
Воспитатель – Берёза высокое одноствольное дерево, а у рябины очень часто несколько стволов, поэтому её относят и к деревьям и к кустарникам. Когда мы с вами пошли в гости к берёзке и рябинке вы мне сказали что сейчас время года осень. А по каким признакам вы это узнали?
Дети – листья поменяли цвет, часто идут дожди, птицы улетели в тёплые края, трава пожелтела, цветы завяли, листья опадают.
Воспитатель – а когда опадают листья, как это называется?
Дети – листопад.
Воспитатель – посмотрите, сколько листьев на земле, пройдитесь по ним, что происходит?


Дети – они шуршат.
Воспитатель – Да, давайте скажем «шуршат», «шелестят».
Сегодня мы с вами сходили в гости к рябинке и берёзки, посмотрели на них осенних красавиц.
А сейчас давайте с вами вернёмся в группу и нарисуем берёзку и рябинку. Листья берёзы и рябины тоже возьми с собой, мы их засушим и сделаем красивые аппликации.
Дети с воспитателем возвращаются в группу и рисуют деревья.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект организованной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему: Осень НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень Конспект интерактивного занятия с использованием ИКТ в старшей группе. Осень разноцветная

Похожие статьи:

Инсценировка сказки в старшей группе на тему: Грибы

Инсценировка сказки «Репка» в стихах для детей старшей группы

Участник №97 творческого конкурса для детей и педагогов «Золотая осень» с 1 сентября по 30 ноября 2015 года
Конспект занятия в средней группе по развитию речи. Лесные животные | Граттаж. Техника рисования для детей 6-8 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 421 день назад (15 октября 2015)
Просмотров: 2095
+3
Голосов: 3
Землина Анастасия Юрьевна # 16 октября 2015 в 12:05 0
Хороший конспект.Думаю детям очень понравилась такая познавательная прогулка.
Морозова Расмия # 18 октября 2015 в 19:55 0
Достойная работа, детям очень понравится!