Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературно - художественная викторина в 5-6 классах на тему: Осень

Викторина на тему Осень с ответами, 5-6 класс
Литературно-художественная викторина «Очей очарованье!»
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Литературная викторина предлагается ученикам 5 – 6 классов. Задания викторины проверяют не только знание учащимися стихотворений русских поэтов, но и умение определять средства художественной изобразительности, сопоставлять произведения литературы и живописи.
Цель: обобщение и расширение знаний учащихся о русской пейзажной поэзии.
Задачи:
- раскрыть роль средств художественной выразительности в создании образа осени;
- познакомить учащихся с произведениями русской живописи, посвященными осени;
- формировать умение сопоставлять произведения литературы и живописи.
Ход викторины
Приветствие. Эпиграф.
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
- Ребята, а какие чудеса нам подарила осень? Вот как рассказал об этом русский поэт Михаил Геллер:
Дарит осень чудеса,
Да еще какие!
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! –
Тянет сеть куда-то.
Дождь и жухлая трава
В сонной чаще ночью
Непонятные слова
До утра бормочут.

Тихо летят желтые листья, осыпающиеся с деревьев. Грустный шелест листвы напоминает о лете и дарит последнюю надежду на тепло. Осень – это и грусть, и задумчивость, и очарование, и яркость красок.

- Как вы думаете, почему поэтов и художников так привлекает осень?
Стихотворения об осени раскрывают всю красоту русской природы и удивительную нежность русской поэзии.
- У каких поэтов есть стихотворения, которые так и называются – «Осень»?
(А.С. Пушкин, А. Плещеев, А. Майков, К. Д. Бальмонт, В. Шварц, И. Винокуров, И. Токмакова и др.)
Тур 1. Откуда эти строки? Продолжите по памяти.
(1 балл – автор и название стихотворения, 1 балл – продолжение произведения)
1. Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье…

(А.С. Пушкин «Осень»
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.)


2. Осень наступила,
Высохли цветы…

(Алексей Плещеев.
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.)


3. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора …

(Федор Тютчев.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...)


4. Нивы сжаты, рощи голы…

(Сергей Есенин.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...)


5. Поспевает брусника,
Стали дни холоднее…

(Константин Бальмонт «Осень».
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.)


6. Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!

(Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Н.Некрасов «Железная дорога»)


7. Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...

(А. Майков «Осень»
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!)



Демонстрируется репродукция картины И. Левитана "Золотая осень". Какие стихотворные строки можно подобрать к картине?
Тур 2. Отгадай стихотворение по рифме.
(по 1 баллу за ответ)

1. Отряхает – ветвей – промерзает – ручей

А.С.Пушкин
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей.

2. Пропали – зарёй – летали – горой

А.А. Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

3. Гонит – небес – стонет – лес

Николай Некрасов «Перед дождем».
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

4. Дышало – блистало – день – сень

А. С. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.

5. Улетают – море – блистают – уборе

Константин Бальмонт «Осень»
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

6. Сад – летят – долин – рябин

А.К. Толстой
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Тур 3. Выберите из показанных живописных произведений картины, созвучные стихотворениям. Знаете ли вы авторов этих картин?
(1 балл – автор и название картины, 1 балл – ответ на вопрос)

И. И. Бродский "Летний сад осенью"

И. Левитан "Осенний день Сокольники"

В. Поленов "Золотая осень"

И. Шишкин "Золотая осень"
Тур 4. Определите средства художественной изобразительности в стихотворениях.
Какова их роль?
(1 балл – определение средства выразительности, 1 балл – аргументированное определение роли средства в тексте)
1. Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной. (Л. Разводова,метафора)

2. Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая. (И. Мельничук, олицетворение)

3. Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой. (Берестов В.Д., эпитет)

4. И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле... (Федор Тютчев, метафора)

5. Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья. (К. Бальмонт, олицетворение)

6. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный… (И. Бунин «Листопад», эпитеты)

7. Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной. (Б. Пастернак «Золотая осень», сравнение)

8. Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки (И. Винокуров «Осень», олицетворение)

9. Стал наш парк осенний строже.
Бронзой весь покроется! (И. Демьянов «Осень», метафора)

10. Падают с ветки жёлтые монетки.. (И.Пивоварова «Осенний клад», метафора)
Творческий тур.
Сочините четверостишие, посвященное осени. (5 баллов)

Подведение итогов викторины.
Победителем викторины становится участник, набравший наибольшее количество баллов.

Рекомендуем посмотреть:

Игра-викторина по литературе для 5-7 классов Краеведческая викторина для школьников 5 - 7 классов с ответами Викторина с ответами для 5 - 6 класса на тему: Осень Викторина с ответами для 5-6 класса на тему: Растения

Похожие статьи:

Викторина «Своя игра» для школьников 6 класс

Викторина по английскому языку для учащихся 5 – 6 классов

Викторина с ответами для 6-7 класса. Пушкин

Спортивная викторина для школьников 5-6 класса с ответами

Викторина по истории с ответами, 6-7 класс

Участник №219 творческого конкурса для педагогов «Златокудрая осень»
Конспект урока МХК для 10 класса | Стихотворение о зиме для школьников
Опубликовано: 3442 дня назад (23 ноября 2014)
Просмотров: 7024
Рубрика: Викторины
+1
Голосов: 1
Татьяна Александровна Воротникова # 24 ноября 2014 в 12:19 +1
Конспект урко мне очень понравился. Поставленные цели и задачи на уроке выполнены. Подбор стихотворений и наглядности способствует лучшему усвоению детьми примет осени. мой балл вам.
Татьяна Викторовна Фадеева # 24 ноября 2014 в 12:31 0
Спасибо!
Галина Васильевна Егорова # 25 ноября 2014 в 04:49 +1
Познакомилась с вашей викториной. Очень понравилось ее содержание! Чтобы справиться со всеми заданиями, нужно было много прочитать разных произведений. Весь ход викторины развивает творческие способности игроков, их память, мышление, внимание, речь. репродукции замечательно подобраны. И очень приятны были бы призы в конце игры. А за участие я бы всем подарила что-то небольшое, но приятное. Чтобы стимул принимать участие, даже без победы, не угас. Голосую.
Татьяна Викторовна Фадеева # 25 ноября 2014 в 13:01 0
Галина Васильевна, большое спасибо за Ваш отзыв!
Жанна Михайловна Горбатенко # 2 декабря 2014 в 03:15 0
Интересный материал Здорово! Голос.