Конкурсы для педагогов и детей

Приемы работы с лирическим произведением на уроках литературы в школе

Приемы работы с лирическим произведением на уроках литературы в школе
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 3» г. Хабаровска
Описание материала: Статья адресована учителям русского языка и литературы и раскрывает приемы работы с лирическим произведением на уроках в 7 – 9 классах средней школы. В статье предлагаются рекомендации по анализу композиции стихотворений на примере творчества А.А. Фета.
Цель: раскрыть значимость анализа композиции лирического произведения для формирования литературоведческой компетенции учащихся.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности композиции лирических произведений на примере стихотворений А.А. Фета.
2. Предложить учителю рекомендации по отбору произведений для композиционного анализа на уроках литературы в 7 – 9 классах средней школы.
Приемы работы с лирическим произведением на уроках литературы в школе
На уроках литературы в школе очень часто учащиеся испытывают затруднения при анализе стихотворений. Предлагаю учителю при обучении детей анализу лирического текста обратиться к работе над композицией произведения. Это является одним из наиболее актуальных вопросов в современном литературоведении.
Рассмотрим на уроках литературы в 7 – 9 классах стихотворения А.А. Фета и К. Д. Бальмонта в аспекте композиционного анализа, опираясь на научные работы В.М. Жирмунского «Композиция лирических стихотворений», В.Е. Холшевникова «Анализ композиции лирического стихотворения» и Ю.М. Никишова «Лирика: поэтика и типология композиции».

Обращаясь к произведениям А. Фета, мы должны отметить его достижения в области всевозможных типов композиции стихотворений. Для работы на уроке возьмем стихотворения «Еще майская ночь…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…»

Анализируя образно-тематическую композицию произведений Фета, мы увидим, что для многих стихотворений поэта характерна композиция контраста (композиционная антитеза). Внутренняя, смысловая антитеза как двигатель развивающегося лирического переживания довольно часто ложится в основу фетовской композиции. Многие стихотворения Фета построены на соотнесении и внутреннем борении камерного мира комнаты и огромного мира вне ее (в иных случаях мироздания, космоса).
В ходе нашего исследования на уроках мы с ребятами приходим к выводу, что в поэзии А.А. Фета немало стихотворений, представляющих собой ассоциативный тип композиции, суть которого состоит в развертывании ассоциативной цепочки, в смешении различных семантических рядов. Для Фета характерны стихи, в которых отправная точка – случайное впечатление в настоящем – влечет за собой ассоциативную цепь эпизодов прошлого, переведенных в пространственные образы, описываемые поэтом в данный момент. Часто такие стихотворения рассчитаны на воображение, «сотворчество» читателя.
Анализируя на уроках произведения Фета, для которых характерна линейная композиция, мы увидели, что наиболее часто Фет использует такое построение стихотворений, как композиционная градация, усиление, эмоциональное нагнетение. Усиление лирического напряжения — непременное условие такой композиции. Можно показать учащимся своеобразие данного типа стихотворений на примере произведения «Я пришел к тебе с приветом…»
Как разновидности линейного типа композиции выделяются временная и пространственная композиции. Для многих стихотворений А.А. Фета характерен временной тип композиции, так как поэту важно передать впечатление от того или иного явления, раскрыть состояние человека и природы в особый, неповторимый миг, а также развитие переживания во времени. Пространственный тип линейной композиции характерен для описательных стихотворений Фета. Примером служит произведение «Чудная картина…». Картина, изображенная здесь, статична; благодаря этому свойству она передает единое, не изменяющееся чувство. Глаголов нет. Отсутствие глагольного движения компенсируется движением глаз поэта вниз (равнина) — вверх (луна и небо) — вниз (снег и бег). «Чудная картина» окинута взором. Эстетическую реакцию поэта усиливает акцент на визуальность.
Рассматривая особенности стиховой (строфической) композиции произведений А.А. Фета, покажем учащимся, что для многих стихотворений поэта типичными являются повторы, рефрены, кольцевая композиция, анафористическая композиция.
Анафористическая композиция встречается в ряде стихотворений. Причем анафора у А. Фета может быть использована как в качестве связующего начала (строфы, всего текста), так и "расчленяющего" текст на отдельные периоды. Есть стихотворения, в которых анафористическое слово повторяется в каждом стихе, иногда захватывает и полустишия ("Это утро, радость эта"). В этом стихотворении проявляется еще одна композиционная особенность фетовских произведений. Подобный принцип композиционного нагнетания экспрессии чаще встречается в стихотворениях, построенных на основе параллелизма. В этом случае отдельные части текста зачастую представлены разным количеством строк.
Полезно на уроках обратиться к анализу композиции стихотворений «Фантазия», «Свеж и душист твой роскошный венок…», в которых повтор является основным композиционным приемом, использование его в поэтическом тексте роднит лирический стих с музыкой.
Использованием данных поэтических приемов объясняется повышенная музыкальность стихотворений Фета. На тексты любовной лирики Фета написано большое количество романсов (положено на музыку 180 стихотворений).
Литературоведы отмечают значительное влияние А. А. Фета на поэзию символизма, в том числе лирику К. Д. Бальмонта. Сравнительный анализ композиции стихотворений А. Фета и К. Бальмонта можно предложить учащимся в качестве темы для самостоятельного исследования.
Проведя такое исследование стихотворений Фета и Бальмонта, выявив их тематическое, лексическое и композиционное сходство, учащиеся придут к выводу, что Бальмонт – один из «прямых» продолжателей традиций Фета, доводящий все его открытия до крайности, предела.

В лирике Бальмонта мы видим «поэтику неуловимого и таинственного мгновения», связанную с явлением импрессионизма, характерного для поэзии А. Фета.
Работа на уроках литературы с композицией стихотворений способствует развитию у школьников навыков анализа лирического произведения, что является неотъемлемой составляющей литературоведческой компетенции учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Литературное творчество школьников Из опыта работы по созданию школьной литературной газеты Формирование патриотизма и гражданственности у школьников Как определить стихотворный размер
Участник №41 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Как раскрыть детям тайну искусства? | Заимствованная лексика в речи современных школьников
Опубликовано: 357 дней назад (17 декабря 2015)
Просмотров: 817
Рубрика: Статьи
+3
Голосов: 3
Валерий Григорьевич Вершинин # 18 декабря 2015 в 20:23 +1
Татьяна Викторовна! Мне понравился ваш исследовательский подход к материалу. Но,думаю, что было бы неплохо привести побольше примеров из конкретных стихотворений. С вашего разрешения беру текст себе в заметки. Примите мой голос.
Татьяна Викторовна Фадеева # 19 декабря 2015 в 15:40 0
Валерий Григорьевич, большое спасибо за отзыв!
Наталья Геннадьевна Романова # 9 января 2016 в 18:03 +1
Дорогая Татьяна Викторовна. С интересом прочитала вашу работу. Единственное замечание. На мой взгляд, название нужно было выбрать другое. Например, "Из опыта образно-композиционного анализа лирического произведения на уроках литературы". Так как вы в названии пишете "Приемы работы с лирическим произведением...", а о приемах, собственно, речи не идет, вы их не выделяете и не классифицируете. Сам опыт работы очень интересен. Балл ваш.
Татьяна Владимировна Дыминская # 10 февраля 2016 в 22:10 +1
спасибо за интересный подход к уроку. Этот материал возьму на заметку при подготовке к уроку! Удачи!