Конкурсы для педагогов и детей

Как раскрыть детям тайну искусства?

Как раскрыть детям тайну искусства? Методические рекомендации для учителя.
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова г. Хабаровска
Описание материала: Статья адресована учителям русского языка и литературы, мировой художественной культуры и раскрывает опыт проведения цикла уроков (занятий внеурочной деятельности), посвященных изучению языка различных видов искусства. Дано примерное планирование занятий, указана литература для учителя. В статье предлагаются рекомендации по проведению первого урока, темы письменных творческих работ.
Цель: раскрыть возможности цикла уроков «Тайны общения с искусством» для развития эстетической компетенции учащихся.
Задачи:
1. Предложить учителю примерное планирование занятий по темам «Тайны общения с искусством».
2. Дать примерный перечень тем творческих работ учащихся.
3. Предложить методический материал для проведения вводного занятия по теме «Мой путь к искусству».
Как раскрыть детям тайну искусства?
«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», - писал Т. Манн. Действительно, мир искусства прекрасен и неповторим, без искусства жизнь человека была бы пустой и однообразной… Но не стоит забывать, что для каждого человека слово «искусство» означает что-то своё, особенное.
Искусство способно вызвать сильный отклик в душе человека, перевернуть жизнь, изменить судьбу и внутренний мир. Используя слова А.С. Пушкина, можно назвать искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого человек смотрит на мир по-новому.



В то же время произведение искусства – это своего рода текст, направленный на передачу определенных смыслов. Нужно учить детей умению общаться с искусством, понять язык искусства. Следует познакомить учеников с основами языка разных видов искусства. Для этого предлагаю проведение серии специальных уроков (или занятий в рамках внеурочной деятельности) «Тайны общения с искусством», посвященных изучению видов искусства.

Примерные темы занятий «Тайны общения с искусством» в 5 классе (внеурочная деятельность)

1. Мой путь к искусству.
2. Виды искусства.
3. Учимся понимать икону
4. В мастерской художника.
5. Жанры живописи.
6. Открытие черно-белого мира. Искусство графики.
7. «И слово станет камнем иль цветком…» Язык скульптуры.
8. Архитектура - «застывшая музыка».
9. Искусство «видеть» и слушать музыку.
10. Удивительный мир театра.
11. «Зримая литература» или «движущаяся живопись»? Искусство кино
12. Что мне рассказала фотография

Оказать учителю помощь в проведении занятий помогут следующие книги:
Искусство в современной школе. – СПб., 2008
Ильина Т. В. Введение в искусствознание. – М.: Астрель, 2003
Интерпретация текстов искусства. Учебное пособие / Под ред. Е. Р. Ядровской. – СПб.: Свое издательство, 2011

Следует помнить, что «путь к искусству» сложен и индивидуален. Можно на первом уроке прочитать с ребятами замечательный рассказ «Реки» Е. Гришковца, в котором автор интересно и доступно для ребят описывает первые впечатления от общения с произведением искусства. Попросим детей вспомнить свои первые шаги на пути к искусству, рассказать о посещении музеев, театров и т.п.
Объясним ребятам, что общение с произведением искусства можно рассматривать как возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре.

На вводных уроках познакомим ребят с образами-символами красоты на все времена (Нефертити, Венера Милосская, Богоматерь, Джоконда, Сикстинская Мадонна и др.).
Можно рассказать детям о том, какое впечатление произвела картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна» на В. А. Жуковского, К. Брюллова, Ф.М. Достоевского.

Следует внимательно отнестись к текстам великих русских писателей и художников о картине. Читая высказывания Брюллова, Достоевского, стихотворения А.С. Пушкина "Мадона", «Возрождение», ребята знакомятся также с образцами художественного слова, учатся передавать свои впечатления от произведения искусства.

В рассказе К.Г. Паустовского «Избушка в лесу» автор говорит о важнейшем свойстве произведения искусства - способности вызывать сильный отклик в душе человека. Познакомим ребят с понятием катарсиса. Чудо искусства — в катарсисе — в преодолении обыкновенного чувства, просветлении, очищении, возвышении души человека.

После прочтения рассказа К. Г. Паустовского можно предложить ученикам небольшую творческую работу:
Предположите, какое произведение мог слышать бакенщик? Было ли в вашей жизни музыкальное или живописное произведение, которое поразило, потрясло вас до глубины души?
Какие, по-вашему, качества мешают людям воспринимать откровения подобных произведений искусства? Что такое эстетическая глухота?

Овладение основами языка разных видов искусства помогает также формированию эстетической и читательской компетенций. Ученики перестают быть «наивными» читателями и зрителями, учатся видеть подтекст, обращают внимание на детали. Дети учатся писать творческие работы, сочинения-размышления, эссе.

Примерные темы творческих работ:
Придумайте возможную биографию героя портрета.
Словесное описание графического пейзажа к стихотворению.
Словесный портрет памятника любимому литературному герою, писателю.
Словесное рисование после прослушивания музыкального произведения.
Что мне рассказала старая фотография…
Спектакль, который произвел на меня самое сильное впечатление.
Подберите музыку к стихотворению или картине.
Какой из видов искусства мне ближе и почему?

Постепенно ребята не только овладеют языком различных видов искусства, но и научатся красиво и грамотно выражать свои впечатления от общения с художественным произведением.
Уроки изучения языка произведений искусства должны стать уроками открытий и общения – с искусством, миром и самим собой.

Рекомендуем посмотреть:

День самоуправления в школе Конспект внеклассного мероприятия для школьников «Как утро начнешь, так и день проведешь» Внеклассное мероприятие для школьников "День Первого Президента Республики Казахстан" Знакомство ребенка с искусством

Похожие статьи:

Значение внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Внеклассная работа по чтению в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Внеклассная работа в школе

Формы внеклассной работы

Особенности работы с подростками

Участник №96 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
Эссе, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне | Приемы работы с лирическим произведением на уроках литературы в школе
Опубликовано: 565 дней назад (18 мая 2015)
Просмотров: 1037
Рубрика: Статьи
+4
Голосов: 4
Анна Петровна Шудракова # 19 мая 2015 в 12:47 +2
Интересные темы для размышления - творческие работы в конце. И рассуждения учащихся о понятии "эстетическая глухота" должны быть интересны. Обязательно использую, спасибо.
Татьяна Викторовна Фадеева # 19 мая 2015 в 15:16 +1
Спасибо за отзыв!
Татьяна Алексеевна Набилкова # 9 июня 2015 в 11:46 +1
Татьяна Викторовна, здравствуйте. Вами опубликована очень важная и нужная разработка. Голосую.
Актуальность выбранной Вами темы обусловлена тем, что связь различных видов искусства (литература, живопись, архитектура, кино и т.д.) зачастую уходит из внимания педагогов. Удачи.
Розалия Винокурова # 3 июля 2015 в 15:57 +1
Татьяна Викторовна, спасибо Вам за методические рекомендации "Как раскрыть детям тайну искусства". Данная проблема актуальна. В этом году моим девятиклассникам на экзамене было предложено написать сочинение по теме "Что такое настоящее искусство?". Чтобы с ним справиться, необходимо в системе знакомить учащихся с различными видами искусства. Значит, эту работу нужно заранее планировать. Ваши рекомендации будут полезны. Возьму в свою педагогическую копилку. Мой голос "за". Желаю творческих успехов.