Конкурсы для педагогов и детей

Развитие речи дошкольников 5-6 лет через игровую деятельность

Игры и игровые упражнения для развития речи детей 5-6 лет
Игровая деятельность, развивающая речь у детей 5-6 лет
Автор:Светлана Сергеевна Утюжникова, учитель-логопед,МАДОУ д/с "Буратино",районный центр Кыра
Учитывая,что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра,в организации логопедической работы стремились к тому,чтобы занятия в зимний период носили учебно-игровой характер.Данный практический материал будет полезен логопедам,воспитателям,учителям,родителям дошкольников.Описание используемых игр раскрывают систему их применения,именно с целью развития словаря,речи у детей 5-6 лет.Представляю описание игр с целью совершенствования коррекционной работы.
Использование игрового материала зависит от:
-этапов работы(ознакомление с новыми словами и уточнение значения слов,закрепление изученного материала);
-возраста детей,присутствующих на занятии;
-уровня подготовленности детей;

Например,рассматривая логопедическую работу с детьми по теме "Зима",предлагали детям поиграть в речевые игры.По ходу выполнения основной части,необходимо было сосредотачивать внимание детей на словарной работе,обогащении словаря,формировании грамматически правильной речи.Во время игр предлагали детям отправиться в волшебную страну и выполнить предлагаемые задания,например отгадать о каком времени года пойдёт речь:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
(Зимой)
Зима-матушка,так в старину русский человек называл зиму,с её холодами,снегами,метелями и буранами.Может быть,потому,что зима,словно родная матушка,прикрывает всю землю снежным "одеялом",защищая от лютых морозов.А какие прекрасные стихотворения написаны поэтами о зиме.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает,ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.(И.Суриков.Зима)

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.(А.Фет)

Зимушка-зима,в гости к нам пришла,попробуем ответить на зимние вопросы:
-Как называется одежда,которую мы носим зимой?(Зимняя)
-Какие птицы остаются зимовать?Назовите одним словом.(Зимующие)
-Назовите ласково слово Зима.(Зимушка)
-Если хлеб посеяли поздней осенью,под зиму,то какой он?(Озимый)
-Зверь в лесу пережил зиму.Значит,он что сделал?(Перезимовал)
-От какого слова родились слова "зимняя","зимующие","зимушка","озимый","перезимовал"?(от слова"зима")
В ответах присутствовали слова,которые родились от одного главного слова.Как называются такие слова?(Родственными)
-Какие слова называются родственными?(Родственными называются слова,похожие по звучанию и значению)
Слова,как родные,
Похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать
И вдуматься в суть-
Они об одном говорят.

Рассмотрим дидактическую игру"Назови лишнюю картинку"
Цель игры:закрепление представлений о родственных словах,умение различать их среди других слов;
Задачи:
-учить образовывать родственные слова;
-упражнять в выделении главного и "лишнего" слов в группе родственных;
-развивать память,внимание,мышление,речь через игровые упражнения;
Оборудование:предметные картинки
Ход игры:
Детям раздаются предметные картинки они должны внимательно посмотреть на картинки и сказать,какая из них лишняя.
-Снегурочка,снеговик,мороженое
Снегурочка

Снеговик

Мороженое


-Морозилка,мороженое,снегурочка
Морозилка

Мороженое

Снегурочка


-Зимующие птицы,мороженое,зима
Зимующие птицы

Мороженое

Зима


-Снеговик,зимующие птицы,подснежник
Снеговик

Зимующие птицы

Подснежник


-Зима,снежинка,снегурочка
Зима

Снежинка

Снегурочка


-Снежинка,снеговик,мороженое
Снежинка

Снеговик

Мороженое

Целесообразно провести с детьми игру по картинке на развитие внимания,памяти,мышления.
Игра "Что я могу"
Предлагаем детям рассмотреть рисунок и ответить на вопросы

-Чем отличаются два снеговика?
-Найдите на рисунке одинаковые снежинки.
Закроем картинку листом бумаги и предложим детям ответить на вопросы по памяти
-Какое время года изображено?
-Сколько снеговиков изображено на картинке?
-Что держит в руках первый снеговик?
-Что держит в руке второй снеговик?
-Какого цвета нарисованы снежинки?

Рассмотрим дидактическую игру "Двенадцать месяцев в году в свою играют чехарду"
Цель:обобщение и дополнение знаний о временах и месяцах года
Работа по рисунку

Предложим детям познакомиться с братьями-месяцами.Прочитаем стихотворение М.Погарского.Детям нужно внимательно слушать,стараться найти на рисунке всех братьев.
Двенадцать месяцев в году
Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь-тот клубнику приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август-любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком,словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрём завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.

Таким образом дети во время игр подбирали эпитеты к предметам,составляли предложения с включением в них образных слов и выражений,например холодная зима,зима снежная,морозная,красивая,день сегодня ветреный,земля покрыта ковром из белого снега,вся природа обновилась,украсилась.В работе с детьми использовали игровые упражнения,так как игровая деятельность детей в учебных ситуациях реализуется в процессе познания,именно в играх дети обращали внимание на способ достижения результата.

Рекомендуем посмотреть:

Материал для речевого развития дошкольников Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук младших дошкольников Музыкальная дидактическая игра для детей "Динь - Дон" Развивающие игры для дошкольников своими руками

Похожие статьи:

Дидактические игры. Виды дидактических игр. Развивающие дидактические игры

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Игра «Капуста» для детей старшей группы

Игры весной для детей старшей группы в детском саду

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Участник №22 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Овечка своими руками в технике киригами. Мастер-класс с фото | Праздничная композиция из цветов для оформления детского сада своими руками
Опубликовано: 694 дня назад (15 января 2015)
Просмотров: 4699
+31
Голосов: 31
Алла Сулумбековна Лихоманова # 15 января 2015 в 18:15 +3
Спасибо. Особенно выручают готовые картинки, которые не нужно отдельно подбирать к играм.
Альмира Идрисовна Хамидулина # 16 января 2015 в 13:01 +4
Добрый день,Светлана Сергеевна!Спасибо Вам за приглашение на игровое занятие!Вы учите ребят образовывать родственные слова,упражняете в выделении главного и "лишнего" слов в группе родственных,развиваете память,внимание,мышление,речь через игровые упражнения.
Предметные картинки Вами подобраны очень удачно,помогают успешно и наглядно реализовать поставленные задачи! Спасибо Вам ! Голосую!
Наталья Борисовна Щипцова # 16 января 2015 в 13:06 +3
Добрый день, Светлана Сергеевна. Спасибо за приглашение познакомится с Вашей работой. В ходе представленных игр идет развитие речи, обогащение словаря, развитие логического мышления. Удачно подобраны иллюстрации. Голосую за Ваш труд. Желаю успехов.
Лилия Викторовна Зубкова # 16 января 2015 в 17:04 +3
Светлана Сергеевна, Ваша разработка заставляет ребёнка мыслить, а не просто быть наблюдателем, заставляет участвовать, а не просто смотреть!
Фанзиля Шамиловна Алексеева # 16 января 2015 в 18:48 +3
Вы подобрали очень интересные и нужные игры (не говоря уже о таких замечательных картинках)! Развивается и речь и мышление и дети учатся образовать новые слова. Спасибо за приглашение!
Надежда Леонидовна Макарова # 16 января 2015 в 20:58 +3
Свелана Сергеевна! Спасибо за приглашение! Речевое развитие одно из направлений дошкольного воспитания. Через игру усвоение материала происходит быстрее и легче. Успехов! Голос!
Оксана Сейитмедова # 16 января 2015 в 21:05 +1
Светлана Сергеевна!Спасибо за приглашение познакомится с Вашей работой. В ходе представленных игр идет развитие речи, обогащение словаря, развитие логического мышления.Хорошие иллюстрации. Спасибо Вам ! Голосую!
Тамара Александровна Новичкова # 17 января 2015 в 14:31 +3
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Ваша публикация интересна подборкой игр и игровых упражнений для развития речи детей. Рассматривая картинки, отвечая на вопросы, дети познают мир и учатся правильно составлять предложения. А это значит обогащается словарный запас и развивается речь детей, внимание, память, мышление. Материал оформлен грамотно, поставленные задачи выполнены. +1
Раиса Владимировна Коломыцева # 17 января 2015 в 18:22 +2
Добрый вечер, Светлана Сергеевна! Интересную подборку игровых упражнений для ознакомления и обогащения словаря вы представили, яркие иллюстрации дополнительно вызовут интерес и желание принять участие в этом виде деятельности, мой голос +1, большое спасибо!
Наталья Васильевна Маслова # 18 января 2015 в 06:05 +2
Присоединяюсь к вышесказанному! Спасибо Вам за работу! Голос!
Елена Викторовна Багрова # 18 января 2015 в 12:57 +2
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Интересный, насыщенный и разнообразный материал Вы представили в своей публикации. Красочные иллюстрации дополняют его, пробуждают интерес к предлагаемым игровым упражнениям. Спасибо! Примите голос!
Светлана Анатольевна Скачедуб # 18 января 2015 в 18:36 +2
Добрый вечер, Светлана Сергеевна! Спасибо за приглашение. Интересный и полезный материал вы представили. Дидактические игры способствуют всестороннему развитию детей, ознакомлению с окружающим миром, играя дети учатся мыслить, рассуждать и находить выход из различных ситуаций. Голосую.
Елена Ивановна Сауткина # 19 января 2015 в 07:56 +1
Дорогая Светлана!Спасибо за приглашение.Отличная игра!Развивается речь,память,логическое мышление детей.Яркие иллюстрации,добрые загадки...Голосую+1! v
Светлана Николаевна Крючкова # 19 января 2015 в 12:42 +3
Светлана Сергеевна, спасибо за приглашение! Интересным материалом Вы поделились.Думаю, он пригодится многим педагогам. Ведь развитие речи - важная составляющая в работе каждого педагога дошкольника. Красивые яркие картинки сопровождают текст описания разработки, интересная подборка игр, загадок.Молодцы!Примите мой голос!
Эльвира Серенкова # 21 января 2015 в 14:05 +2
Светлана Сергеевна! Вы представили очень интересный материал, который будет полезен и логопедам, и воспитателям, и родителям для развития детей! Ваша публикация ценна разнообразной подборкой игр и игровых упражнений для развития речи, кругозора детей. Рассматривая картинки, отвечая на вопросы, дети не только познают мир, но и учатся анализировать, подмечать особенности, правильно составлять предложения. Важно, что Вы даете не просто грамотный материал, но и полностью иллюстрированный качественными картинками -распечатывай и действуй! Зима в нашей стране продолжительная -я думаю, можно ни один раз ещё поиграть с ребенком, а там и глядишь , к концу сезона все полученные знания разложатся в голове "по полочкам" и речь ребенка будет правильной, грамотной,связной, и кругозор ребенка можно расширить! Очень ценные рекомендации Вы дали! Забираю в закладки - у меня младшему ребёнку 2,5 года- на будущее! Спасибо Вам, желаю новых творческих задумок и удачи! Примите голос+1!
Светлана Николаевна Черняева # 22 января 2015 в 14:07 +2
Умные игры, высокохудожественный наглядный материал, точно подобранное художественное слово, обязательно использую в работе, спасибо!
Елена Николаевна Черепанова # 23 января 2015 в 20:28 +2
Светлана Сергеевна, примите мой голос за очень полезную информацию и прекрасные иллюстрации!
Светлана Ивановна Куприй # 27 января 2015 в 19:02 +2
Здравствуйте,Светлана Сергеевна! С интересом познакомилась с Вашей публикацией! Очень объемный и полезный материал! Игры интересные, картинки подобраны грамотно - просто бери и пользуйся!
Спасибо Вам за Ваш труд, желаю новых творческих задумок! Примите голос!
Елена Анатольевна Ленёва # 30 января 2015 в 06:30 +1
Здравствуйте, Светлана Сергеевна!Ваша информация очень интересная и полезная!Неприменно возьму на заметку!Творческих успехов ВАМ!
Елена Копылова # 2 февраля 2015 в 14:14 +1
Здравствуйте, Светлана Сергеевна! Спасибо за интересную разработку. К сожалению у современных детей словарный запас ограничен из-за частого просмотра телевизора и сидения за компьютером. Вы в интересной игровой форме проводите занятия по развитию речи, используете красочный наглядный материал. С удовольствием возьму ваш конспект в свою копилку (я работаю с младшими школьниками). Мой голос тоже вам.
Лариса Юрьевна Захарова # 14 февраля 2015 в 19:18 +1
Добрый вечер, Светлана Сергеевна! Замечательная подборка игр, которая поможет в речевом развитии детей. Красивые, выразительные картинки и художественное слово. Как известно дети лучше откликаются когда с ними играешь, а не просто учишь. Беру себе в копилку, а Вам ГОЛОС! Спасибо!Успехов!
Лариса Юрьевна Захарова # 14 февраля 2015 в 19:23 +1
Добрый вечер, Светлана Сергеевна! Замечательная подборка игр, которая поможет в речевом развитии детей. Красивые, выразительные картинки и художественное слово. Как известно дети лучше откликаются когда с ними играешь, а не просто учишь. Беру себе в копилку, а Вам ГОЛОС! Спасибо!Успехов!
Наталья Александровна Вдовенко # 28 февраля 2015 в 14:06 +1
Игровой метод, самый оптимальный и интересный для детей. Рассматривая картинки, отвечая на вопросы, дети не только познают мир, но и учатся анализировать, подмечать особенности, правильно составлять предложения.
Снежана Анатольевна Колесникова # 12 марта 2015 в 21:11 -1
Светлана Сергеевна, здравствуйте! Приятно познакомиться с работой коллеги. Совершенно с Вами согласна, что в нашей работе без игр не обойтись. Иначе всё что мы делаем превратится в рутину. Меня очень заинтересовали представленные Вами игры. Особого внимания заслуживают игры на подбор родственных слов. Мы прекрасно с Вами знаем, какая это для детей проблема. Особенно если это дети с ОНР.Ну а теперь немного критики. Все-таки это конкурс.
Немного про оформление работы: принято цель указать в начале работы. Ведь когда Вы пишите конспект занятия, Вы не указываете цель к каждой игре?
Игра "Что я могу" - почему именно такое название? В вопросах я бы изменила формулировки по поводу первого и второго снеговиков. Что держит в руках снеговик в левом верхнем углу ( в правом нижнем)? Помимо развития внимания, памяти и мышления, дети поработают над ориентировкой в пространстве (на листе бумаги).
Примите от меня голос +. А работу я отправлю к себе в закладки.Удачи!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 17 марта 2015 в 12:30 0
Уважаемая Снежана Анатольевна,вы не внимательно ознакомились с игровым,практическим материалом.Главная цель работы прописана в начале текста полным предложением.Мной представлены описания игровых упражнений,а не конспект занятия,поэтому каждая игра имеет и должна иметь свою определённую цель.Название игры "Что я могу" для детей,говорит само за себя,очень легко догадаться...
Нина Ивановна Марценковская # 22 марта 2015 в 20:41 +1
Доброго времени суток, Светлана Сергеевна! С удовольствием ознакомилась с предложенными вниманию коллег играми на развитие речи с великолепным иллюстрационным материалом! Сегодня очень важна работа над словарём и развитием речи детей, поскольку очень много проблем возникает у современных детей, всё больше встречается речевых патологий. Поэтому, так важно иметь в запасе каждого воспитателя и родителя как можно больше речевых игр. Дарю Вам свой голос и желаю успехов в работе с воспитанниками!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 24 марта 2015 в 13:07 +2
Благодарю всех коллег за положительные,отзывчивые комментарии,пусть в жизни у Вас всегда будет место знанию,желаю всем энтузиазма,стремления внедрять новые творческие идеи!!!
Альбина Васильевна Максимова # 29 марта 2015 в 13:48 +2
Светлана Сергеевна, великолепные игры, высокохудожественный наглядный материал, точно подобранное художественное слово, обязательно использую в работе, спасибо!ГОЛОС!
Елена Алексеевна Уткина # 12 октября 2015 в 20:48 +1
Выражаю большую признательность за ваш чудный материал. Мне особенно понравилась игра "Двенадцать месяцев в году". Добавлю в свою копилку обязательно! Спасибо вам!
Лариса Владимировна Петрухина # 21 октября 2015 в 19:38 +1
Светлана Сергеевна, говорят, что речь - это не дар, который появляется вместе с рождением человека,чтобы правильно её сформировать, нужно приложить немало усилий. Вами проведена огромная работа по развитию речи у дошкольников.На вашем занятии формируются и коммуникативные навыки, и вербальное мышление, и литературное творчество. В наши дни это так важно. Спасибо за предоставленный материал. Голосую!