Конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в старшей группе «Моя малая Родина»

Конспект НОД в старшей группе «Моя малая Родина – город Старый Оскол»
Автор: Валентина Ивановна Летова, воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №5 «Незабудка», город Старый Оскол, Белгородской области.
Описание материала: предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы по теме «Моя малая Родина – город Старый Оскол». Это конспект познавательного занятия, направленного на формирование представления воспитанников о малой Родине – городе Старый Оскол, о его прошлом и настоящем, о людях города, воспитании в детях любви и уважения к родному городу, его народу, к первым строителям города.
Конспект НОД в старшей группе «Моя малая Родина – Старый Оскол»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество».
Задачи:
Образовательные:
• Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;
• продолжать знакомить с достопримечательностями города.
Коррекционные:
• Активизировать словарь по теме «Старый Оскол – мой город родной!»
• Упражнять в употреблении полных, распространенных предложений.
Развивающие:
• Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
• Развивать навыки речевого общения, формировать умение выразительно читать стихи.
Воспитательные:
• Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
• Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
* Беседы: « Я и моя семья», « Мой город».
* Рассматривание иллюстраций о городе Старый Оскол, карты города, государственных символов (герба) города .
*Чтение и разучивание стихов о городе, слушание и разучивание песен о нашем городе в грамзаписи,
* Рисунки детей на тему: « Мой город».
* Составление альбома "Мой город".
*Поездка с родителями в любимые места для отдыха родного города, к памятным местам.
Ход НОД
На магнитной доске выставка с детскими рисунками любимого города, плакатами. Звучит музыка
Воспитатель: Что мы называем Родиной? (место, где мы родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья.) Верно. Воспитатель: Послушайте стихотворение «Родина» В.Степанова.
Ребенок
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мыс тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель: Ребята, скажите , как называется место, где человек родился и вырос? (Россия, Родина, малая Родина)
Воспитатель: Что означают слова Родина и малая Родина? ( Родина – это страна, в которой мы живем, а малая Родина это место, где человек родился и вырос.)
Воспитатель: у каждого человека есть малая родина, город или село где он родился и вырос. Когда говорят «москвич», значит, этот человек живет в …
Дети: В Москве.
Воспитатель: пскович живёт….
Дети: в Пскове.
Воспитатель: белгородец живёт….
Дети: в Белгороде.
Воспитатель: староосколец….
Дети: в Старом Осколе.
Воспитатель: молодцы, ребята. Хорошо!
Нашему городу 421 год. Как называют жителей Старого Оскола? (Старооскольцы). Значит, и вы – тоже старооскольцы.
Воспитатель: А вы любите свой город? (Ответы детей). Вы ещё больше его полюбите, когда узнаете много интересного о нём. Люди прославили свой родной город делами, много песен, стихов сложили, запечатлели красоту его в картинах. Хорошо в старом Осколе в любое время года: и зимой, и летом, и весной, и осенью.
Показ слайдов пейзажей Старого Оскола (на фоне показа слайдов дети читают стихотворения о временах года)
Ребёнок 1.
Холмы, перелески, луга и поля –
Родная зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог
И понял, что это раздолье полей –
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
Ребенок 2.
На гроздья рябины дождинка упала,
Листочек кленовый кружит над землей...
Ах, осень, опять ты врасплох нас застала
И снова надела наряд золотой... (Г. Демкина)
Ребенок 3.
До мая скованы пруды, но как теплы дома!
В сугробы кутает сады заботливо зима.
Снег осыпается с берез в дремотной тишине.
Картины летние мороз рисует на стекле. (Е. Русаков)
Ребенок 4.
Динь! Дон! Это что за снежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон.
Это чья же теплота заставляет улыбаться,
По какому поводу? - весна идет по городу! (Ю. Мориц)
Ребенок 5.
На лугу гудят шмели, незабудки расцвели
Распустились клевера,
Значит, луг косить пора.
Луг нарядный, неизмятый
Пахнет медом, пахнет мятой. (Г. Ладонщиков)
Воспитатель: итак, мы начинаем наше путешествие и на первой остановке мы познакомимся с символами Старого Оскола.
Показ слайдов флага и герба города (показ сопровождается рассказом)
Воспитатель: Герб разделён на два поля, в красном поле – ружье, а в зеленом поле – золотая соха, отражающие быт жителей: старинные воины, упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве. На флаге изображены элементы герба. Ребята, как вы думаете, где можно встретить флаг и герб Старого Оскола? (Ответы детей). Наше путешествие продолжается и следующая остановка – памятные места нашего города. Но вначале я хочу вам рассказать немного о военных годах
Звучит фонограмма песни «Священная война» (сл. В. Лебедев-Кумач, муз. А. Александрова)
Тяжёлые испытания выпали на долю края в годы Великой Отечественной войны. Старый Оскол находился в зоне оккупации со 2 июля 1942 года по 5 февраля 1943 года. За эти 7 месяцев нашему краю был нанесён большой урон. Большинство промышленных зданий и предприятий было уничтожено вражеской авиацией во время оборонительных боёв. Более 2 тысяч юношей и девушек были угнаны в Германию. Свыше 300 жителей были повешены и расстреляны. Около 200 человек получили увечья. В годы Великой Отечественной войны на территории края погибло свыше 6000 воинов, прах которых хранят братские могилы. 23 уроженца Старого Оскола и Старооскольского района удостоены высшей награды - звания Героя Советского Союза. В нашем городе немало разных памятников, но больше всего в память Великой Отечественной войны. Помнит Старый Оскол своих мужественных защитников. А памятники напоминают всё новым и новым поколениям старооскольцев о грозном военном времени.
«Вечная слава богатырям земли старооскольской!
Они исполнили свой долг солдатский,
Плечом к плечу стояли под огнём,
Теперь они лежат в могилах братских
Плечом к плечу в бессмертии своём."
Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, свою страну. Как народ помнит о защитниках Родины? (Ответы детей - слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях.)
Показ слайдов «Памятники Старого Оскола»
Наш детский сад расположен в центре старой части города. Недалеко от его стен расположены Братская могила советских воинов, памятник женщинам-железнодорожницам, памятник Н. Ф. Ватутину, памятник воинам-интернационалистам, памятный знак в честь погибших моряков Российского флота, памятник депутатам Казацкого сельсовета, расстрелянным во время немецко-фашистской оккупации , ансамбль парка Воинской Славы, памятник Святому Александру Невскому , пограничникам, памятник «Скорбящая мать». Наш детский сад расположен на улице Литвинова. Почему эту улицу назвали улица Литвинова? В дни освобождения города 17 советских воинов-бронебойщиков у разъезда Набокино, в 8 км от Старого Оскола, повторили подвиг панфиловцев. Они сдержали натиск вражеской колонны, состоявшей из 500 гитлеровцев, стремившихся вырваться из окружения, окопавшись у будки путевого обходчика Майсюка, позже названной Майсюковой будкой, и в смертельной схватке отстояли рубеж. Отряд противника численностью 500 человек с пулеметами и минометами на санях не смог прорваться в город и вскоре был разгромлен подоспевшим подкреплением. В 1968 году установлен памятник 17-ти героям-освободителям, а одним из героев был Литвинов. Здесь останавливаются пригородные поезда, а остановку называют «Майсюкова будка», по имени первого путевого обходчика. Дважды в год, в день освобождения Старого Оскола и в День Победы, на этом месте собираются железнодорожники, вспоминают подвиги бесстрашных героев. В Старом Осколе есть улицы, названные в честь освободителей – улицы Плотникова, Бондаренко, Литвинова, улица 17-ти героев. Героев, живущих в нашей памяти.
Воспитатель: а вот остановка «Современный Старый Оскол». Старый Оскол сегодня – это большой промышленный город. Много заводов выпускают продукцию, которую хорошо знают по всей России и за её пределами.
- Ребята, а вы знаете, какие заводы и фабрики есть в нашем городе и что на них изготавливают? (Ответы детей)
Показ слайдов «Современный Старый Оскол» (Электрометаллургический комбинат; Стойленский горно-обогатительный комбинат; кондитерская фабрика «Славянка»; мебельная фабрика и т.д)
Воспитатель: вы очень много знаете предприятий нашего города, и можно добавлять ещё и ещё. На предприятиях нашего города выпускают продук-цию, которую хорошо знают по всей России и за её пределами. Вкусные конфеты и различные сладости старооскольской кондитерской фабрики; металл металлургического комбината используется в автомобильной про-мышленности, для производства различных труб, самолётов и т.д.
Многие из ваших родителей трудятся на горно-обогатительном комбинате и, наверное, кто-то из вас в будущем будет тоже работать там.
Воспитатель: но не только заводами и фабриками славится наш город. А чем же ещё? Об этом мы узнаем на остановке «Гордость Оскола».
На Оскольской земле родились писатель В.Я. Ерошенко и генерал Н.Ф. Ватутин. И художниками славится наша Оскольская земля. У нас в городе есть красивый дом – Художественный музей. Экспозиции музея очень богаты. Прославили наш город и мастера глиняных игрушек сестры Гончаровы Ольга Михайловна и Наталья Михайловна, которые воссоздали традиции старооскольской глиняной игрушки. Старооскольская глиняная игрушка отличается яркостью и самобытностью. Большую славу принёс нашему городу ансамбль народной песни и танца «Завалинка», чемпион мира борец Фёдор Емельяненко.
Воспитатель:1. Из многих городов России
Милее мне Старый Оскол.
Цивилизованный, красивый,
И статус чудный приобрёл
2. Железорудная столица
Металлургии новый свет.
Здесь чемпионами гордится
Оскольский житель с малых лет.
3. Дороги, фабрики, заводы
Преображают городок.
И планы строят здесь на годы,
Свершеньям назначая срок.
Воспитатель: Вам нравится наш город? Почему? Наверное, наш город хорош ещё и тем, что в нём есть детский сад, в котором мы ежедневно встречаемся, радуемся, огорчаемся и снова радуемся.
Воспитатель: послушайте песню «Наш детский сад»
1.В нашем городе чудесном
Есть прекрасный детский сад.
Много лет открыты двери
В нём для маленьких ребят.
Припев:
На улице Литвинова
В пятый детский сад
Мы приглашаем в гости к нам
Сегодня всех ребят.
Хотим, чтоб вы узнали
Как дружно мы живём
Как весело играем, танцуем и поём.
2. Здесь чудесные игрушки,
С ними весело играть:
Куклы, мячики, игрушки.
Их мы будем вспоминать.
3. Вот какой у нас хороший
И любимый детский сад.
Широко открыты двери
В нём для маленьких ребят.
Воспитатель: вот и подошла к концу наша встреча с замечательным городом – Старый Оскол. Дорогие ребята, я думаю, что вы гордитесь нашим прекрасным городом, а когда вырастите, будете преумножать его богатства. И на прощанье я предлагаю исполнить песню про наш город.
Исполнение песни «Старый Оскол» (сл. и муз. С. Путинцевой)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе Конспект НОД в старшей группе ДОУ Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область "Познание" Конспект НОД по экологии в старшей группе
Конспект НОД по формированию математических представлений в подготовительной к школе группе | Сценарий спортивного развлечения в детском саду. Папа, мама, я - дружная семья!
Опубликовано: 820 дней назад (11 сентября 2014)
Просмотров: 2780
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 7
Татьяна Михайловна Горбачева # 12 сентября 2014 в 18:50 0
Здравствуйте, Валентина Ивановна! Очень хочется вызвать у своих воспитанников интерес к героическому прошлому нашего родного Старого Оскола, воспитать умение восхищаться жителями нашего города и их поступками. Из Вашего конспекта видно, что Вы формируете у детей героические чувства, воспитание любви и уважения к защитникам Родины, на основе исторических фактов. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Очень содержательный материал по теме, с применением ИКТ. Спасибо. Удачи Вам! Голосую +1.
Валентина Ивановна Летова # 13 сентября 2014 в 23:05 0
Большое спасибо
Матвеева Марина Александровна # 15 сентября 2014 в 10:25 0
Спасибо,очень интересно!Как раз работаю по этой теме!
Елена Валериевна Коротенко # 22 сентября 2014 в 16:29 0
Очень интересное мероприятие! Ценностно - ориентированный подход к содержанию обуславливает раскрытие культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность детям раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
Ольга Ивановна Солдатова # 9 октября 2014 в 20:00 0
Добрый вечер,Валентина Ивановна! Очень понравилось Ваше творчество! Материал изложен грамотно, по теме, с последующим усложнением.Вызывает большой интерес у детей. С удовольствием буду использовать в своей работе и рекомендовать всем педагогам. +голос
Валентина Ивановна Летова # 11 октября 2014 в 22:37 0
Ольга Ивановна, большое спасибо.
Ирина Николаевна Большакова # 28 октября 2014 в 23:23 0
Валентина Ивановна,очень интересный материал и думаю детям очень тоже понравилось занятие! Творческих вам успехов!попробую использовать ваш опыт и в своей работе.+голос
Валентина Ивановна Летова # 30 октября 2014 в 21:58 0
Ирина Николаевна, большое спасибо.
Ольга Сергеевна Ерёменко # 19 августа 2015 в 17:43 0
Добрый вечер,Валентина Ивановна.Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека есть своя родина. У одних - это большой город, у других — маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаковово. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит Родину.Спасибо вам большое за интересное занятие. Творческих вам успехов!+голос.
Елена Алексеевна Надеенская # 24 сентября 2015 в 20:28 0
Любовь к Родине прививается с раннего детства. Патриотизм не возможен без любви и уважения к Родине, к тому маленькому уголку природы, который дороже целого мира. А если говорить о героях-так ими могут быть только настоящие патриоты, готовые ради жизни других пожертвовать своей собственной. Поэтому ваша разработка очень актуальна-воспитать патриота можно только с ранних лет. Спасибо за материал.