Конкурсы для педагогов и детей

Программа внеурочной деятельности для начальной школы. Мягкая игрушка

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальной школы "Мягкая игрушка.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности младших школьников “Мягкая игрушка ” реализует общекультурное социальное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности младших школьников “ Мягкая игрушка ” являются:
Закон РФ “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для развития у младших школьников творческих и умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления
Задачи данной программы:
Сформировать позитивное отношение к окружающему миру.
Познакомить с технологиями изготовления поделок и сувениров.
Формировать знания об использование в работе различных материалов
Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Научить правильно использовать цветовые гаммы.
Общая характеристика учебного курса
Программа направлена на развитие таких качеств и умений обучающихся, как внимание, терпение, трудолюбие, фантазия, ответственность и др.
Мягкая игрушка, сшитая своими руками, - это самый лучший подарок, такая игрушка дорога детям, потому что в нее вложены труд, любовь и фантазия.
Занятия по курсу «Мягкая игрушка» спланированы таким образом, чтобы обучающиеся получали максимум теоретических знаний, которые, естественно обогатят словарный запас и дадут необходимый багаж знаний детям для выполнения практической части программы.
Занятия предполагают игровую форму для снижения тревожности и усталости детей.
Внеклассные занятия тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства
ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов,
учащихся и их родителей;
преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.
Место учебного курса в учебном плане
Программа по курсу «Мягкая игрушка» разработана для обучающихся 1-4 классов, из расчета 1 час в неделю, всего за 4 года обучения 135 часов (33часа – 1 класс, по 34часа 2, 3, и 4 классы)
Содержание учебного курса
Программа “ Мягкая игрушка ” рассчитана на детей младшего школьного возраста на 4 года обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности: по одному часу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
Практические умения и навыки.
Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности «Мягкая игрушка» будут трех уровней.
Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.
Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.
Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье, украшение села к праздникам.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренник.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Мягкая игрушка» являются следующие умения:
– оценивать результаты своего творчества и работы одноклассников, давать им конкретные оценки;
– эмоционально «проживать» ситуацию успеха, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к предложенной теме работы, к ее значимости для других людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Мягкая игрушка» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями, с окончательным видом изделия;
– учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в схемах, выкройках, в выборе ткани для изделия;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: выполнять выкройку по предложенным схемам или самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– находить теоретический материал по предложенной теме;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивной работы и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Мягкая игрушка» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух текст по изучаемой теме в исполнении учителя, учащихся;
– уметь пользоваться материалами и инструментами;
-знать и соблюдать технику безопасности при работе с разными инструментами;
-выполнять выкройку как по шаблону, так и самостоятельно;
-находить подходящие для изготовления изделия подсобные бросовые предметы (коробочки, емкости из-под киндеров-сюрпризов, пластмассовые бутылочки, пуговицы и т.д.);
-оценивать свое изделие адекватно;
-заучивать роль для кукольного спектакля, уметь играть роль куклой.
Описание ценностных ориентиров содержания данного курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через взаимопомощь и взаимовыручку как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви к природе через использование бросовых материалов для изготовления интересных и ценных изделий, бережливость к окружающему миру.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребенка к аккуратности, совместимости тканей как по цвету, так и по фактуре, стремление к лучшему исполнению изделия.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе и в курсе «Мягкая игрушка».
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса «Мягкая игрушка» способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная и творческая деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Тематическое планирование.
Название блоков. 1кл. 2кл. 3кл. 4кл.
1.Вступление.
-подготовка материалов и инструментов;
-т.б. с инструментами. 3ч. 2ч. 3ч. 2ч.
2. Изготовление игрушки мягко-набивной.
20ч. 16ч. 15ч. 14ч.
3.Ролевые игры, инсценировки с поделками.
10ч. 10ч. 5ч. 6ч.
4. Оригинальные поделки (подарочные коробки, украшения ит.д.)
- 6ч. 11ч. 12ч.
Итого: 33ч. 34ч. 34ч. 34ч.
Поурочно-тематическое планирование для 1 класса (33 часа)
№ Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся
УУД
1-3 Материалы и инструменты, необходимые для работы. Конкурс: «Богатая коробка»
Высказывают свои мнения, как наполнить «богатую коробку».
4-6 Изготовление оригинальной игрушки на основе капсулы из-под киндера – сюрприза. Готовят для занятия капсулы из-под киндера – сюрприза, материалы для шитья.
7-9 Сочинение и инсценировка сказки с
изготовленными игрушками. Сочиняют сказку, распределяют роли.
10-12 Традиционная игрушка по выкройке. Лягушонок. Игра «Лягушата и цапля».
Выполняют выкройку по шаблону, сшивают, разучивают правила игры.
13-15 Игрушка из меха. Дракончик. Игра «Научи дракончика читать. Подскажи словечко»
Выполняют выкройку по шаблону, сшивают, разучивают правила игры.
16-20 Игрушка из плюша. Медвежонок. Инсценировка сказки «Маша и медведь»
Выполняют выкройку по шаблону, сшивают, инсценируют сказку.
21-24 Игрушка из короткошерстного меха. Синичка. Разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой». Конкурс чтецов. Выполняют выкройку по шаблону, сшивают, участвуют в конкурсе чтецов.
25-28. Игрушка из длинношерстного меха. Кролик. Инсценировка сказки «Колобок».
Выполняют выкройку по шаблону, сшивают, инсценируют сказку.
29-32. Изготовление декораций для спектакля, разучивание ролей.
Изготавливают декорации, распределяют роли, договариваются.
33. Итоговое занятие. Спектакль для родителей (кукольный театр с игрушками, изготовленными своими руками). Участвуют в спектакле, оценивают свою роль.
Поурочно-тематическое планирование для 2 класса (34ч.)
№ Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся УУД
1-2. Вводное занятие. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Пополнение «Богатой коробки».
Высказывают свои мнения, как наполнить «богатую коробку».
3-6. Оригинальная игрушка. Изготовление игрушки по выбору. (Попугай, гномик, совенок.)
Выбирают игрушку для изготовления.
7-10. Оформление подарочной коробки для своей игрушки. Составление поздравительного текста. Игра «Мы идем в гости».
Оформляют подарочную коробку и поздравление, распределяют роли в игре.
11-14. Игрушка из разноцветных материалов. Петушок. Инсценировка сказки «Заяц и лиса».
Заготавливают разные материалы, договариваются о распределении ролей.
15-20. Мягко – набивная игрушка. Олененок. Игра «Где спрятался олененок?»
Выполняют выкройку по шаблону, сшивают, разучивают правила игры.
21-25. Игрушка сложной формы из длинношерстного меха. Поросенок. Игра – сказка «Три поросенка».
Выполняют выкройку по шаблону, сшивают, инсценируют сказку.
26-30. Изготовление украшения. (Брошка - подарок). Вишенки.
Изготавливают изделие в подарок, украшают по своему замыслу.
31-33. Изготовление декораций для театра кукол. Коллективно изготавливают декорации, договариваются об участии в спектакле.
34. Кукольный спектакль с куклами, изготовленными своими руками.
Участвуют в спектакле, оценивают свою роль.
Поурочно-тематическое планирование для 3класса (34ч.)
№ Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся УУД
1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Обсуждают технику безопасности при работе с инструментами.
2. История народной игрушки. Матрешка.
Находят сведения об истории народной игрушки.
3. Традиции в изготовлении народной игрушки.
Обсуждают народные традиции.
4. Изготовление игрушки из тканых материалов.
Подбирают материалы. Планируют работу.
5. Выполнение выкройки по шаблону.
Выполняют выкройку по шаблону, сшивают
6. Шитье и оформление игрушки.
Сшивают детали, оформляют по желанию.
7. Роспись. Сувенир «Лошадка». Находят сведения о сувенирах, выполняют наброски предполагаемой росписи.
8. Городецкая игрушка.
Готовят коллективное выступление на основе презентации. Договариваются о распределении обязанностей.
9. Изготовление подставки под горячее блюдо.
Выполняют по чертежу изделие, оформляют по желанию.
10. Роспись разделочных досок по выбору
(по шаблону). Умение работать по шаблону, использовать различные виды росписи.
11.
12. Оформление работы.
История создания сувенира. Оформляют по собственному замыслу.
13. Сувенир «Львенок».
Находят сведения об истории сувенира. Коллективное изготовление, распределение ролей.
14. Панно из ткани «Львенок». Коллективно работают над панно, договариваются, распределяют роли.
15. Выкройка фигур, набивание ватой.
Выполняют выкройку по шаблону, сшивают
16. Оформление подарка. Изготавливают изделие в подарок, украшают по своему замыслу.
17. Выполнение плоских комбинированных игрушек. Коллективно работают над изготовлением игрушки, договариваются, распределяют роли.
18. Игрушка «Зайчик». Выкройка по шаблону. Выполняют выкройку по шаблону, сшивают.
19. Сшивание частей игрушки.
Сшивают части игрушки.
20. Наполнение ватой, оформление.
Наполняют объемные части, оформляют.
21. Игрушка «Собака». Выкройка по шаблону. Выполняют выкройку по шаблону.
22-23. Сшивание частей игрушки, наполнение ватой. Оформление.
Сшивают части игрушки. Наполняют объемные части, оформляют
24. Подготовка сценки с игрушками. Договариваются о распределении ролей для участия в спектакле.
25. Выступление с кукольным спектаклем. Участвуют в спектакле, оценивают свою роль.
26. Куклы сувениры в народных костюмах.
Находят сведения об истории народных костюмов.
27. Выбор материалов и инструментов.
Выбирают материалы и инструменты.
28. Раскрой деталей по шаблону.
Выполняют выкройку по шаблону.
29-30. Сшивание деталей, наполнение ватой объемных частей игрушки.
Сшивают части игрушки. Наполняют объемные части, оформляют
31. Раскрой деталей костюма.
Выполняют выкройку по шаблону.
32. Оформление костюма куклы. Оформляют костюм по собственному замыслу.
33-34 Подготовка итоговой презентации. Презентация выполненных работ.
Готовят презентацию, выступают.
Поурочно-тематическое планирование для 4класса (34ч.)
№ Тема занятия Характеристика деятельности обучающихся
1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Обсуждают технику безопасности при работе с инструментами.
2. Матрешка. Шитье народной игрушки по собственному замыслу. Подбирают материалы. Планируют работу.
3. Традиции в изготовлении народной игрушки. Находят сведения о традициях народных костюмов.
4. Изготовление игрушки из тканых материалов. Подбирают материалы. Планируют работу.
5. Разработка собственной модели игрушки. Делают чертеж предполагаемой игрушки.
6. Шитье и оформление игрушки. Сшивают части игрушки. Наполняют объемные части, оформляют
7. Роспись. Сувенир «Козочка».
Находят сведения о сувенирах, выполняют наброски предполагаемой росписи.
8. Городецкая игрушка. Создание эскиза будущей игрушки. Выполняют наброски будущей игрушки.
9. Изготовление игрушки. Изготавливают игрушку по шаблону.
10. Роспись разделочных досок по выбору (по собственному замыслу). Предполагают ход работы, подбирают краски.
11. Оформление работы. Оформляют по желанию.
12. История создания сувенира. Презентация «Русский сувенир». Готовят презентацию, выступают.
13-14. Сувенир «Русский самовар». Панно из ткани «Русский самовар». Находят сведения об истории сувенира. Коллективное изготовление, распределение ролей.
15-16 Выкройка фигур, набивание ватой. Оформление подарка. Сшивают части игрушки. Наполняют объемные части, оформляют
17. Выполнение плоских комбинированных игрушек. Коллективно работают над изготовлением игрушки
18-20 Игрушка «Медвежонок».
Создание собственной выкройки.
Сшивание частей игрушки. Наполнение ватой, оформление. Выполняют выкройку по шаблону, сшивают.
21 Игрушка «Слоник». Выкройка по шаблону. Выполняют выкройку по шаблону, сшивают.
22 Куклы сувениры в костюмах разных народов. Подбирают материалы. Планируют работу.
23 Выбор костюма для куклы (по желанию). Планируют работу, подбирают материалы.
24-25 Шитье костюма по собственным выкройкам.
Оформление костюма куклы.
Сшивают части игрушки, оформляют
26 Объемные игрушки из меха. «Обезьянка» Выполняют выкройку по шаблону
27-28 Раскрой деталей, шитье.
Оформление игрушки. Выполняют выкройку по шаблону, сшивают, оформляют.
29. Подготовка презентации своих поделок. Готовят презентацию.
30-32 Подготовка кукольного спектакля для малышей с собственными игрушками. Кукольный спектакль. Распределяют роли, готовят декорации.
33. Итоговое занятие. Смотр поделок. Готовят поделки для смотра.
34 Ярмарка своих изделий. Организуют ярмарку своих изделий.
Объекты и средства материально – технического обеспечения курса «Мягкая игрушка» по социальному направлению внеурочной деятельности

п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Коли-
чество
1 Учебно-методические комплекты (УМК) (программы, учебники, рабочие тетради, дидактический материал и пр.) К
2 Методические пособия и книги для учителя Д
3 Предметные журналы Д
4 Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения Д
5 Альбомы демонстрационного и раздаточного материала П / Д
6 Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (пол возможности)
Д
7 Видеофильмы (труд людей, технологические процессы, народные промыслы) Д
8 Презентации, флипчарты по основным темам курса Д
9 СD / DVD - проигрыватель Д
10 Компьютер с программным обеспечением П
11 Мультимедийный проектор
12 Интерактивная доска
13 Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения К
14 Набор тканых материалов. К
15 Ученические столы 1 – 2 местные с комплектом стульев К
16 Стол учительский с тумбой Д
17 Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Д
18 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Д
Используемая литература:
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”.
A.М. Гукасова “Рукоделье в начальных классах”.
М.А.Гусакова “Аппликация”.
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”.
Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”.
Т.И. Еременко “Рукоделие”.
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”.
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”.
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”.
Н.М.Конышева “Умелые руки”.
С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
Т/Б при работе с ножницами, иголками, булавками:
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.
2. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
3. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
5. Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
6. При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
7. Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
8. Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
9. Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.
10. Сломанную иглу следует отдать руководителю.

При работе электроутюгом:
1. При включении и выключении электроутюга в розетку браться за вилку, а не за шнур.
2. Утюг ставится на жаростойкую подставку с ограничителем, иначе он может упасть на пол, на ноги. При падении может возникнуть короткое замыкание.
3. не отвлекаться во время работы утюгом. Не оставлять его включенным в сеть без присмотра.
4. Диск терморегулятора должен быть правильно установлен по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора. То не допускать его перегрева.
5. Следить за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался – это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
6. Следить за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключить его из сети и сообщить преподавателю.
7. По окончании работы утюг выключить из электросети, дать ему полностью охладить, затем аккуратно намотать шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.
Реферативное описание тем
.
(для 3 класса учитель сам дает теоретический материал, обучающиеся 4 класса готовят рефераты в устной или письменной форме – по желанию)
Ткани вырабатываются из волокон растительного, животного происхождения, из химических волокон. От свойств волокон зависит свойства тканей. Важнейшими, наиболее распространенными и дешевыми, являются тонкие ткани из волокон хлопка и льна. Из хлопчатобумажной и льняной пряжи вырабатываются бытовые ткани для белья и одежды, разнообразный трикотаж, швейные нитки.
Хлопок – одно из древнейших прядильных растений. Родина хлопководства – Индия. Сведения о возделывании хлопка относится к 3 тысячелетию до н. э. В Европе использование хлопчатника и кустарное изготовление пряжи известно с 14 в. В России первая ситценабивная фабрика появилась в 1755 г.
К районам выращивания хлопка в нашей стране относятся республики Средней Азии (наибольшие площади выращивания хлопка – в Узбекистане), Азербайджан, южные районы Казахстана.
Лен –долгунец выращивают на территории России с глубокой древности. Семена льна, которые удалось прорастить, прялки, отпечатки тканей на керамике, найдены при раскопках в Вологодской области, относится ко 2 тысячелетию до н. э. В 10-13 вв. лен повсеместно распространился в районах Нечерноземья на Руси, а в 13-14 вв. Новгород и Псков стали основными центрами производства льна и торговли им.
Шерсть – волокно волосяного покрова овец, коз, верблюдов и других животных. Из шерсти в основном вырабатывают пряжу для костюмных, платьевых и пальтовых тканей, они обладают высокой эластичностью, гигроскопичностью, теплозащитными свойствами.
Шелковые нити, получаемые при размотке коконов тутового шелкопряда, употребляют для изготовления платьевых тканей, белья. Длина тончайших шелковых нитей при размотке кокона достигает 1200 м. Разведение тутового шелкопряда для получения шелковичных коконов начали заниматься в Китае около 5 тыс. лет назад. На территории нашей страны шелководство возникло в районах Средней Азии и Закавказья в 5-7 вв.
История народной игрушки. Матрешка. Игрушка – это часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку, изобретательность. У каждого народа в различных областях сохранились свои традиции в изготовлении игрушек, свои образы и художественные средства выразительности.
Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних городов –Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются 10-15 вв.
Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там другая – поменьше, в той – еще меньше и так до самой маленькой. Мастерство изготовления многоместных вкладных игрушек у отдельных мастеров доходило до виртуозности. В начале 20 века было изготовлено 100-местное яйцо. А матрешки изготавливали содержащими до 60 вкладышей. Первая матрешка состояла из восьми кукол. Выточил их вручную мастер игрушечник В. Звездочкин, а расписал художник С. Малютин. Наряжены первые куклы в русский сарафан и платочек. Всем пришлась по душе русская матрешка.
Кто матрешку сделал, я не знаю. Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая, покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер, в нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти, истинную русскую красу. ( Из песни «Русская матрешка»)
Одним из старейших районов по изготовлению расписных деревянных изделий были села Горьковской области. Здесь в 19 веке помимо традиционных прялок, дуг, коробов делали расписную деревянную игрушку – коней, каталки, куклы. Материалом для изготовления служили сосна, осина, а инструментом – нож и топор.
Среди различных видов деревянной расписной игрушки особенно выразительны Городецкие кони – праздничные выезды, упряжки, тройки. Их могучие тела стоят, крепко упираясь в землю короткими ногами. Гибкие шеи согнуты почти до земли. Маленькие головки с торчащими ушами, продолговатые глаза, раздутые ноздри напоминают сказочные существа.
Городецкая игрушка отличается высокой художественностью. С помощью элементарных средств декоративного решения – силуэта, цвета, узоров, достигается эстетическая значимость изделия.
Мастера вырезали форму без излишней детализации, фигуры коней, составлявших упряжки, устанавливали на дощечках – подставках с тем расчетом, чтобы одна не заслоняла другую. Игрушки окрашивали в красный, малиновый, лиловый, черный цвета. Коней разрисовывали цветными дугами и полосками, среди которых сажали ряды черных и белых пятен. Игрушки получались веселыми, радостными.
Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-либо событиях или о каком-то человеке. Сувенир можно встретить в кабине шофера, кабинете ученого.
Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно-утилитарное значение. Декоративные изделия, служащие украшением, - это различные панно, глиняные, деревянные расписные и резные игрушки, к ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани. Сувениры декоративно-утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту.
Французское слово «сувенир», означающее «подарок на память», пришло в русский язык в Петровские времена. Раньше сувениром считался любой подарок, который прежде всего напоминал о человеке, сделавшем его.
История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек, приписывая силам природы сверхъестественный характер, старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах.
Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман или амулет в разряд украшений. Эти изображения, сохраняющие местные художественные традиции, стали дарить как сувениры.
Считается, что в производстве сувениров преимущественное право принадлежит, прежде всего, изделиям народных художественных промыслов. Такие изделия, как знаменитые на весь мир красочные матрешки, дымковские игрушки, лаковая миниатюра Палеха, Мстеры, расписные шали, кружево, золотая Хохлома, стали своего рода эталонами сувениров. Они являются выразителями художественной культуры народа, ее неповторимого своеобразия, а, кроме того, в них воплощается единство ремесла и искусства.
Изготовление игрушек в виде животных («Медведя», птиц) широко распространена была в России. Такие игрушки делали из березы и липы, осины и сосны. Богородские мастера очень любили делать фигурки животных и птиц, оставляя их некрашеными. Работали здесь часто целыми семьями, каждый мастер резал свою игрушку. Одни – кузнецов: двинешь палочку – мужик ударит о наковальню, двинешь другую – медведь молотом стукнет. Другие делали курочек, поочередно клюющих зерно, третьи – собачек, вилявших хвостом, или бодающихся барашков.
Больше всего любили мастерить в старину медведя-дрыгуна: приоткрыв рот, он с любопытством смотрит на вас, но лишь дернешь его за веревочку, рассердится, замашет лапами.
В ново каменном веке земледельцы, жившие на территории современной Украины (так называемая трипольская культура), делали женские глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зернами пшеницы и бросали в огонь. После исполнения обряда , который должен принести плодородие их нивам, фигурки отдавали детям для игры.
Куклы Древнего Египта в 2000 г. до н. э. Вырезали из тонких дощечек и расписывали геометрическими узорами. Голову покрывали связкой глиняных или деревянных бус. В 5-4 вв. до н. э. Славились глиняными и деревянными куклами Греция и Рим. По свидетельству древних писателей, уже тогда были игрушки с заводным механизмом. При раскопках славянских поселений 6-7 вв. до н. э. археологии также находили фигурки из глины.
В России их делали почти повсеместно: полностью вылепливали руками либо оттискивали специальной формочкой лицо или даже всю фигуру, несколько дней сушили и обжигали.
КУКЛА – детская игрушка в виде, фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.
«Кошка». Все домашние кошки являются потомками диких. Кошки впервые были приручены более 4000 лет назад в Древнем Египте. Люди кормят домашних кошек, но они, как и их дикие предки, прекрасные охотники, обладающие острыми зубами и когтями, очень зоркими глазами, которые хорошо видят все даже в темноте. Кошка – очень милое, ласковое, дружелюбное животное.
«Собака». Собаки появились 12000 лет назад, когда пещерные люди приручили азиатского волка. С тех пор они не расстаются с людьми. На протяжении веков были выведены различные породы собак, приспособленных для разных сфер человеческой деятельности и повседневной жизни.
«Обезьяна». Обезьяны – очень сообразительные млекопитающие. Они способны думать и держать предметы в руках. Обезьяны живут стаями высоко на деревьях в тропических лесах Южной и Северной Америки, Африки и Азии. Они питаются растениями, птичьими яйцами, мелкими животными и насекомыми.

Рекомендуем посмотреть:

Программа математического кружка 4 класс Программа кружка для учащихся 7-8 классов Программа дополнительного образования Программа внеурочной деятельности по Экологии для младших классов
Программа внеурочной деятельности по Экологии для младших классов | Праздник в 1 классе. Прощание с азбукой. Сценарий
Опубликовано: 563 дня назад (27 мая 2015)
Просмотров: 1419
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!