Конкурсы для педагогов и детей

Дидактические игры для детей на уроках музыки

Музыкальные игры на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств
Автор : Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская область
Описание. Предлагаю игровой материал на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств. Данный материал могут использовать воспитатели и музыкальные руководители детских дошкольных учреждений, преподаватели общеобразовательной и музыкальной школ, родители и сами дети от пяти до семи лет.
Цель : развитие чувства ритма через музыкальное творчество.
Задачи :
1) учить детей слушать и слышать ритм музыки, различая длинные и короткие звуки;
2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимание, воображение;
3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми авторских заданий.

Игра является неотъемлемой частью учебного процесса. Она помогает понять и закрепить знания о полученном материале, будит интерес, развивает воображение у детей и взрослых, превращая обучающихся и обучающих в соавторов единого творческого процесса. Предлагаю игры, которые часто использую в учебном процессе на первой ступени обучения (подготовительный и 1 классы детской школы искусств), использую на концертах для родителей, чтобы они видели рост своего ребёнка и могли помочь ему при затруднении в выполнении домашнего задания.

I. Игра «Повтори ритмический рисунок»
1 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие).
Описание. Преподаватель стучит в ладоши или карандашом по столу ритмический рисунок мелодии, ребёнок повторяет. Затем ребёнок придумывает ритм, преподаватель повторяет, ученик проверяет правильность выполнения задания.
Пример.
Преподаватель проговаривает стихотворение:
Та, та, два кота...
Ребёнок отбивает ритм стиха ладошками (или пальцем по клавише, карандашом по столу, рукой по крышке инструмента, рукой в бубен, палочкой по клавише металлофона):

Вопросы к заданию
1. Сколько звуков ты слышишь?
2. Где короткие звуки: в середине, в начале или в конце?
3. Где длинные звуки: в середине, в начале или в конце?
4. Сколько длинных и коротких звуков ты услышал?
5. Выбери правильную схему из предложенных:


2 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие).
Описание. Преподаватель предлагает простучать ритм по таблице:

Вопросы к заданию
1. Простучи ритм в ладоши и проговори текст. Выделяй голосом длинные и короткие звуки : длинные тяни, короткие проговаривай быстро.
2. Нарисуй схему из нот к любому стиху (на выбор ребёнка или преподавателя).
Пример.
Дин, дон, дин, дон,
В зоопарке ходит слон.
Ребёнок а) проговаривает стих и отбивает ритм в ладоши;
б) определяет на слух количество длинных и коротких звуков;
в) определяет их расположение (в начале, в середине, в конце);
г) записывает схему стиха нотами — кружками.

3 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие), видах звуков (шумовые и музыкальные).
Описание. В данном задании ноты записаны чёрными и белыми кружками, как вариант для детей первого класса. Задание содержит загадку.
В этом задании можно повторить вопросы из второго варианта игры, а можно поэкспериментировать с шумовыми и музыкальными звуками : ребёнок стучит ритм придуманным способом (Например, длинные звуки отбивает ногой, короткие — в ладоши, преподаватель угадывает, шумовые это звуки или музыкальные, повторяет за ребёнком задание, ребёнок проверяет выполнение задания. Потом задание предлагает педагог.)


4 вариант игры
Музыкальная игра «Цветные клавиши»
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, получение простейшего представления о длине звуков.
Опсание. Для этой игры ребёнку потребуется цветная клавиатура,

опираясь на которую, он сможет самостоятельно сыграть,

а также придумать свои незабываемые мелодии с авторскими стихами, в составлении которых может помочь педагог, родители, старшие товарищи. Можно обработать созданный ребёнком материал в программе Adode Photoshop, создать личный инструментальный альбом в бумажном или электронном виде, а также подготовить презентацию этого альбома с картинками и звучащими мелодиями, записать произведения в исполнении юного автора на диск, который приятно преподнести в подарок маме, бабушке, друзьям.

II. Игра «Поехали !»
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, закрепление знаний о длительностях нот.
Описание. Игра «Поехали !» - для закрепления материала при изучении длительностей нот. Дети с удовольствием «ездят» на паровозиках. Можно изготовить вагоны из цветного картона, использовать в игре разные размеры (2/4, 3\4, 4/4/, 3/8, 6/8, 9/8), более мелкие длительности (шестнадцатые, тридцатьвторые), дать ребёнку попробовать самому заполнить вагончики длительностями в соответствии с предложенным размером.

III. Игра «Песенки на лесенках»
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи.
Описание. Игра «Песенки на лесенках» - ещё один вариант ритмического упражнения с изменением высоты звуков. Ребёнок здесь учится ориентироваться на клавиатуре, изменяя высоту звуков в соответствии с рисунком. Вариантов с диаграммой множество.
Пример :
а) можно предложить ребёнку рассмотреть диаграмму в красном цвете и определить направление мелодии (сначала вверх, потом вниз);
б) определить, сколько коротких звуков и длинных (два коротких, 3 длинных), куда они идут : вверх или вниз (3 звука вверх, потом два вниз);
в) сыграть мелодию на инструменте от звука до (варианты : от ре, от фа, от си);
г) прохлопать ритм мелодии и подобрать к нему слова (Я иду гулять);
д) придумать свою лесенку, нарисовать её в альбоме, сочинить слова.

Предложенные в разработке игры использую в донотном периоде обучения нотной грамоте, который занимает от месяца до трёх, в зависимости от возраста и способностей ребёнка, его заинтересованности и активности. Игры помогают увлечь малыша обучением, а педагогу дают простор для развития собственной фантазии и возможность использовать резервы своего творческого таланта, реализуя лозунг «Учи, играя !»

Рекомендуем посмотреть:

Зимние музыкальные игры для детей 5-9 лет Дидактические материалы для подготовительного класса ДШИ с презентацией Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет

Похожие статьи:

Музыкальные игры для старшеклассников

Участник №126 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
Загадки с ответами о музыкальных инструментах для детей 5-8 лет | Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств
Опубликовано: 125 дней назад (7 августа 2016)
Просмотров: 964
+6
Голосов: 6
Тамара Борисовна Вершинина # 8 августа 2016 в 21:40 +1
Здравствуйте, Вера Олеговна! Очень хорошая работа! Наглядно, красочно,активно, понятно, логично! Детям нравится играть в такие игры, длительности запоминаются легко.С вашего разрешения беру материал себе в закладки. Примите мой голос.
Мира Симеунович # 9 августа 2016 в 09:43 +2
Вера Олеговна, здравствуйте! Вы представили очень интересные игры для развития чувства ритма. Они яркие, красочные, способствуют развитию интереса, воспитывают внимание, которое приводит к распознанию длинных и коротких звуков. Большой плюс в том, что детям даётся возможность придумывать свои авторские задания. Таким способом они становятся активными участниками учебного процесса. У меня нет музыкального образования, но в обучении языку, т.е. в обучении ударению тоже пользуюсь ритмическими играми. Дети усваивают «образец», по которому могут самостоятельно определить ударение в слове и произнести его правильно. С удовольствием голосую за Вашу работу! Успехов!
Антонина Александровна Метлицкая # 10 августа 2016 в 22:33 +1
Вера Олеговна!
Очень подробная разработка. Занятие с целью развития чувства ритма у детей 5-7 лет музыкальных школ действительно смогут решить задачи:
1) учить детей слушать и слышать ритм музыки, различая длинные и короткие звуки;
2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимание, воображение;
3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми авторских заданий.
Нина Ивановна Марценковская # 22 сентября 2016 в 01:24 +1
Здравствуйте, Вера Олеговна! Великолепный практический материал по музыкальной грамоте донотного периода представлен Вами на конкурс! С удовольствием проголосовала за Вашу разработку. Ценность этого материала в том, что им могут воспользоваться и музыкальные руководители в работе со старшими дошколятами. Детям этого возраста доступны все задачи, поставленные Вами в дидактических играх на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха, умение детей по схемам исполнять несложные мелодии.
С Вашего разрешения я с удовольствием беру Ваш материал себе в копилку.
Вера Олеговна! Желаю Вам удачи в конкурсе и дальнейших творческих успехов!
Наталья Викторовна Полторацкая # 29 ноября 2016 в 12:26 0
Здравствуйте! Музыкальная грамота в музыкальной школе – это извечная и всеобщая головная боль.Детям это скучно, нудно, сухо, неинтересно. Ситуация усугубляется тем, что материал изучения нельзя назвать простым. Достаточно пропустить пару уроков (а все дети время от времени пропускают) – и ты уже безнадёжно отстал. Вы преподнести материал простым языком, снабдив описания картинками и примерами.Размещенные материалы способствуют быстрому запоминанию и усвоению материала. И заинтересовывают ребенка, постепенно втягивая его в мир музыки! Удачи и успехов Вам!