Конкурсы для педагогов и детей

Орфографические рифмовки для учащихся начальных классов

Стихотворные упражнения для развития у детей навыков грамотного письма
Автор: Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 город Самара
Тематика. Орфография в рифмовках
Возраст детей: Для учащихся начальной школы
ЦельРазвитие навыков чтения и правописания у младших школьников
ОписаниеСпецифические дидактические упражнения в стихотворной форме. применяются в качестве занимательных заданий для учащихся начальной школы.

Большая буква в именах собственных
Имена, фамилии, клички , города-
все с заглавной буквы
пишутся всегда.
Начинает буква
важные слова:
Иванова Анна,
Шуя и Москва.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чн, чк
Жи и Ши-такие слоги,
что всегда к ребятам строги.
Жи и Ши - Жи и Ши-
только с И всегда пиши!

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Машины, шины, камыши-
Запомни слоги Жи и Ши!

ЧА и ЩА, ЩУ и ЧУ-
слоги эти заучу!
Щука, роща, каланча,
Чудо, часики, свеча.
ЧА и ЩА, Щу и ЧУ-
Я пятерку получу.

Не хочу идти к врачу.
Не хочу - пищу, кричу,
Щу да Чу, Чу да Щу-
с буквой У и ЧУ и ЩУ.

Я грамотно писать хочу,
Слова на ЧУ и ЩУ учу:
Чулки и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу-
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

Точный, срочный,
Личный, вечный,
Скучный, шуточный, сердечный,
И мучной, и речной,
И обычный, и ночной-
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак!

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:
Елочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка,
Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Свечка, печка, строчка,
Булочка и и точка.
Ты теперь, наверняка,
Назовешь слова с ЧК.

Мягкий знак- показатель мягкости после согласных
Мягкий знак, мягкий знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится-
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

Разделительный Ъ
Было СЕЛИ,
Стало СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
-Кто виновен?
_Твердый знак!
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНИЕ
И ПОДЪЕЗД И ОБЪЯВЛЕНИЕ.

Перенос слова
Я сейчас вам расскажу, как слова переношу:
ЗИма- ЗИ- МА, ПОЖАР - ПО-ЖАР, КОЗА- КО-ЗА, КОМАР - КО-МАР.
Здесь порядок очень строгий:
Делим все слова на соги,
ПЕРЕНОСИМ ПО СЛОГАМ.
А теперь попробуй сам,
Раздели слова: ЛИСА,
ПЕТУШОК, ТРАВА, КОСА.
По слогам слова скажи и в тетрадке запиши!

Правописание слов с удвоенными согласными
С двойной согласной непременно
пишут:класс, шоссе, антенна,
килограмм, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.


Безударные гласные проверяемые ударением в корне слова
Безударный гласный
СТОП!
Писать опасно!
Чтоб развеять все сомнения,
Ставьте звук под ударение.
Гора- Горы, дела_ дело,
А теперь пишите смело.
Парные звонкие и глухие согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным , мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Труд-труды, кот- коты-
Будешь грамотным и ты!

Рекомендуем посмотреть:

Орфографический диктант в 4 классе Интегрированная проверочная работа для 3 класса Дидактические материалы по русскому языку для начальной школы. Буква непроизносимого согласного в ко Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир

Похожие статьи:

Проверочные работы математике по теме «Нумерация чисел больше тысячи» в 4 классе

Новогодний спектакль в начальной школе | День именинника 1 класс. Сценарий
Опубликовано: 742 дня назад (29 ноября 2014)
Просмотров: 4772
+30
Голосов: 30
Татьяна Александровна Плюснина # 29 ноября 2014 в 08:42 +3
Вера Валерьевна! Это здорово! Действительно запоминается лучше. В моем арсенале было несколько рифмовок по правилам, и с Вашего позволения, с этого дня их станет больше! Спасибо! Мой первый голос!
Валентина Фёдоровна Сердобинцева # 29 ноября 2014 в 12:44 +3
Здравствуйте, Вера Валерьевна!Какая Вы молодец! Обязательно порекомендую своим коллегам Ваш дидактический материал. Дети с удовольствием будут учить такие правила.Голос!
Вера Алексеевна Гашкова # 29 ноября 2014 в 12:47 +4
Добрый день! Хорошая подборка стихов для дополнительного упражнения для запоминания .Детям очень нравится. Спасибо!
Елена Анатольевна Ржиханова # 29 ноября 2014 в 13:11 +2
Грамотный подбор речевого материала, который решает не только обучающие задачи, но и способствует обогащение и расширению словарного запаса.
Елена Викторовна Багрова # 29 ноября 2014 в 15:03 +2
Вера Валерьевна, спасибо за приглашение! Формирование навыков грамотного письма - очень важно для любого возраста!Поэтому Ваша работа не останется без внимания! Спасибо за творчество! Примите голос!
Лидия Владимировна Зверева # 29 ноября 2014 в 15:38 +2
это важно. спасибо
очень интересно спасибо вам большое за труд за материялы
Светлана Анатольевна Матвеева # 29 ноября 2014 в 17:05 +3
Здравствуйте, Вера Валерьевна! Стихи-рифмовки помогают формировать навыки грамотного письма в любом возрасте. Ваш материал беру на заметочку и пополняю свою копилку. Спасибо за подборку занимательных дидактических упражнений. Голос!
Игорь Владимирович Грушевский # 29 ноября 2014 в 17:42 +3
Вера Валерьевна, здорово и интересно!!! А ещё всё в стихах! smile Голос!
Наталья Суслова # 29 ноября 2014 в 19:04 +3
Вера Валерьевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! Стихи-рифмовки помогают детям постигать правила правописания. Спасибо за подборку занимательных дидактических упражнений. Беру в закладки с Вашего позволения. Желаю творческих успехов! ГОЛОС!
Галина Николаевна Долидзе # 30 ноября 2014 в 07:53 +5
Доброе утро, Вера Валерьевна!Очень веселые рифмовки у Вас получились.Многократное чтение таких "рифмовок-запоминалок" позволяет гораздо легче усвоить любое орфографическое правило. Рифмовки повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают справиться с утомляемостью, так свойственной многим ученикам начальной школы. Я тоже пользуюсь на уроках различными рифмовками, а теперь возьму в копилку еще и Ваши. Спасибо.
Галина Анатольевна Скабара # 30 ноября 2014 в 11:53 +5
Вера Валерьевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! Формирование орфографической зоркости учащихся - одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе. В настоящее время эта тема очень актуальна.В век информационных технологий хотелось бы видеть своих учеников более грамотными, поэтому надо использовать самые разнообразные методы и приемы для запоминания правил и повышения грамотности. Систематическое применение "рифмовок-запоминалок" способствуют успешному овладению детьми орфографическими навыками. Желаю творческих успехов!
Ирина Юрьевна Ручина # 30 ноября 2014 в 13:45 +5
Вера Валерьевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Материал у Вас получился очень интересный, мне понравился. Стихи-рифмовки очень помогают детям постигать правила правописания. Спасибо за хорошую подборку занимательных дидактических упражнений. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Регина Сириновна Сабирзянова # 30 ноября 2014 в 20:09 +5
Вера Валерьевна! Спасибо за приглашение! Интересные стихи-рифмовки помогут ребятам усвоить правила! Голос!
Ирина Александровна Подольская # 1 декабря 2014 в 20:39 +5
Вера Валерьевна, добрый вечер. Спасибо за приглашение. Все мы знаем, что игры, рифы всегда нас выручают, потому что дети легко все запоминают, им не надоедает повторять коротенькие, но очень важные для правописания правила. Вы создали хороший банк рифмованных правил для учащихся начальной школы. Материал будет интересен не только учителям начальной школы, но и коллегам среднего звена, потому что орфографические правила ученики изучают до 8-го класса. Вы сделали начало, осталось только продолжить:
Луг, бук, пуд, дуб -
Поломаешь точно зуб.
Тоже слово измени
И согласный проясни:
Зуб - зубы, луг - луга,
Ой, кажись растут рога.
Вы можете еще добавить в свою копилку много интересных рифмовок, взяв их из замечательной маленькой книжки, составитель, которой является Л.А. Орлова: "Русский язык для 5-8 классов (основные правила).
Вера Валерьевна,работа вами проделана нужная и интересная. Позвольте дать некоторые рекомендации к оформлению работы:
- три названия одной работы - зачем?, не совсем понятна тема: "Тематика. Орфография в рифмовках". Возможно Вы хотели написать "Ключевые темы орфографических правил русского языка в рифмованных правилах";
- неточно сформулирована цель работы: "Развитие навыков чтения и правописания у младших школьников". Раз в работе не указано как вы отрабатываете и что читают ученики, лучше сформулировать примерно так: "Развитие орфографической зоркости, используя...";
- есть цель работы, но отсутствуют задачи проводимой вами работы;
- союз И лучше не выделять жирным шрифтом, ведь у детей не только мы развивает слуховую память, но и зрительную;
- написание некоторых слов с заглавной буквы противоречит требованиям оформления работ, эти слова можно было выделить курсивом или как-то еще;
- в правилах с удвоенными согласными Вы выделяете полностью слова, изучаемая орфограмма при этом "теряется", поэтому логичней было выделить/подчеркнуть только удвоенные согласные;
- в некоторых стихах надо исправить нижний пробел на тире, во вступлении пересмотреть и добавить недостающие знаки препинания;
- многие рифмовки авторские, поэтому лучше указывать автора, чтобы не было замечаний;
- последние шесть строф являются хорошим итогом, но желательнее как-то по другому подвести итог, например, указать список литературы.
Все это технические вопросы, которые можно легко решить. Я уверена, вы человек творческий и у Вас все получится. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Маргарита Вячеславовна Абраконова # 2 декабря 2014 в 11:12 +3
Вера Валерьевна! Благодарю за приглашение на урок грамотности! laugh Очень полезные рифмовки, я тоже у себя некоторыми пользуюсь. Это важная составляющая основ заложения правильности грамотной речи. И устной, и письменной. Спасибо! Примите мой голос в свою копилку.
Елена Альбертовна Плотникова # 8 декабря 2014 в 00:51 +3
Вера Валерьевна, Вы умница! Мне понравились Ваши рифмовки. Я думаю, что их эффект будет усилен, если слова с орфограммами будут написаны на Карточках-опорах и периодически будут зачитываться детьми (орфографически, орфоэпически, ритмически(по слогам с "дирижированием"), с проговариванием РИФМОВКИ и без). Спасибо за материал.
Мария Владимировна Морозова # 12 марта 2015 в 06:02 +2
Очень актуально!
Елена Владимировна Мещерякова # 12 марта 2015 в 10:36 +2
Взяла в закладки. Дети с удовольствием запомнят стих! Быстрее, чем правило.
Елена Ивановна Новикова # 9 апреля 2015 в 22:30 +1
Здравствуйте,Вера Валерьевна! Очень нужный материал. Спасибо, обязательно возьму его на заметку!!!!!
Любовь Зайцева # 15 июля 2015 в 08:38 +1
Вера Валерьевна!Спасибо за подборку рифмовок. Внучка идет в первый класс, и мне точно, пригодится стихотворная орфография.Кстати, проводя в старшей группе д/сада занятия по обучению грамоте я пользуюсь такой своей находкой: "Гласные звуки звонким голосом поют, свободно звучат, а согласные согласились быть рядом...
Елена Георгиевна Самунь # 28 июля 2015 в 16:11 +1
Полезный и интересный материал!Обязательно возьму себе на вооружение!)Спасибо за труд,Вера Валерьевна! smile
Елена Георгиевна Самунь # 28 июля 2015 в 16:11 +1
Полезный и интересный материал!Обязательно возьму себе на вооружение!)Спасибо за труд,Вера Валерьевна! smile
Наталья Геннадьевна Завалишина # 7 августа 2015 в 18:56 +1
Вера Валерьевна.Спасибо за предложенный материал. Беру в копилку.Голос.