Конкурсы

Дидактические игры для детей раннего возраста в детском саду. Конспекты

Дидактические игры для детей 1-й младшей группы ДОУ

Домик из песка и камней для черепашки Агашки (для детей 2,5-3 лет)

Цель: закрепить знания детей о свойствах песка и камня: песок - сыпучий, сырой, сухой; лепится, когда влажный; меняет цвет от воды; камень - твердый, тяжелый, бывает разного цвета и разной формы, из него можно строить различные сооружения.

Предварительная работа.

Рассматривание камней и песка на улице и в аквариуме.

Материал: игрушка черепаха-машинка с кузовом, наполненным песком и камешками; тазик для песка (сухого и влажного); тазик с водой; камешки маленькие и большие; детские ведерки; фартучки и салфетки для детей.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям послушать сказку про черепашку Агашку.

Воспитатель. Жила-была черепашка Агашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но когда стала старенькой бабушкой Агашушкой, ей уже было не по силам такое занятие. Она хочет попросить вас помочь ей построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и от холода.

Воспитатель (обращается к детям). Поможем Агашке! Мы с вами умеем строить. Построим черепашке домики из песка и камней.

Въезжает черепашкипа машина с песком и камешками.

Воспитатель. А вот и сама черепашка Агашка.

Дети рассматривают черепаху.

Воспитатель. А что ты нам привезла?

Черепаха. Песок, камни для домика. Устала, старая я стала. Помогите дом построить от ветра и дождя.

Воспитатель. Конечно, дети тебе помогут. Где же наш песок?

Высыпают из машины песок в тазик.

Воспитатель. Посмотрите, как сыплется песок. Почему песок сыплется?

Дети. Он сухой.

Воспитатель. А какой цвет сухого песка? Желтого. Я попробую его насыпать в воронку. А вы, ребята, возьмите песок в руки. Сыплется?

Дети. Да.

Воспитатель. Попробую-ка я набрать песок в сито. Что получилось?

Дети. Песок снова просыпался.

Воспитатель. Правильно, он сыпучий, потому что сухой. Можно ли из него построить домик для черепахи?

Дети. Нет. Ничего не получается.

Воспитатель. Давайте все попробуем собрать его горкой.

Вместе с детьми собирает песок горкой. Он рассыпается.

Воспитатель. Не получается. А что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить?

Дети. Полить песок водой.

Воспитатель. Наташа, Саша, помогите мне полить песок. Какой стал песок?

Дети. Влажный, сырой.

Воспитатель. Давайте теперь попробуем построить горку.

Дети строят горку из сырого песка и уточняют, что песок не сыплется, цвет его стал темным.

Воспитатель. Давайте насыплем песок в воронку. Не сыплется? Почему? Потому что он стал сырой. А если через сито попробовать. Не сыплется. Почему?

Дети. Потому что он сырой.

Воспитатель. Черепашка, наши дети все знают и сейчас из сырого песка построят тебе домик.

Дети вместе с воспитателем строят из песка домик для черепашки. Черепашка благодарит их за прочное жилище.

Воспитатель. Домик крепкий, не рассыплется. А еще, ребята, нам черепашка Агашка камешки привезла. Их очень много. Мы ведерочко возьмем, по дорожке пойдем, и все камешки для домика соберем.

Дети берут ведерки, подходят к камням (камешки лежат на ковре).

Воспитатель.

Вот один, другой и третий,

Собирайте-ка их, дети.

Дети набирают камешки в ведра.

Воспитатель. А сейчас давайте сядем на ковер и покажем всем, какие у нас камешки.

Рассматривают камешки. Дети вытаскивают из ведра по камешку и рассказывают, какие камни по цвету, величине, размеру, на что похожи и т. д.

Воспитатель. Дети, возьмите в одну руку большой камешек, а в другую руку я дам вам губку. Определите, что легче. Камень тяжелее. Давайте проверим!

Воспитатель предлагает подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку.

Куда упал камень?

Дети. На дно.

Воспитатель. А где губка?

Дети. Плавает.

Воспитатель. Камень на дне, потому что он тяжелый. А губка легкая, поэтому она не тонет. Камни тяжелые, твердые и не бьются, возьмите в руки и постучите камень о камень.

Дети стучат.

Воспитатель.

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали.

Наши камешки стучат,

Вот так, вот так.

Не разбить их нам никак.

Постучите еще раз: тук-тук. А теперь положите камни на дорожку и попробуйте топнуть ножкой.

Вот так, вот так –

Не разбить их никак.

Значит, прочный будет дом для черепашки Агашки. Давайте построим для черепашки домик из камней.

Дети строят на ковре домик для черепахи.

Воспитатель. Саша, какого цвета у тебя камешек? Даша, а у тебя прочный камень? Маша, а у тебя - большой? (Выслушивает ответы.) Вместе мы справились с трудным делом. Построили прочный домик из камней для черепашки.

Черепашка. Спасибо вам, ребята. А за то, что вы мне такие прочные домики построили из песка и камней, я вам подарок сделаю.

Входят дети старшей группы в костюмах Львенка и Черепахи и несут гостинец - конфетки «Морские камешки».

Воспитатель. А мы для тебя, Черепашка, песенку приготовили!

Звучит музыка, Черепашка лежит на солнышке и слушает песенку Львенка из мультфильма, подпевая ему (слова С. Козлова, музыка Г. Гладкова).

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу,

Все лежу и лежу,

И на солнышко гляжу.

Крокодил-дил-дил плывет,

Носорог-рог-рог идет,

Только я все лежу

И на солнышко гляжу.

Рядом львеночек лежит

И ушами шевелит,

Только я все лежу

И на солнышко гляжу.

Малыши под музыку выполняют движения, соответствующие тексту песенки. Вместе с ними танцует и Черепашка.

Снежинка в гостях у ребят (для детей 2-3 лет)

Цель: закрепить знание свойств снега - холодный, его цвет - белый; из снега можно лепить куличи, пирожки, снежки; в теплой комнате снег тает, в руке тоже; из снега может получиться вода.

Закрепить знание свойств и качеств воды - холодная, теплая, безвкусная, грязная, чистая, вкусная; цвет ее - прозрачная, белая, красная, синяя и т. п.

Обсудить вопросы: какую воду можно пить, кому нужна вода, как экономно расходовать воду?

Предварительная работа.

Наблюдение за снегом на прогулке. Игры со снегом.

Купание куклы. Наблюдение за водой в аквариуме.

Материал:

- чашки с водой и снегом;

- бумажные снежинки;

- подносы;

- прозрачные сосуды (кувшины) с чистой водой;

- тюбики с белой, красной и зеленой краской;

- стаканы для проведения опытов;

- стаканчики с кипяченой водой для детей;

- большая снежинка из фольги.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей собраться в кружок. В руках у воспитателя коробочка со снежинками, вырезанными из бумаги, и большая снежинка из фольги.

Воспитатель. Дети, какое время года сейчас?

Дети. Зима.

Воспитатель. Когда вы сегодня утром шли в детский сад, что у вас было на земле под ногами?

Дети. Снег.

Воспитатель. А какой он, снег?

Дети. Белый, пушистый.

Воспитатель. Смотрите-ка, в гости к нам пришла Снежинка и принесла подарки (открывает волшебную коробочку, в ней снежинки из бумаги, подбрасывает вверх). Что делают снежинки?

Дети. Летят.

Воспитатель. Какие они?

Дети. Легкие, воздушные.

Дети читают стихи.

Белый снег пушистый

в воздухе кружится

И на землю тихо падает,

Ложится.

Дети танцуют вместе со снежинками.

Воспитатель. Какие снежинки?

Дети. Белые.

Воспитатель. Они настоящие?

Дети. Нет.

Воспитатель. А какие?

Дети. Бумажные, игрушечные.

Воспитатель. А сейчас возьмите по две снежинки в ладошки и прочитаем стихи про Маринку.

Дети и воспитатель читают стихи.

У подружки у Маринки

Две красивые снежинки,

Всем хотела показать,

Глядь, снежинок не видать.

Воспитатель. А ваши снежинки растаяли?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Они не настоящие, поэтому и не тают в руках.

Воспитатель. А сейчас проведем еще один опыт с водой и снегом. И Снежинка нам поможет (берет в руки большую снежинку из фольги).

Воспитатель ведет детей как будто за Снежинкой, они подходят к столу (на столе две чашки со снегом, подносы). Дети берут снег в руки. Держат руки над подносом.

Воспитатель. Берем снег в руки и еще раз читаем стихи про Маринку:

У подружки у Маринки

Две красивые снежинки,

Всем хотела показать,

Глядь, снежинок не видать.

Воспитатель. Дети, открываем ладошки! (Снега нет.) Куда исчез снег?

Дети. Растаял, превратился в воду.

Воспитатель. Почему?

Дети. Ладошки теплые.

Воспитатель сливает с подноса воду в стакан.

Воспитатель. Это что?

Дети. Вода.

Воспитатель. А из чего вода получилась?

Дети. Из снега.

Воспитатель. Можно ли пить эту воду?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что она грязная.

Воспитатель. А кто может пить эту воду?

Дети. Птицы, звери.

Воспитатель. А еще кто?

Дети. Деревья, цветы, грибы.

Снежинка. Молодцы, все знаете! Я вам за это еще фокус покажу.

Дети закрывают глаза. Воспитатель, держа в руке снежинку, подходит к следующему столу, где стоит кувшин с водой.

Воспитатель. Открываем глазки. Что в кувшине?

Дети. Вода.

Воспитатель. Какая вода?

Дети. Белая.

Воспитатель. Сейчас снежинка поможет нам разобраться с цветом воды.

Воспитатель берет один кувшин с прозрачной водой, другой — с белой.

Воспитатель. В каком кувшине вода белая? Почему? Что мы добавили в нее?

Дети. Краску, молоко.

Воспитатель. Молодцы. Снежинка вам говорит: «Спасибо». Она бы не догадалась. В этом кувшине вода чистая, прозрачная, бесцветная. Дети, какую воду можно пить?

Дети. Кипяченую, прозрачную.

Воспитатель и Снежинка. Молодцы!

Снежинка. А сейчас я вас угощу.

На столе стоят стаканчики с кипяченой водой, дети пьют

Воспитатель. Какая по вкусу вода?

Дети. Вкусная.

Воспитатель. А по цвету?

Дети. Прозрачная.

Воспитатель. А сейчас еще раз закройте глаза.

Добавляет в один кувшин зеленую краску, а в другой - красную.

Какая сейчас по цвету вода? Почему?

Дети. Зеленая, потому что добавили зеленой краски.

Воспитатель. А эта какая? Почему?

Дети. Красная (добавили красную краску).

Воспитатель. Молодцы! А кому нужна вода?

Дети. Человеку, птицам, зверюшкам, растениям.

Воспитатель. Молодцы!

Произносит от имени Снежинки.

Как хорошо у вас в гостях, но мне уже пора. Я к вам еще прилечу и много интересного расскажу. До свидания!

Дети прощаются со Снежинкой и под музыку танцуют, воспитатель читает стихи про снежинку:

Белая звездочка

С неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Куклы в гостях у детей»

Дидактическая игра для детей 2-3 лет «Накормим куклу обедом»

Дидактические игры по социальному развитию в младшей группе детского сада

Развивающие игры для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Игры с предметами для детей 1-3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!