Функции классного часа

Роль классного часа в воспитательной работе с учащимися

Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной работы в школе. Теперь он вошел в школьное расписание, что дает возможность классному руководителю еженедельно в течение часа общаться с детьми, решать организационные и воспитательные задачи.

Классным часам посвящено огромное количество литературы. Методические пособия, профессиональные периодические издания обобщают опыт лучших классных руководителей России, приводят примеры отличных сценариев классных воспитательных мероприятий.

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Он включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день.

Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т. п.

По мнению некоторых ученых, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую, направляющую и формирующую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа может быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.

Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, чтобы знания перешли в убеждения.

Формирующая функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.

Чаще всего классный час одновременно выполняет все четыре указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует навыки учащихся. Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.

Тематика классных часов разнообразна.

Классные часы могут посвящаться:

- морально-этическим проблемам;

- проблемам науки и познания;

- эстетическим проблемам;

- вопросам государства и права;

- вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;

- психологическим проблемам;

- проблемам экологии;

- общешкольным проблемам (значимым общественным событиям, праздничным датам).

При составлении  плана классных часов на учебный год, необходимо учитывать  ряд нормативных документов:

- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе на 2002-2005 годы».

- Федеральная целевая программа «Дети России» на период с 2006 по 2010 год.

- Конвенция о правах ребенка.

- Закон РФ «Об образовании».

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

При составлении сценариев классных часов автор исходил из того, что основная цель воспитания школьника - это социализация ребенка, то есть включение его в общество, врастание в человеческую культуру, формирование человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.

По мнению ученых, процесс социализации имеет такие стадии:

- адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);

- индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания, саморазвития);

- интеграция (желание «вписаться» в контекст современного общества, развивать навыки общения).

Во многих школах работа классного руководителя планируется на год по неделям: к примеру, первая неделя месяца - организационные классные собрания, на которых решаются текущие вопросы классной жизни, вторая неделя - подготовка общешкольных мероприятий, третья и четвертая недели месяца - классные часы различной тематики. На них и ориентировано содержание данной книги.

Таким образом, в течение года классный руководитель может провести в классе 17 классных часов (по 2 мероприятия в месяц, кроме января). Планируя тематику классных мероприятий в классе, можно рассмотреть такое соотношение:

- тематические классные часы информационно-познавательного плана - 8 сценариев (по 1 на каждый месяц);

- классные часы нравственной, психологической, интеллектуальной, информационной направленности - 8 сценариев (по 2 сценария каждого направления);

- диагностические классные часы - 2 сценария (в начале и в конце года).

Организация классного часа

Работа с детьми включает в себя распределение ролей, организацию команд (выбор названия, девиза и т. п.), советы по подготовке к конкурсам.

Самое трудное для организатора - обеспечить детей текстами ролей. Заставлять детей переписывать свои реплики из книжки - занятие долгое и неблагодарное. Ребенок, переписав свои реплики, не знает, в каком месте сценария он должен выходить, после кого он должен говорить эти реплики, кто будет говорить после него и т. п.

Немаловажную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к классному мероприятию. Комната, в которой будет проводиться классный час, должна быть чисто убрана, проветрена. Хорошо бы поставить на стол цветы. Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где также указываются вопросы, подлежащие обсуждению. На листе бумаг и в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.

Во время классного часа дети могут сидеть, как на уроке. Но иногда, чтобы организовать групповую работу, работу в командах, лучше поставить парты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

Музыкальное оформление классного часа

Музыка во внеклассной работе, конечно же, необходима. Удачно подобранная музыка создает необходимый эмоциональный фон для общения во время классного часа. Музыкальные фразы могут заполнить паузы во время конкурсов, заданий. Музыка не оставляет детей равнодушными, они обязательно поинтересуются, что это за произведение, кто автор, что, безусловно, расширит кругозор детей.

Где взять необходимую музыку, на чем ее воспроизводить, если школьный магнитофон уже год не работает? Все эти вопросы неминуемо встанут перед классным руководителем.

Что тут можно посоветовать?

Самый главный и простой совет - использовать компьютер и Интернет. Компьютер с небольшими колонками может воспроизводить любую музыку, записанную на лазерных дисках. Музыкальные произведения можно скачать из Интернета. Лучше искать музыку в формате midi. Музыкальные файлы этого типа невелики по объему и быстро, а главное - бесплатно скачиваются из Интернета. А вот музыку в формате mpЗ лучше не искать. Музыкальные файлы этого типа очень хороши по качеству, но велики по объему, требуют много времени для закачки и часто небесплатны.

Музыкальное оформление можно поручить одному из учеников класса или старшеклассникам, которые работают в школьном компьютерном кабинете. Многие школы сейчас подключены к Интернету, и скачать любую музыку не составляет труда.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое тематический классный час

Основные направления воспитательной работы в школе и колледже

Структура и компоненты классного часа

Классный час для учащихся 10-11классов и студентов колледжа. Классный час по теме: «Общение. Правила общения»

Методическая разработка нравственных классных часов для старшеклассников. Цели и задачи нравственного классного часа

Арбузова Светлана # 13 января 2014 в 16:47 +2
Арбузова Светлана Рудольфовна
Нет смысла говорить о важности роли классного часа в воспитательном процессе.Данная статья посвящена функциям классного часа, элементам его организации. Соглашусь с автором, что при его подготовке важно все: оптимальное сочетание форм, средств, приемов. Как важно заинтересовать темой классного часа,сделать так, чтобы учащиеся чувствовали себя на нем комфортно,общались. Поэтому я бы напомнила еще такую форму классного часа как часы общения и тренинги.
Елена Сергеевна Кузнецова # 21 февраля 2014 в 15:01 +2
Данная статья будет хорошей шпаргалкой для начинающего классного руководителя. А я бы еще добавила  форму классного часа такую как, дебаты. Где ребята будут учиться говорить, слушать и слышать.
ЛЮБОВЬ ЮРЬЕВНА ВОСТРИКОВА # 7 июня 2014 в 08:12 0
Спасибо за помощь в распределении классных часов по тематике в течении учебного года.Не все педагоги используют классные часы по назначению - чаще это сводится к выставлению оценок и объявлениями для учащихся.А по вашей статье можно четко спланировать работу всех классных руководителей.
Ирина Николаевна Тамбовцева # 27 июня 2014 в 13:38 0
Спасибо за такого рода шпаргалку. Материалы данной статьи помогут не только молодому специалисту, но и уже работающему не один год. По этой статье четко можно структурировамть материалы по выбранной теме. Самое главное, когда классный час выстроен, то и у учащихся будет стимул работать и дискутировать с учителем и друг с другом.
Надежда Ивановна Сластенина # 25 сентября 2014 в 22:07 0
А вот у нас в школе требуют проводить в год 34 классных часа. Я никогда не понимала, как это можно сделать, ведь кроме классных часов необходимо проводить и другие мероприятия. Обязательно воспользуюсь данной статьей, как примером в составлении плана воспитательной работы. Уже завтра подниму вопрос в школе. Жалко, что не видела материал раньше.
Оксана Геннадьевна Медведева # 6 ноября 2014 в 15:11 0
Спасибо Вам распространю данную заметку у себя в школе
Майра Аскербековна Убитаева # 4 января 2015 в 13:49 0
Роль классного руководителя в воспитательной работе очень велика и безошибочная. Ведь учитель должен вдохновлять и удивлять учеников. Это тоже учитывается. Спасибо.
Алина Павловна Исакова # 25 января 2016 в 16:02 0
Соглашусь со всеми, роль классного руководителя очень важна. Быть хорошим кл. руководителем очень сложно, особенно когда только начинаешь.Спасибо, мне ваша статья очень понравилась и очень поможет в работе.
Наталья Владимировна Король # 30 октября 2016 в 13:29 0
Роль классного руководителя в современной школе, безусловно, важна, начиная с начальной школы. Кто, как не классный руководитель, научит детей доброте, правилам этикета, нравственности, духовности, нормам и правилам общения, взаимодействию друг с другом, толерантности и многому другому?! А время для общения с детьми - это классный час. Очень полезная информация, она мне поможет при планировании своей работы.