Как подготовить и провести классный час

Советы для классного руководителя по подготовке и проведению классного часа

Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, опыта классного руководителя и школьных условий.

Классный час, конечно же, не урок. Но обыкновенно ему определяют место в учебном расписании, чтобы сделать обязательной еженедельную встречу классного руководителя со своим классом.

Классное руководство, безусловно, не сводится к проведению классных часов раз в неделю. Однако в суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя очень важная роль.

Сегодня не в каждой школе есть требование проводить классные часы. И правильно. Сам классный руководитель определяет значение еженедельной встречи с классом. Наверное, каждый пойдет от себя и рассудит по-своему: кто-то решит, что на классном часе надо прежде всего решать так называемые организационные вопросы (благо, их за неделю накапливается ого-го сколько!). Кто-то отдаст это время на откуп детям: пусть организуют интересные им игры. Третьи станут проводить назидательные беседы. Очевидно, вариантов можно назвать столько, сколько есть на свете классных руководителей. Так можно ли говорить о каких-либо правилах в организации классных часов?

Классный руководитель исходит из особенностей своего класса. Сплоченный ли это коллектив? Какие интересы у ребят? Каков уровень их воспитанности? То есть, создавая свой план воспитательной работы с классом на учебный год, классный руководитель определяет в нем и роль классных часов.

Только ли классный руководитель готовит и проводит классный час? Решение подскажут сам класс и те задачи, которые ставит педагог; возможно, в классе появится традиция, с чего начинать эту еженедельную встречу, как ее заканчивать. Например, к каждому классному часу группа ребят готовит «сюрприз». Или можно отводить время на подведение итогов за неделю. Легко представить обмен мнениями в кругу по поводу: «Кого класс может поблагодарить?»

Любой коллектив держится традициями. И классный час должен быть традиционен. Значит, создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. На классном часе возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса.

А посвящен классный час может быть и решению текущих проблем, и дискуссии на интересующую тему, здесь может состояться игра или коллективное творческое дело.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1. Создание условий становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

2. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке.

3. Формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка.

Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.

Основные компоненты классного часа

Целевой. Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, с проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности.

Содержательный. Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для становления самостоятельности, самореализации и самоутверждения личности ребенка.

Организационо-деятельностный. Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа.

Активное участие и заинтересованность каждого ребенка, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие его индивидуальности.

Оценочно-аналитический. В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.

После описания основных компонентов классного часа целесообразно обратить внимание на технологические аспекты его организации:

• составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

• уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

• выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов

• индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

• составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

• проведение классного часа;

• анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

При подготовке и проведении классного часа классный руководитель должен помнить:

1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.

2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям ребят, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.

Классный час (лучше его назвать «час общения») играет большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и удачно проведен.

Рекомендуем посмотреть:

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Функции классного часа

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Воспитательная программа ОЭР в школе

Внеклассная работа в школе

Алена Юрьевна Никитина # 3 марта 2015 в 10:02 0
Хорошие советы, молодому педагогу они всегда нужны.
Ирина Юрьевна Фёдорова # 23 марта 2015 в 21:48 0
Как говориться век живи, век учись. Полезно и содержательно. (и не только молодому специалисту)
Елена Георгиевна Самунь # 22 июля 2015 в 13:09 0
Перечитывая советы предложенные в статье, мелькнула пословица " Век живи,век учись",и это ещё я не видела комментария предыдущего автора))Согласна с коллегой, что такая информация должна обновляться и у педагогов с немалым опытом работы, не говоря о молодёжи.Часто просматривая такие материалы находишь и новые идеи ,и подсказки интересные (чего там скрывать).Спасибо за полезную информацию!!
Ольга Ивановна Данильцева # 9 августа 2015 в 15:55 0
Полезные советы.
Наталья Васильевна Тарановская # 14 октября 2015 в 20:21 0
Материал содержательный, интересный и полезный.
Галина Алексеевна Бабкина # 11 ноября 2015 в 13:57 0
Классный час является незаменимой составляющей программы в воспитательной работе каждого классного руководителя. Учитель применяет разнообразные формы и методы в своей работе, чтобы всегда достичь определённой цели. Чем интереснее проведён классный час, тем полезнее он будет для детей. Спасибо автору за советы.
Дарья Александровна Гордеева # 12 ноября 2015 в 22:51 0
Если данный материал показать молодым педагогам, а особенно классным руководителям, то мне кажется у них пропадет весь страх. Классный час является незаменимой составляющей программы в воспитательной работе каждого классного руководителя.
Евдокия Николаевна Федорова # 2 декабря 2015 в 18:29 0
Статья очень содержательная. одним из таких аспектов является подготовка проведение воспитательных дел с учащимися. Возьму на вооружение вашу статью. Спасибо!