Конкурсы

Классный час «Культура наших потребностей», 8-9 класс

Разработка классного часа для старших подростков. Тема «Культура наших потребностей»

Цель: воспитание культуры духовных и материальных потребностей человека.

Задачи: ознакомить с понятием «потребности»; обсудить разнообразие человеческих потребностей; заострить внимание на разумном сочетании потребностей как основе нравственного и здорового образа жизни; провести тренинг социальных навыков; продолжить изучение уровня воспитанности классного коллектива.

Подготовительная работа: подбор литературы, подготовка и распечатка тестов, тренингов, карточек с заданиями; творческие задания учащимся; оформление высказываний.

Участники: классный руководитель, учащиеся, психолог.

Эпиграф: «Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». (А.П. Чехов)

Ход классного часа

Классный руководитель. Социальная политика нашего государства становится все более направленной на полное удовлетворение запросов человека. И именно тех, которые способствуют всестороннему развитию каждого из нас как личности. Уже с момента рождения человек начинает испытывать те или иные нужды (например, первый крик младенца - это потребность раскрыть свои легкие и заявить миру о своем появлении). Что вы, ребята, понимаете под словом «потребности»?

Ученик 1. Если есть у человека в чем-то недостаток, значит, он начинает ощущать в этом потребность.

Ученик 2. Потребность - это нужда в чем-то существенном, необходимом для человека.

Ученик 3. Думаю, что потребности - это недостаток именно в том, что важно для человеческой жизнедеятельности и для его дальнейшего духовного развития.

Классный руководитель. Если говорить о психологии, то там потребности рассматриваются как «особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им “напряжение”, “неудовлетворенность”, “дискомфорт” - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности». Что же порождает это несоответствие?

Ученик 1. Появление несоответствия всегда порождает желание и стремление привести все в норму.

Ученик 2. А наши желания приводят обычно к определенной активности, деятельности. Именно таким образом мы и можем их удовлетворить, привести наш внутренний мир и внешние условия в необходимое нам соответствие.

Классный руководитель. Какие же нужды и потребности стремится удовлетворять человек в процессе своей жизнедеятельности?

Ученик 1. Человек нуждается в пище и жилье, защищенности, движении, продолжении рода.

Ученик 2. Человеку необходимо общение с другими людьми. Люди также испытывают потребность быть включенными в какую-то социальную группу.

Ученик 3. Людям необходимо творческое самовыражение, самоутверждение. Им нужны достижения, рост своих индивидуальных возможностей, развитие творческих способностей и т. д.

Классный руководитель. Все перечисленные вами человеческие потребности можно разделить на биологические (например, пища, тепло и т. д.); социальные (например, общение); личностные (например, творческое самовыражение). У некоторых людей, когда речь заходит о человеческих потребностях, представление сводится к обладанию материальными ценностями.

Ученик 1. Нельзя сводить всю человеческую жизнь к вещам и желанию обладать ими. Человек растет и развивается. И по мере этого у него возрастает, например, потребность в познании, признании себя как личности.

Ученик 2. Если сводить все только к вещизму, накопительству и личной выгоде, пренебрегая духовными ценностями, то постепенно можно прийти к духовному опустошению и деградации личности.

Классный руководитель. Если размер так называемых необходимых потребностей сужается только до материальных, то происходит обеднение интеллектуальной жизни человека. А это приводит к неверным представлениям об истинных ценностях. И в этом случае разумное сочетание всех видов потребностей зависит в большой мере и от уровня культуры страны, и от культуры личного восприятия всех материальных и духовных потребностей.

Моральный облик зависит от жизненных ценностей, которые человек определил для себя. При этом некоторые люди ставят свое личное удовольствие превыше всего, возводят его в ранг важнейших приоритетов.

Ученик 1. Мы знаем, что люди очень чувствительны к физическому удовольствию. Многие из них плохо переносят любые виды страданий. Естественно, что человек старается избежать страданий. А вот к поиску различного рода удовольствий он, наоборот, стремится.

Ученик 2. Те люди, у которых цель жизни сводится к погоне за удовольствиями, рискуют не только стать людьми, не понявшими истинные ценности жизни, но и попасть в полную зависимость от этих удовольствий. И особенно опасно, если это окажутся сомнительные удовольствия. Приобщение к ним (курение, употребление алкоголя, наркотиков) порождает вредные привычки. А они со временем перерастают в болезненные потребности. Так начинается деградация личности, так общество теряет своих работоспособных членов. А человек теряет себя и все то хорошее, что ассоциируется со словом «жизнь».

Классный руководитель. Не секрет, что XX век стал веком сокрушения многих традиций. Человечество руководствовалось определенными ценностями на протяжении всего своего существования на Земле. Отход от многих из этих ценностей сказался на культуре материальных и духовных потребностей. В так называемом постсоветском мире (конец XX - начало XXI веков) идея ценности личности, ее прав, интересов и возможностей стала признаком прогресса. Внимание к личности, ее интересам, правам помимо положительного имеет и свою оборотную, отрицательную, сторону. Сознание людей переориентировалось на индивида и его потребности. Соотношение внимания к личности, ее интересам и интересам сообщества, ценностям коллектива не уравновешено. Отсюда и всплеск всего отрицательного, что мы и наблюдаем в нашей жизни.

Жадность существовала во все времена. Но именно в наше время ощущается повышенная тяга людей к комфорту, накоплению, потребительству.

Ученик. Разве можно винить людей за то, что они хотят жить лучше?

Классный руководитель. Конечно, нет. Плохо то, что накопительство зачастую превышает разумные потребности, становится самоцелью. В каких людей мы превращаемся?

Ученик 1. В людей зацикленных и раздраженных, злых и завистливых, тех, кто часто подвержен стрессам и депрессиям. А значит, и болезням. К тому же многие снимают подобное жизненное напряжение курением, алкоголем, наркотиками.

Ученик 2. Мы превращаемся в людей бесчеловечных, в тех, кто не умеет быть милосердными. Взять, к примеру, хотя бы расхожую в наше время фразу: «Это не мои проблемы».

Ученик 3. Люди в наше время используют по максимуму способности других в своих целях, нисколько не заботясь о том, насколько сильно и болезненно они их «выжали».

Классный руководитель. Значительно подорван и институт семьи в наше время.

Ученик. Вы же не хотите сказать, что брак по расчету или тот, когда родители договаривались между собой и соединяли людей, не любящих друг друга, лучше? Сколько трагедий это порождало! Разойтись было проблемно. Вот и находили себе люди отдушину в алкоголе, скандалах и изменах.

Классный руководитель. Разумеется, что в этом тоже мало хорошего. Но посмотрим на то, что происходит сейчас. Молодые люди или живут в гражданском браке, или, заключив брак, почти программируют свой развод.

Ученик 1. Я полностью согласен с тем, что воспитание детей в неполной семье - это заведомое приобретение ими чувства ущербности. Это невольная выработка у них неприязненного отношения к противоположному полу. У некоторых из этих людей не складывается личное счастье. А это приводит к разгульному образу жизни с вредными увлечениями и привычками.

Ученик 2. Появляется потребность в свободе и новой любви. А вот такой потребности, как воспитание своего ребенка достойным человеком и гражданином, у многих современных родителей не наблюдается. Все сводится к денежным подачкам. И это в лучшем случае.

Классный руководитель. С точки зрения приоритета личных интересов это выглядит естественно. А если к этому подходить с точки зрения морали, то подобному поведению трудно подобрать какие-либо оправдания. В наше время, к сожалению, практически исчезли моральные запреты на отклонения в формах полового поведения.

Ученик. Но ведь мы не можем отрицать существование людей с биопсихическими особенностями. Разве вы не считаете, что снятие запретов - это победа гуманизма? Ведь об этом все больше пишут и говорят.

Классный руководитель. Думаю, что в этом все и дело. Гомосексуализм стал активно пропагандировать себя. Вы прекрасно знаете, что далеко не от каждой рекламы человек получает пользу. Любая реклама способствует переменам в нашей психике. А что произойдет, если столь активное рекламирование отклонений полового поведения приведет к переменам в психологии и этике пола? К тому же, я думаю, что этот процесс уже идет. Идет разрушение нормальных, предусмотренных природой, биопсихических отношений между мужчиной и женщиной. А результатом такого разрушения может стать вырождение рода человеческого.

Ученик. «Сексуальная революция» XX века убрала запреты, лишила людей ореола тайны интимных отношений. Тело, физиологические процессы организма, интимные отношения стали частью бизнеса, рекламой. Нет волнующей тайны и трепета; приходят безразличие, скука и поиск более острых ощущений попрания нравов, алкогольного и наркотического опьянения.

Классный руководитель. К сожалению, и наша культура попустительски относится к различным видам асоциального поведения, слишком часто демонстрируя его проявления на экранах телевизоров, как нанося тем самым вред психике отдельных людей, так и становясь одной из причин даже моральной деградации личности.

Ученик. Значит, из всего следует, что для человека важен более разумный, моральный выбор духовных потребностей?

Классный руководитель. Попросим помочь нам в этом разобраться нашего психолога.

Психолог проводит с ребятами тренинг социальных навыков. Ребята разбиваются на группы. Каждая старается доказать наибольшую важность именно тех потребностей человека, которые получены в задании:

1-я группа - физиологические потребности (говорят о важности дыхания, питания, сна и т. д.);

2-я группа - потребность в продолжении рода (рождение детей, их воспитание, защита, потребность родителей реализовать себя в семейном общении, проявлять заботу, передавать свой опыт, знания, дело жизни);

3-я группа - потребность в добывании средств существования (жилище, пища, одежда и т. д.);

4-я группа - духовные потребности (человечность, сердечность, доброта, искренность, открытость, душевная теплота и т. д.; говорят о духовном потенциале как о шаге навстречу к материальной и нравственной культуре);

5-я группа - потребность в общении (говорят о взаимодействии и влиянии друг на друга субъектов общения, взаимовосприятии, важности обмена информацией, познании нового, сопереживании, о воздействии на людей, на развитие психики человека и т. д.);

6-я группа - потребность в самовыражении (говорят о важности самовыражения для личности, дают примеры из литературы, науки, спорта, религии и т. д.; говорят о потребности человека в самораскрытии, самоутверждении, стремлении достигнуть таким способом максимальной полноты жизни);

7-я группа - потребность в самоутверждении (через самоактуализацию - потребность в совершенствовании и реализации своего потенциала; без злобы, зависти и пессимизма развить возможности, заложенные в человеке природой; цель - добиться уважаемого положения среди других людей, признания, определенного уровня власти).

Ребята обсуждают задания, психолог оказывает им помощь. Делают выводы:

• именно потребности являются побудителем человеческой активности, его деятельности;

• необходимо именно разумное сочетание всех человеческих потребностей (материальных и духовных);

• основными являются витальные потребности, реализация которых обеспечивает физическое существование организма;

• далее идут социальные потребности, которые проявляются в самореализациии, самоутверждении, творчестве личности;

• человеческие потребности выступают побудителем человеческой активности и деятельности; люди прилагают свои усилия, изыскивают возможности, чтобы удовлетворить их.

Классный руководитель. Люди разные, и потребности разные. И далеко не всегда мы можем реализовать свои потребности из-за отсутствия объективных или субъективных возможностей. А если говорить о потребностях вообще, то есть еще и такие, что противоречат нормам морали. Я говорю о потребности некоторых людей идти на поводу у своих вредных привычек. К тому же не только за счет своего здоровья, но и не считаясь со здоровьем и желаниями других (курить в общественных местах, в транспорте, в присутствии детей; пить и являться домой в алкогольном опьянении и неподобающем виде; принимать наркотики и обрекать не только себя, но и своих близких на страдания и т. д.)

Психолог. В первом случае, при отсутствии возможности реализовать свои потребности, используется способ подавления своих желаний (анализ ситуации, сопоставление мечты и реальности и как результат - разумный вывод). Есть еще один выход. Замещение данной потребности другой, близкой по смыслу, значению, результатам.

Во втором случае (вредные привычки) способ подавления своих желаний предпочтителен. Но, к сожалению, им мало пользуются. И в этом случае своеобразный процесс замещения идет полным ходом. Например, высококачественное вино заменяется суррогатами, дорогие сигареты (многим хотелось бы курить такие) - дешевыми (или «убойными», так их часто называют); наркотики растительного происхождения (грустно и больно называть их щадящими. Но тем не менее...) - синтетическими, еще быстрее разрушающими организм.

Классный руководитель. Для того чтобы привести свои потребности в разумное соответствие, человеку необходимо сделать в жизни правильный моральный выбор. В своей жизнедеятельности мы постоянно оказываемся в ситуации предпочтения. Определяем свои цели, решения, действия и т. д., а значит, выбираем что-то одно, зачастую даже не из двух, а из множества вариантов. Как не ошибиться?

Одни философы говорят, что необходимо осознать все объективные обстоятельства и в соответствии с ними принять разумное решение. А затем уже действовать согласно принятому решению. Другие же склоняются к тому, что человек должен выбирать все только по собственной воле. Иначе свобода его воли остается подавленной и не проявляется. В первом случае, утверждают они, человеку приходится принимать решение под давлением жизненных обстоятельств, часто вопреки его воле и желаниям. Но ведь во втором случае воля оказывается столь независимой, что зачастую не соответствует общепринятым нормам и ценностям. Так разве мы можем вести речь о каком-то моральном выборе, если он ведет к безответственности и нарушению нравственных норм?

Вся нравственная деятельность человека состоит из конкретных поступков. А чтобы поступить правильно, необходимо увязать, взаимообусловить мотив и результат поступка. Ведь моральная оценка нашего поступка возможна лишь тогда, когда учитывается и его мотив (стремление сделать добро и т. д.), и значительность его социального результата (полезные дела для отдельной личности или общества).

Каждый человек, конечно, сам решает, будет ли он жить в соответствии с нравственными нормами, выбирая значимые для него моральные ценности. Но, сделав правильный моральный выбор в широком смысле этого слова (выбрал ценностные ориентации, определил нравственные установки своей жизни), человек сможет разобраться и в определении роли и значимости для него материальных и духовных потребностей.

Психолог предлагает учащимся заполнить карточку, в которой слова, обозначающие потребности человека (см. 7 групп потребностей в тренинге социальных навыков), по мере убывания их значимости для ребят.

Психолог. В последнее время мы все чаще употребляем слово ЗОЖ. И все настойчивее говорим о том, что у человека должна появиться потребность (отрадно заметить, что количество таких людей растет) в здоровом образе жизни. Поэтому в ваших карточках под № 8 - потребность в здоровом образе жизни.

Ребята выполняют задание. Несколько человек (по желанию) могут прокомментировать свой выбор. Все результаты будут изучены психологом и классным руководителем с целью выявления уровня культуры материальных и духовных потребностей и дальнейшей коррекции воспитательной работы.

Классный руководитель. Но, даже приведя в разумное соответствие свои потребности, приняв определенные решения по их реализации (например, по добыванию средств к существованию, самовыражению, самореализации, самоутверждению), не всегда можно добиться желаемого результата.

Мы уже говорили о том, что запросы побуждают человека к действию. Но большинство из нас не всегда умеют оценить степень своей активности и проявить ее на должном уровне. Казалось бы те, кто от природы наделен большой жизненной активностью, должен реализовать ее в полной мере. Но есть люди, которые даже не подозревают о ее существовании.

Психолог (предлагает ответить на вопросы теста). Ответьте на вопросы теста и, возможно, вы откроете в себе что-то новое, что поможет вам поднять свою самооценку. А, реализуя свои возможности, вы сможете найти достойное применение своим силам и времени, не распыляясь на то, что мешает здоровью и жизни.

Тест «Достаточно ли ты активен?»

1. Убеждены ли вы в позитивном значении «школы жизни» для развития человека и для достижения определенных позиций в обществе?

□ - да;                    □ - нет.

2. Хорошо ли вы себя чувствуете в атмосфере борьбы, соревнования, достижения замыслов?

□ - да;                    □ - нет.

3. Какую из функций современных политических лидеров вы считаете наиболее важной?

□ - реализация практических задач;

□ - деятельность, направленная на защиту человеческого достоинства и прав сограждан.

4. Наша деятельность должна быть регламентирована:

□ - религиозными положениями;

□ - идеями прекрасного;

□ - материальными соображениями;

□ - всеобщим благосостоянием.

5. Если бы вы выбирали себе друга, то вы бы выбрали:

□ - человека предприимчивого, работящего, наделенного практическим умом;

□ - человека думающего, мечтательного, оторванного от действительности;

□ - человека со способностями руководителя и организатора.

6. Достаточно ли бывает у вас энергии, чтобы преодолеть встречающиеся на пути трудности?

□ - да;                                    □ - нет.

7. Считаете ли вы, что мы можем радоваться, что живем в такое активное время?

□ - да;                                      □ - нет.

8. Любите ли вы смотреть на огонь?

□ - да;                                       □ - нет.

9. Родились ли вы под одним из названных знаков зодиака: Овен, Лев, Стрелец?

□ - да;                                  □ - нет.

10. Легко ли вы переносите отказ, даже если знаете, что вашу просьбу выполнить невозможно?

□ - да;                                   □ - нет.

11. Разговорчивы ли вы?

□ - да;                                   □ - нет.

12. Живете ли вы по принципу, что каждая дорога ведет к цели?

□ - да;                                     □ - нет.

13. Любите ли вы действия, требующие быстроты?

□ - да;                               □ - нет.

А сейчас подсчитаем количество баллов.

да

нет

а

б

с

д

1

5

-

2

5

-

3

-

-

5

4

-

-

5

5

-

-

5

6

5

-

7

5

-

8

5

-

9

5

-

10

5

-

11

5

-

12

5

-

13

5

-

-

-

От 45 до 65 баллов. Вы отличаетесь веселым характером, легко и в согласии живете с людьми. У вас есть определенные черты характера руководителя. Вы энергичны и деятелены. Не очень хорошо переносите зависимость от других людей. Вы склонны считать, что все, что вы знаете в жизни, - результат ваших собственных изысканий, ибо вы в состоянии эффективно работать и распространять свои взгляды на окружающих. Вы превосходите окружающих энергичностью и быстротой принятия решений, умеете брать на себя ответственность. В своем окружении вы желаемы и любимы, и прежде всего за свою динамичность и необычайную активность.

От 0 до 40 баллов. К сожалению, энергия не является наиболее сильным вашим качеством. Вы быстро устаете, неохотно берете на себя ответственность. Свое мнение держите скорее при себе. Слишком много в вас равнодушия и осторожности в отношениях с окружающими. Вы с большим трудом принимаете решения. Ваша энергия, а также способность к действиям зависят от вашего воображения и не всегда обоснованного страха. Попытайтесь открыться!

Тест «О чем говорят ваши инициалы?»

Если верить исследованиям, то буквы обозначают:

А - сила и власть;

Б - способность к большим чувствам;

В - непостоянство, отсутствие систематичности;

Г - таинственность;

Д - общительность, умение притягивать людей;

Е - умение мобилизоваться, большая жизнестойкость;

Ж - неуверенность;

З - склонность к сомнениям, материальные трудности, неудовлетворенность;

И - впечатлительность, напряжение;

К - большие запросы и нервозность в их достижении;

Л - мелочность, логика, большая изобретательность;

М - трудолюбие и педантичность;

Н - большая энергия и творческие амбиции;

О - большая эмоциональность, таинственные волнения;

П - скромность, дистанция, но и одиночество;

Р - постоянное напряжение, сильная эмоциональность;

С - частые депрессии, угнетенность, нервозность;

Т - бесконечные поиски, погоня за идеалом;

У - расстройства, испуг, интуиция;

Ф - нежность, умение приспособиться;

X - сексуальные проблемы, непостоянство чувств;

Ц - склонность к внешнему проявлению внутренних переживаний;

Ч - верность;

Ш - ревность, бескомпромиссность;

щ - мстительность, развитые интеллектуальные способности;

Ю - отсутствие систематичности, большие амбиции;

Я - интеллигентность, творческие способности.

Классный руководитель предлагает ребятам обсудить следующие мудрые выражения:

1. Пользуйтесь, но не злоупотребляйте - таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают счастья. (Вольтер)

2. Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения. (Я. Коменский)

3. Нужно позволять себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного. (Гиппократ)

Делают выводы:

• В жизни каждого человека должна воспитываться культура материальных и духовных потребностей. Наличие такой культуры убережет человека от злости, зависти. Пресыщения, которые влекут за собой беды и болезни.

• Все потребности в жизни человека должны быть разумно сбалансированы, находиться в жизненно важном, социально значимом и морально-правовом соответствии.

• Потакание мнимым удовольствиям: курению, употреблению алкоголя, наркотиков и др., превратившимся во вредные привычки, приводит к появлению потребностей, но болезненных, приобретенных вследствие безнравственного поведения и безволия.

• Потребность в ЗОЖ, подкрепленная активной деятельностью, реализованная человеком, является неотъемлемой частью как физиологической, так и социально-нравственной потребности.

Мир потребностей широк,

Множество к нему дорог.

Идет кто-то умно, скромно,

И успех будет огромным!

Нахватал вещей в домишко?

Или пропил свой умишко?

Лучше ты остановись,

Да подумай, оглянись.

Разве стоило хватать,

Напрягаться и вздыхать?

И зачем ты в мир хмельной

Окунулся с головой?

Ни к чему нам, слышишь ты,

Потребности-излишества.

Постарайся не бездумно

Сочетать все, жить разумно.

Вещи, тело, разум, душу –

Сбалансируй все и слушай.

Вытеснил в себе врага –

Жизнь добра и не строга.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!