Классный час «Мамина гостиная», 9 класс

Мамина гостиная «Святая наука - расслышать друг друга»

Составитель: С.И. Емельянова

Участники: учащиеся 9-го класса, их мамы, классный руководитель, социальный педагог.

Цели:

а) организовать встречу детей и их мам и вовлечь их в доверительный разговор;

б) помочь детям и их мамам услышать и понять друг друга;

в) развивать у родителей навыки взаимодействия с детьми в проблемной (конфликтной) ситуации.

Подготовительная работа

I. Дети и родители (по желанию) пишут дома небольшое сочинение «Моя мама» («Мой сын (моя дочь)») по плану:

1. Мои отношения с мамой (дочкой, сыном).

2. Рассказ о маме (дочери, сыне):

а) описание внешности;

б) рассказ о характере;

в) памятные эпизоды;

г) наши разногласия;

д) общность наших взглядов.

3. Что я могу сделать для улучшения наших отношений.

II. Дети и родители отвечают на три вопроса:

Что такое одиночество?

Пугает ли оно меня?

Что я могу сделать, чтобы не быть одиноким?

III. Классный руководитель и социальный педагог оформляют две стенгазеты с отрывками из сочинений.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) участники сидят за одним большим столом;

б) свечи на столе и тихая музыка подчеркивают камерность обстановки;

в) на доске размещены газеты «Моя мама», «Мой сын (моя дочь)», репродукция картины Ю. Ракши «Продолжение», цитаты из песни Б. Окуджавы: «Давайте говорить друг другу комплименты...», «Давайте понимать друг друга с полуслова...», «Давайте будем жить, друг другу потакая, тем более что жизнь короткая такая»;

г) запись песни Витаса «Мама»;

д) выставка книг по обсуждаемой проблеме: А. Дементьев «Сборник стихов»; Э. Фромм «Искусство любить»; В. Леви «Новый нестандартный ребенок или как воспитывать родителей»; Д. Темплтон «Всемирные законы жизни»; Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова;

е) листы бумаги с заданиями к анализу ситуаций и ролевой игре.

* * *

I. Откровенный разговор.

Классный руководитель. Дорогие дети и мамы, мы рады видеть вас сегодня рядом. Эту встречу мы организовали для вас, чтобы поговорить о самом главном: о взаимопонимании, развитии добрых отношений, о вечном поиске родственных душ.

Поговорим сегодня по-доброму об отношениях матерей и детей. Возможно, это станет напоминанием о том, что еще не поздно найти дорогу друг к другу, не поздно начать поиск родственности душ. Приглашаем к разговору и детей и родителей.

Ученица (читает стихотворение Д. Кедрина «Материнское сердце»)

Дивчину пытает казак у плетня:

«Оксана, когда ж ты полюбишь меня?»

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет».

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в очах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Классный руководитель организует дискуссию среди участников гостиной с помощью вопросов.

Классный руководитель. Послушайте отрывок из рассказа К. Паустовского «Телеграмма». Кого из героев вам жалко больше?

Катерина Петровна осталась одна в старом, холодном деревенском доме.

Настя, ее дочь и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. И давно уже не приезжала. Писем от Насти тоже не было, но раз в месяц приносили ей денежный перевод.

Катерина Петровна сидела растерянная с деньгами в руках. Потом перечитывала слова на бланке перевода: «Столько дел, столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо».

Однажды ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла — никого! Она побрела в дом и тут же написала письмо Насте:

«Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать. Смерть забыла ко мне дорогу. Приезжай...».

Настя работала секретарем в Союзе художников. Ее уважали. Она всегда хлопотала о художниках, об устройстве их выставок. Настя получила письмо матери и прочитала его только поздно вечером.

— Столько дел, куда ж сейчас ехать?

Через две недели ее вызвали с совещания и вручили телеграмму: «Катя помирает. Тихон».

Вдруг что-то в ней дрогнуло. Она вышла на улицу. Валил водянистый снег. Настя села на холодную скамейку.

— Ненаглядная моя, ненаглядная, — вспомнила Настя последнее письмо. — Ненаглядная.

Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.

«Что ж это, мама? Что? — думала она. — Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Не успела! Она приехала на второй день после похорон. В комнате матери Настя проплакала всю ночь и рано утром уехала, чтобы никто ее не увидел.

Ей казалось, что никто, кроме матери, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

II. Классный руководитель. Сейчас вы услышите песню «Мама». Подумайте над такими вопросами:

— За что сын просит прощения у матери?

— Какая строчка в песне тронула вас больше всего?

Посмотрите на картину Ю. Ракши «Продолжение» (на картине мать и дочь смотрят в глаза друг другу) и ответьте, пожалуйста, на вопросы.

— Почему автор так ее назвал?

— В чем счастье дочери? (Вопрос детям.)

— В чем счастье матери? (Вопрос мамам.)

Это стихотворение я разделила на две части. Первую прочитает Таня, вторую — ее мама. Подумайте, почему первую я дала Тане, а вторую маме?

Ученица

Мы в молодости все себе прощаем,

Судя других безжалостным судом,

Свои ошибки вспомнив, обещаем,

Что все исправим как-нибудь потом.

Мама

А жизнь идет. Пути ее суровы.

И старость взыщет весь наш долг судьбе.

Мы все другим простить будем готовы

И ничего уж не простим себе.

Классный руководитель. Мы с удовольствием читали и ваши сочинения. Отрывки из них мы записали. Ваши слова — это, по сути, признание в любви. Давайте их прочитаем.

Газету «Моя мама» читает ученица, а газету «Мой сын (моя дочь)» читает мама.

Психологический практикум (ведет социальный педагог).

Социальный педагог. Нас радует, что вы готовы улучшить свои отношения, готовы искать дорогу друг к другу. Хочется немного помочь вам. Давайте рассмотрим ситуации, которые часто вызывают разногласия у родителей и детей.

1 ситуация. Дочка пришла домой в два часа ночи. Мама в отчаянии.

Вопрос детям: что вам скажет мама? Что ответите вы?

Вопрос родителям: как поведете себя вы в этой ситуации?

Далее социальный педагог, выслушав стороны, объясняет, что такое неконструктивное и конструктивное общение.

После сообщения социального педагога предлагается проиграть по ролям эту ситуацию мамам в неконструктивном варианте, а детям — в конструктивном.

2 ситуация. Катя и Маша дружили, но только в школе. Мама запрещала Кате приводить Машу домой. Она считала, что Маша дружит с мальчиками и научит Катю плохому. А Кате было с Машей интересно, та о многом могла ей рассказать.

Родителям и детям предлагается оценить поведение девочек и мамы, найти конструктивный выход из ситуации.

III. Классный руководитель. Дорогие мамы! Я хочу посвятить нашим детям стихи.

Я к вам совсем неравнодушна.

Встречаться с вами мне зачем-то очень нужно!

Ищу тропинку к пониманию, диалогу,

Но не всегда к душе другой находим мы дорогу...

Смышленый парень с рыцарской душой,

Семен боится быть самим собой.

Татьяна много думает, мечтает,

Дай Бог ей стать такой, какой желает.

У Юры детские и милые порывы,

Хоть иногда — сомнения и срывы.

У Димы чистый и наивный взгляд,

Готов любить он всех подряд.

Улыбка Костина нас, безусловно, вдохновляет,

Девчонка не одна о Костике мечтает.

Вот Оле хочется характер показать,

Но ведь умеет и ошибки признавать.

А Маша, слушая, немного прослезилась,

Сердечко чуткое, желаю, чтобы счастья ты добилась!

У Насти есть и разум и лиричность,

Но не дремли! Ведь ты же личность!

Ну как такими мне не любоваться?

Не лучше ль радоваться нам и улыбаться?!

А мамам мы оставляем мудрую, на наш взгляд, памятку с мыслями Дороти Нолт. (Раздает каждой маме без зачитывания.)

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в Себе.

Если ребенок чувствует одобрение, он учится любить Себя.

Если ребенок окружен дружелюбием, он узнает, что мир — прекрасное место для жизни.

Если вы живете в состоянии душевного равновесия, ваш ребенок будет жить с миром в душе.

А в какой атмосфере живет ваш ребенок?

Всем спасибо за встречу!

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс

Классный час «Познай самого себя», 9 класс

Классный час «Право выбора», 9 класс

Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс

Классный час «Особенности личности», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!