Классный час «Мой характер», 10 класс

Методическая разработка классного часа для 10 класса. Тема «Мой характер»

Форма проведения: беседа с элементами драматизации, игровой тренинг. Цель:

• ознакомить учащихся с психологическим понятием «характер», типами характеров;

• дать краткую историческую справку о взглядах древнегреческих философов на качественные проявления характера;

• показать зависимость человеческой деятельности от особенностей его темперамента и характера;

• выявить наличие в коллективе класса лидеров, организаторов, генераторов идей, критиков и т. д.

Подготовка

Подобрать материал по теме, связанный с историческими взглядами и современными представлениями о характере в его качественных проявлениях.

Найти артистов для представления ролевого диалога «Льстец».

Составить и размножить материал для проведения игры «Мой характер».

Часть первая.

«Классификация типов характера»

Учитель: В современной психологии характер — это склад личности, образуемый индивидуальными своеобразными типологическими чертами и проявляющийся в особенностях поведения, а также в особенностях отношения (установок).

В психологической науке выделяются несколько типов характеров:

• сильные, могущие настоять на своем;

• слабые, подчиняющиеся другим;

• конструктивные (стремящиеся внести новое в окружающую жизнь);

• пассивные (занимающие всегда выжидательную позицию);

• приспособленческие (не вступающие в активную деятельность без явной выгоды для себя);

• инфантильные (нуждающиеся в постоянной опеке, как маленькие дети);

• романтические (восторженно относящиеся ко всему новому, но так же быстро остывающие при первых же неудачах);

• агрессивные (резко реагирующие на других людей, любящие нападать на них).

Страничка истории

«Характер» — греческое слово, в переводе означает «царапать», «писать на камне, дереве или меди». Сначала оно означало инструмент, которым прикладывают «штамп» или «клеймо», затем — «отпечаток», «чекан», «оттиск». Образ штампа, отпечатка рано стал применяться к человеку. Так, например, у Геродота характер — это черты лица.

Феофраст рассматривает характер как сумму душевных свойств, проявляющихся в поступках и словах. Характеры Феофраста — это серия из 30 зарисовок, в которых изображены типические носители какого-нибудь недостатка: льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и т. д.

Феофраст (371—287) родом из г. Эфеса на острове Лесбосе, был сыном сукновала Меланта. Еще юношей Феофраст прибыл в Афины, где слушал лекции Платона, а после его смерти познакомился с Аристотелем, вместе с которым жил в Македонии в г. Стагире. Феофраст был верным учеником и помощником Аристотеля.

Ребята, ваши одноклассники подготовили несколько выдержек из работ Феофраста, где он дает описание различных проявлений характера. Предлагаем их вашему вниманию.

Ролевые диалоги

Льстивость

Выходят два ученика: один из них ведущий, второй — льстец.

Ведущий: Лесть можно определить как недостойное обхождение, выгодное льстецу. А льстец вот какой человек. Идя с кем-либо, он говорит спутнику:

Льстец: Обрати внимание, как все смотрят на тебя и дивятся. Ни на кого ведь в нашем городе так не смотрят!

Ведущий: Стоит только спутнику открыть рот, как льстец велит:

Льстец: Всем замолчать! Слушайте, как славно поет мой господин!

Ведущий: А по окончании песни кричит.

Льстец: Браво! Браво! Мой господин!

Ведущий: А если спутник отпустит плоскую шутку, льстец смеется, затыкая рот плащом, как будто и в самом деле не может удержаться от смеха.

Льстец изображает описанный смех.

Ведущий: Встречным он велит остановиться и ждать, пока «сам» не пройдет.

Льстец угодливо изображает путь, по которому дает возможность пройти своему господину.

Ведущий: Накупив яблок и груш, он угощает детей на глазах отца и целует их со словами:

Льстец: Славного отца птенцы.

Ведущий: Покупая вместе с ним сапоги, льстец замечает:

Льстец: Твоя нога гораздо изящнее этой обуви!

Ведущий: Когда господин отправляется навестить кого-нибудь из своих друзей, льстец забегает вперед со словами:

Льстец: К тебе идут!

Ведущий: А затем, возвратившись, Льстец объявляет господину: «Я уже известил о твоем приходе».

Ведущий: Войдя в дом, льстец говорит хозяину:

Льстец: Твой дом прекрасно построен и земельный участок отлично обработан, и портрет самый лучший, имеет потрясающее сходство!

Ведущий: Первым из гостей он расхваливает хозяйское вино и приговаривает:

Льстец: Да, и в еде ты знаешь толк!

Ведущий: Затем, попробовав что-нибудь со стола, повторяет:

Льстец: Что за славный кусочек!

Ведущий: С хозяином льстец шепчется, а во время разговора с другими оглядывается на него. Льстец шепчет что-то на ухо Ведущему, а затем подбегает к зрителям, все время оглядываясь на Ведущего, пытается спросить, что, собственно, он неправильно делает, ведь он такой хороший, добрый и обходительный.

Ведущий: Он постоянно пристает к хозяину с вопросами:

Льстец: Тебе не холодно? Накинуть на тебя что-нибудь теплое?

Ведущий: И, не дожидаясь ответа или согласия хозяина, сам закутывает его.

Льстец срывает с себя тунику и заматывает ею Ведущего.

Учитель: Ребята, не правда ли, как современно звучит этот диалог? Можно сказать «старо как мир». Все те же повадки, приемы, черты, по которым и в наше время мы без труда узнаем навязчивого льстеца.

Опыт людей необъятен и нескончаем. Древние греки выделяли насмешку язвительную, убийственную, с уничижающей оценкой лица, явления, события. Такую желчно-ироническую, жесткую и жестокую оценку они называли сарказмом, что в дословном переводе означало «рву мясо». 

Послушайте еще одну зарисовку Феофраста о «Злоязычии».

Злоязычие

Выходят два ученика и по очереди зачитывают характеристику, которую дал Феофраст.

Злоязычие — это недоброжелательное расположение, проявляющееся в речах, а злоязычный вот какой человек:

• Если его спросят: «Что за человек такой?» Он нелестно отзовется не только о нем, но и обо всей семье, а сынок таких родителей, по его определению, — негодяй и весельчак.

• Когда другие начинают злословить на чей-нибудь счет, он тут как тут и непременно вмешивается: «Я-то, говорит, этого человека терпеть не могу больше всех. Ведь и с лица-то он какой-то мерзкий, а подлость его неслыханна».

• В компании он способен злословить о только что вышедшем человеке, а лишь только начнет, то уж никак не может удержаться, чтобы не обругать еще и его родных.

• И не счесть гадостей, которые он распространяет о приятелях и домашних, не щадя даже покойников.

• Злословие — это для него и свобода слова, и демократия, и независимость, и нет на свете ему большего удовольствия, чем это.

Учитель: Друзья, если первая характеристика вызывала иногда улыбку или жалость, то эта черта характера, по-моему, вызывает чувство сожаления и неприязни. Как вы думаете?

Давайте вспомним еще об одной особенности человека, его «веселой, острой складке ума», которую отмечал великий знаток человеческой души Ф. М. Достоевский.

Послушайте выдержки о характере человека из повести Ф. М. Достоевского «Подросток», касающиеся чувства юмора и смеха.

Смех

Выходят два ученика и по очереди читают выдержки о смехе, которые тонко подметил и мастерски описал Ф. М. Достоевский.

• Смехом иной человек совсем себя выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную.

• Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен.

• Смех требует беззлобия, а люди чаще всего смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселость, а где в людях в наш век веселость и умеют ли люди веселиться?

• Веселость человека — самая выдающаяся черта человека.

• Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони!

• Итак, если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как его волнуют благороднейшие идеалы, а вы рассмотрите его лучше, когда он смеется.

• Хорошо смеется человек — значит, хороший человек. Примечайте потом все оттенки: надо, например, чтобы смех человека ни в коем случае не показался вам глупым, как бы ни был он весел и простодушен.

• Смех есть самая верная проба души.

Обсуждение

Примерный перечень вопросов для обсуждения:

1. Что понимают современные ученые-психологи под категорией «характер»?

2. Почему люди придают такое большое значение изучению характера друг друга?

3. Какую роль во взаимоотношениях человека с окружающим миром играют его инстинкты, эмоции, чувства и мысли? Способен ли человек выстроить свои контакты с миром с помощью какого-либо одного из этих компонентов?

4. Что, с вашей точки зрения, означают такие характеристики человека, как «неэмоциональный», «излишне эмоциональный», «бесчувственный», «чувствительный»?

5. Какие типы характеров вам известны? Можно ли характер изменить? Каким образом?

Есть мнения

• Ученые понимают под характером набор устойчивых врожденных особенностей человека, проявляющихся и реализующихся в связи и под влиянием условий жизни.

• Зная заранее характер того или иного человека, можно предугадать, как он себя будет вести в определенных обстоятельствах.

• Характер каждого человека весьма сложен. В нем могут присутствовать порой самые противоположные черты и стороны, вступающие в противоречие друг с другом.

• Проще всего увидеть проявления характера в отношениях людей друг к другу. Есть люди общительные или замкнутые, тактичные или грубые, скромные или нахальные, упрямые или склонные к уступкам.

• Формирование характера происходит под влиянием окружающей обстановки, деятельности или воздействия, оказываемого другими людьми. Большую роль в этом играют воспитание и самовоспитание.

• Природа человека проявляется в его поведении. Ученые-психологи различают в нем действия, которые осознаны и контролируются человеческим разумом. За них человек полностью несет ответственность, так как отчетливо осознает последствия сделанного.

• Но бывают и неосознанные поступки, совершая которые, человек себя не контролирует и не предполагает наступления определенных результатов. Чаще всего человек действует неосознанно в детстве и потом просит прощения у взрослых: «Я это сделал нечаянно».

• Но взрослому подобное прощаться не будет. Конечно, нельзя вполне избавиться от бессознательного в поведении и в зрелом возрасте.

• Человеческий разум никогда не станет настолько могущественным, чтобы полностью контролировать все шаги человека. Им могут двигать и чувства, и эмоции, даже инстинкты.

• Но все-таки у наиболее оформившейся воспитанной личности гораздо больше шансов действовать обдуманно и ответственно. Древние римляне говорили: «Самая главная власть — это власть над самим собой».

• Значительный вклад в формирование характера вносят школа, учебная деятельность. В школьные годы человек может стать старательным, трудолюбивым или же, наоборот, разгильдяем и лодырем.

Обобщение Учитель: Ребята, сегодня мы с вами:

•  познакомились с современным представлением такой не простой психологической и философской категории, как «характер»;

• выяснили, какие бывают типы характеров;

• заглянули в историю и сравнили прошлые и современные качественные проявления в характерах людей;

• поняли, что характер человека может меняться в течение всей его жизни и зависит это от воспитания и самовоспитания.

Теперь на основе полученных знаний нам легче перейти ко второй части нашего занятия. Давайте попытаемся выявить у себя и своих одноклассников различные качественные характеристики, как положительные, так и отрицательные. Конечно, некоторые представления будут носить субъективный характер, поэтому не будем обижаться, а постараемся реально взглянуть на себя и окружающих. А эпиграфом к нашей игре пусть будут слова:

Часть вторая.

«Я сам к взгляд со стороны»

Жизнь есть театр, и люди в ней актеры.

У. Шекспир

Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает пакет с 50 карточками, на которых указаны положительные или отрицательные качества характера.

Вот их перечень:

• Аккуратность, активность.

• Безволие, безнравственность, беззаботность, безответственность, беспечность.

• Беспринципность, бесстрашие, бестактность, бесхарактерность, безынициативность, болтливость, боязливость.

• Вежливость, верность, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, восторженность, впечатлительность, вспыльчивость, высокомерие.

• Гордость, горячность, грубость, гуманность.

• Двуличность, деловитость, дерзость, дисциплинированность, доброжелательность, доверчивость.

• Жадность, жестокость, жизнерадостность.

• Завистливость, заносчивость, застенчивость, злопамятность.

• Инициативность, исполнительность.

• Коллективизм, критичность, консервативность.

• Легкомысленность, лживость, лицемерие, любознательность, любопытство, лень.

• Медлительность, мечтательность, мнимость, молчаливость, мстительность, мягкость.

• Настойчивость, находчивость, небрежность, необщительность, невнимательность, независимость, некритичность, нерешительность, нетерпеливость, неуживчивость, неуверенность в себе.

• Обидчивость, общительность, организованность, остроумие, отзывчивость, откровенность, образованность, открытость.

• Пассивность, пессимистичность, приветливость, придирчивость, принципиальность, пугливость, подозрительность.

• Расчетливость, решительность, равнодушие, реалистичность.

• Самомнение, самостоятельность, самоуверенность, сдержанность, скромность, слабоволие, слабохарактерность, смелость, справедливость, старательность, самокритичность, сообразительность, спокойствие, серьезность, совестливость, способность сочувствовать, сопереживать.

• Тактичность, торопливость, терпимость, трудолюбие.

• Угодливость, уживчивость, упрямство, усердие, уважение традиций.

• Халатность, хвастливость, хитрость, храбрость.

• Целеустремленность, честность, чуткость, шутливость.

• Эгоистичность.

•  Ячество.

Ход игры:

Участники игры рассаживаются вокруг стола по группам. Сначала каждый из них, изучив содержание пакета, выбирает и кладет возле себя те карточки, на которых указаны качества, по его мнению, присущие ему самому. Иными словами, осуществляется самооценка. Затем каждый участник выбирает карточки, на которых указаны качества, характеризующие партнеров по игре. Карточки с качествами, характеризующими того или иного участника игры, кладут против него надписью вниз. Так обеспечивается анонимность оценок.

После того как все карточки разложены, каждый получает возможность узнать, как оценивают его другие.

Результат игры — соотнесение собственных представлений о себе с тем, что думают о нем другие. Если обнаруживаются значительные расхождения самооценки с оценкой других, игровой момент снимает или по крайней мере сглаживает остроту переживаний. Анонимность оценок снижает психологическую напряженность ожидания и одновременно повышает их объективность. Подобные игры помогают ребятам составить правильное мнение о себе.

Вывод

Характер — есть еще одна важная составляющая человеческой природы, но в отличие от темперамента его можно изменять, избавляться от одних его качеств и приобретать новые.

Часть третья. «Выборы актива класса»

Нет ничего более страшного, чем состояние человека, зависящего от воли другого человека.

И. Кант

Учитель просит ребят подумать:

1. Кто из них способен возглавить общественную работу в классе?

2. Какой тип лидера подходит им и кто, на их взгляд, сможет справиться с руководством?

3. К кому они будут относиться доверительно и в то же время подчиняться?

• Лидер ровно настолько является лидером, насколько его представления о том, что и как должно происходить под его руководством, совпадают с тем, что и как происходит в действительности.

• Будучи лидером, можно, с одной стороны, хотеть, чтобы люди делали то, что хочется лидеру.

С другой стороны, можно ориентироваться на достижение неких конкретных результатов, не беспокоя себя относительно того, каким образом будет достигнут желаемый результат, т. е. добиваться результата.

• Существует еще третий вариант: добиваться того, чтобы люди желали того, чего хочет лидер; чувствовали так, как этого хочет лидер, и думали о том, что в данную минуту занимает лидера.

На третьем этапе занятия ребята смогут самостоятельно, более активно и обоснованно предложить кандидатуры своих одноклассников на «руководящие посты», зная их темперамент, а также основные черты характера.

Выборы проходят веселее, интереснее, если вместо традиционных школьных должностей придумать новые типа:

• «Мэр города «Радуга» — староста.

• Шеф «информационного отдела» — редколлегия, политобзор.

• Инспектор «образовательного центра» — зам. старосты.

• Распорядитель сектора «досуг» — культмассовая работа.

• Председатель «спорткомитета» — физорг класса.

Заключение

Учитель: Каждый из нас имеет свой природный темперамент, у которого есть как сильные, так и слабые стороны. На основе темперамента формируется характер, который человек способен в течение жизни изменять, пытаясь нейтрализовать негативные черты через самовоспитание и решение задач общего дела.

Характер проявляется в том, как человек относится к себе, к другим людям, к порученному ему делу. Формирование его черт происходит на протяжении долгих лет.

Темперамент в данном случае выступает в качестве своеобразного фундамента, основы для характера, однако не предопределяет его.

Информация к размышлению.

Мудрые мысли

• Многие из тех, кто остались сами собой, так никем и не стали.

• «Не все ли равно, кем быть, — доказывал осел барану, — важно быть, а не казаться».

• Верь в свою звезду, пусть ее еще не открыли.

• Вы спрашиваете, какой у него склад ума? Отвечаю: «Очень запущенный».

• Люди, лишенные совести, чаще вступают с ней в сделку. Парадокс!

• Лодырь — высшее проявление закона сохранения энергии.

• Легче идти вперед, чем в нужном направлении.

• Сколько драм играется за закрытым занавесом!

• Насколько все-таки легче прожить с плохой характеристикой, чем с хорошим некрологом.

М. Генин

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Елена Павловна Мартынова # 9 марта 2016 в 07:51 +1
Спасибо за очень полезную разработку "Методическая разработка классного часа для 10 класса. Тема «Мой характер». Я в 9 классе веду элективный курс "Профессиональное самоопределение" и данная тема пригодится в проведении занятий, тем более очень удачно спланированы элементы игры. Я провожу по этой теме только тестирование, но теперь благодаря Вашей разработке мой урок станет более насыщенным. Огромное спасибо!!!!!
Светлана Дмитриевна Горохова # 11 марта 2016 в 09:10 +1
Очень понравилась методическая разработка классного часа для 10 класса"Мой характер". Я думаю её можно использовать не только в школе,но и в дополнительном образовании.Я работаю в дополнительном образовании и занимаюсь профориентационной работой, объединение "Человек и профессия". Обязательно использую материал на своих занятиях. Большое спасибо!