Классный час «Семья в жизни человека», 10 класс

Разработка классного часа – практикума для старших классов «Семья есть благо»

Цели: привлечь внимание учащихся к проблеме семьи; дать представление о важности семьи в жизни человека; воспитывать терпимость, уважительное отношение друг к другу.

Оформление:

1. Столы в виде полукруга, за ними сидят учащиеся. На столах букеты из живых и неживых цветов, составленные по теме «Семья, любовь, дружба». Букеты подписаны, названия букетов защищаются в конце классного часа.

2. Перед сидящей аудиторией - два стола для тест- практикумов. За этими столами проходит тестирование, анкетирование, проигрывание тупиковых ситуаций, анекдотов.

3. На доске цитата:

Не иди вперед меня –

Я могу не пойти вслед.

Не иди позади меня –

Я могу не суметь возглавить.

Иди рядом со мной

И будь не просто другом.

Альберт Камю

4. Цитаты для оформления мероприятия.

Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело.

Влечение душ порождает дружбу.

Влечение ума порождает уважение

Влечение тела порождает желание.

Соединение трех влечений порождает любовь.

Древнеиндийский трактат «Ветки персика»

Любовь одна, но подделок под нее тысячи.

Ларошфуко

Счастливые обстоятельства бывают для каждого из нас, но не каждый умеет ими пользоваться.

Н. Г. Чернышевский

Ход классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя.

На фоне песни «Погода в доме» (сл. М. Танина, муз. Р. Горобца).

Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном по-домашнему зале, чтобы поговорить о самом важном в жизни - о любви, счастье, браке, взаимоотношениях в семье, о проблемах, которые бывают в каждом доме, в каждой семье, поговорим о том, как легче выйти из различных тупиковых ситуаций, как предотвратить или не допустить ссоры в семье.

Поэтому не случайно мы выбрали такое название классному часу - «Семья есть благо». Итак, начинаем наш разговор. Его первый блок посвящен истории такого явления, как семья.

II. Основная часть. Семья есть благо.

1-й блок. История семьи

1-й ведущий. Создание семьи - событие государственной важности. В семье мы учимся любить, черпать силы, сюда несем свои удачи и надежды, свою усталость и потребность во внимании и понимании. Все это надо сохранить в себе и в другом до конца дней, не дать померкнуть в холоде взаимного непонимания. А это не так легко, оказывается, беречь любовь и семью надо учиться.

Но отношение к браку радикально меняется. В настоящее время многие мужчины начинают брать на себя некоторые домашние обязанности и более активно участвуют в процессе воспитания детей.

Однако следует отметить, что стал подвергаться сомнению сам институт официального брака - отдельные пары живут вместе без юридического оформления своих отношений.

2-й ведущий. А как вы себе представляете совместную семью?

На самых ранних этапах зарождения брака отношения между полами регулировались преимущественно биологическими факторами.

Экзогамный брак - межродовой, межплеменной.

Групповой - у одного мужчины несколько жен и наоборот (24-25 тыс. лет).

Парный брак - муж, жена, дети. Но биологическое равенство необязательно. Дети могли быть от другого мужчины, но муж имел право брать материально вознаграждение с любовника.

Моногамная семья - с возникновением частной собственности, современная форма брака.

3-й ведущий. Древнегреческий мыслитель Платон полагал, что при заключении брака надо знать, из какой семьи молодой человек берет жену или в какую семью родители отдают свою дочь. В Афинах и Спарте в праздник весны подвергали телесному наказанию - секли розгами за уклонение от вступления в брак.

В Средние века отношение к браку редко связывалось с романтикой и любовью. В эпоху Возрождения и Реформации начали открыто говорить о правах женщин и стал распространяться взгляд на брак как на духовное единство мужа и жены. А как вы смотрите на это?

- В Библии - это апология чувственной любви. Евангелие понимает любовь предельно широко как духовную симпатию, как преодоление эгоизма.

- Коран обращен исключительно к мужчинам, в нем отсутствуют указания на чувственные и эмоциональные моменты брака.

4-й ведущий. В брак люди вступают и для удовлетворения естественных, плотских желаний. Бытует мнение, что интимная жизнь человека всегда была таинственной и безгласной. Никто не внушал, что секс - это грязь, ибо деторождение было божественной заповедью. Молодых обучали премудростям чувственной любви. А в некоторых культурах (особенно на Востоке) существовал даже определенный культ секса. Таковы китайский анонимный тракт II в. до н. э. «Сочетание ин и ян», всемирно известный индийский тракт «Камасутра».

2-й блок. Тест-практикум

1-й ведущий. Брак по расчету. Брак ради духовного союза. Романтический брак. Брак-товарищество. Брак, основанный на любви. Каждому из вас когда-либо предстоит вступить в брак. Есть ли у вас необходимые для счастливого брака качества? Предлагаем вам поиграть.

Эти маленькие тесты мы приготовили для ... скажем ... потенциальных пар. По их ответам на вопросы мы сможем увидеть, будут ли они конфликтовать или прекрасно поделят между собой заботы семьи и будут счастливы. Решать им.

Раздает задание двум-трем парам.

ТЕСТ-ПРАКТИКУМ

Работа по дому

Кто ее выполняет:

мужчина

женщина

вместе

1

2

3

4

Мытье посуды.

Домашний ремонт.

Уход за садом.

Домашняя уборка.

Покупка продуктов.

Приготовление еды.

Заработок.

Ведение домашней бухгалтерии.

Принятие решений о крупных покупках.

Воспитание детей.

Уход за больным ребенком.

Игра с детьми.

Планирование отпуска.

Организация отпуска

 

 

 

2-й ведущий. Пока наши пары будут работать, мы проведем параллельный тест. Встречаются два человека - юноша и девушка, и каждый из них расценивает друг друга как партнера, свою половинку... На что вы обратите внимание при первой встрече, из чего будут складываться первые впечатления.

Тест-практикум «Первые впечатления»

При первой встрече я обращаю внимание на:

а) внешность - приятно разговаривать с красивым, опрятным человеком;

б) слова - очень важно, что он говорит, как отзывается обо мне;

в) действия - что из действий вашего партнера вас привлекло, оттолкнуло?

г) Хотите ли вы, чтобы ваш будущий муж (жена) был похож на вашего папу (маму).

Ответить знаком «+» - да; «-» - нет.

Пока наши почти будущие семьи решают, быть им вместе или не быть, пока молодые люди делятся своими первыми впечатлениями, давайте вместе с вами ответим на вопрос: зачем, для чего создаются браки?

Каждый из вас, конечно же, задумывается над этим. И все же для чего?

Учащиеся высказывают свои мнения, после чего ведущие подводят итоги: для чего создаются браки?

1. Для упорядочения своей жизни.

2. В целях безопасности. (Девушки).

3. Чтобы облегчить ведение домашнего хозяйства.

4. Чтобы иметь какие-то обязательства перед партнером, ответственность.

5. Чтобы долго и преданно любить и т. д.

3-й ведущий. Видите, как много причин ведут двух людей к образованию семьи.

При встрече, оказывается, мы более всего обращаем внимание на внешность, затем на слова, какие вам говорят друзья противоположного пола, на действия их. Значит, и быть опрятным, красивым, и уметь сказать вежливые слова, и даже что-то сделать: подарить ли цветы, пригласить куда-нибудь - все это имеет значение. Поэтому, дорогие мои, всегда следите за собой, своей речью, словами, действиями. Это очень важно в выборе себе партнера.

4-й ведущий. А как проявляют свои чувства, выбирая себе партнера, животные, птицы? Давайте поговорим вот о чем: а как происходит выбор, именно брачный выбор в мире животных? В мире животных есть целые ритуалы знакомства и дарения подарков, танцы и многое другое.

Чаще всего в мире животных в брачную пору «поют самцы». У каждого вида своя песня. На эту песню откликаются самки только своего вида. Другие просто эту песню не слышат. Некоторые птицы не стесняются включать в репертуар своих любовных серенад любые звуки, которые они слышат. Песня лирохвоста, например, может состоять из подражания автомобильным, паровозным гудкам, колокольному звону, собачьему лаю, причем все это он не просто воспроизводит, подобно магнитофону, а создает из этого весьма гармоничную мелодию. Безголосые, не умеющие петь, остаются холостыми, бобылями, не оставляют потомства.

1-й ведущий. До какой степени «холостяку хочется жениться», говорит количество повторений песни. Ученые подсчитали, что за день самец пеночки может пропеть свой призыв 2340 раз, лесной конек - 3370 раз. И на следующий день, и на следующий. Одному очень грустно... И по этим песням самки отыскивают женихов.

У многих видов животных принято дарить подарки. Причем подарок может быть принят или отвергнут. Так, у некоторых видов мух самцы дарят самке пустой шелковый шарик (ткут его сами) или шелковый пакетик, внутри которого находится лепесток цветка. Цапли иногда дарят друг другу палочки. У свиристелок самец приносит самке ягоду, она возвращает ее самцу, он снова передает ей, и так много-много раз.

У крачек самец гордо вышагивает по берегу с рыбиной в клюве и постоянно останавливается то у одной, то у другой крачки-самки, заглядывая ей в глаза. Одна отворачивается, другая сначала принимает дар, а потом возвращает; третья, наконец, берет рыбину и оставляет ее у себя. Тогда самец начинает тянуть рыбину к себе. Та не отдает, тем самым подписывает «брачный договор».

Вот так находят друг друга животные, птицы. Люди тоже различными способами пытаются привлечь внимание к себе. Как дорого человеку внимание, самое разное. Но иногда возникают такие ситуации, когда необходимо найти компромисс. Возникающие тупиковые ситуации приводят к таким глупым обидам, которые накапливаются... и потом непременно выплескиваются.

2-й ведущий. А как это происходит, мы сейчас увидим.

Проигрывание семейных ситуаций, которые приводят к ссорам, а иногда и к необратимым процессам.

а) Сценка «Посмотри, что я из-за тебя сделал?». Жена просит мужа помочь ей прибить картину на стену. Муж соглашается. Жена начинает диктовать, куда лучше прибить: выше, ниже, вправо, левее, косо и т. д. но вот муж ударяет молотком себе по пальцу и прекращает работу.

б) Сценка «Тупиковая ситуация». Жена предлагает мужу сходить в театр. Он соглашается, жена начинает перебирать свои наряды, капризничает, сердится, ворчит, так как не находит, в чем ей идти в театр. Муж уходит один на прогулку.

3-й ведущий. Видите, как все в жизни имеет значение. Поэтому очень важно следить за своими действиями, выражениями, словами. Проведем викторину, в которой нужно заменить грубые выражения мягкими, теплыми...

Я тысячу раз говорил, что...

Сколько раз надо повторять...

О чем ты только думаешь...

Неужели тебе трудно запомнить, что...

Неужели ты не видишь, что...

Неужели тебе не понятно, что...

Ты стал таким скучным...

Все люди, а ты...

Что ты ко мне пристал...

Ты такой же, как и твои родители...

Варианты замены:

Ты у меня самый умный...

Ты у меня самый красивый...

С тобой мне так легко...

Ты всегда правильно понимаешь...

Я никому так не верю, как тебе...

У меня нет никого ближе...

Ты у меня молодец...

Посоветуй мне, ты так хорошо разбираешься...

Я бы никогда так не сумела сделать...

Я так тебе благодарен...

4-й ведущий. Приказания, грубость вызывают противоречия, а когда ласково, нежно попросят, человек сам хочет выполнить, чтобы доставить тебе приятное. Поэтому-то семейная жизнь и построена на взаимопонимании, доверии, доброжелательности.

Не бойтесь говорить друг другу комплименты...

Ведь это все любви счастливые моменты...

Чтобы жить счастливо и красиво, нужно каждодневно работать над собой, вырабатывать в себе чувство терпимости, бережного отношения друг к другу.

1-й ведущий. Готовясь к классному часу, мы дали задание нашим группам назвать как можно больше пословиц и поговорок о семье и браке.

Какая же группа знает их больше? (Лучшей группе приз.)

2-й ведущий. А сейчас мы проведем конкурс на лучший анекдот о семье, семейных отношениях. В организационный комитет ребята из трех групп передали более 40 очень веселых и интересных анекдотов. Но мы, как и обещали, зачитываем лучшие 3: по 1 из каждой группы. (Зачитываются самые удачные анекдоты.)

Заключительное слово классного руководителя.

Дорогие ребята, мы сегодня пофантазировали, поиграли, провели тесты-практикумы и, очень хочется верить, задумались о большом и важном. До новых встреч, до новых интересных тем для разговора.

Учащиеся покидают зал под песню «Погода в доме» (сл. М. Танича, муз. Р. Горобца).

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Отцы и дети»

Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Прощение или месть»

Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Опасности современной молодежи»

Нет комментариев. Ваш будет первым!