Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов

Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов

Особенности тематических классных часов в старших классах

Тематика классных часов определяется с учетом возрастных психологических особенностей учеников. Подготовка и организация классных часов, выбор формы, тактика поведения, воспитательные цели тоже учитывают психологические особенности учащихся. Поэтому важно более подробно рассмотреть этот аспект.

Возрастные особенности учащихся старших классов

Возраст старшеклассников — от 15 до 17 лет. Это трудный период жизни. Ученик уже вышел из детского возраста, и его мир становится более сложным. Беспечность и простота уходят, их место занимают сумятица и беспокойство. Юношам и девушкам приходится самим делать нравственный выбор в своей жизни. Как не запутаться и принять правильные решения? Они задают себе вопросы: «Что делать?», «Как мне следует поступить?», «Как узнать, что правильно, а что нет?» и т. п.

Задачами классного руководителя являются подготовка старшеклассников ко взрослой жизни, которая ожидает их за воротами школы, помощь в поиске правильного пути в жизни, попытка уберечь их от тяжелых или непоправимых ошибок. На пороге зрелой жизни им необходима сильная духовная поддержка преподавателя. В связи с этим на классных часах должны рассматриваться насущные и важные для юношества вопросы и проблемы, их переживания и нужды. Для этого необходимы понимание молодых людей, участие и забота о них.

Физическое развитие. Этому возрастному периоду свойственно быстрое физическое развитие. У девушек созревание происходит быстрее, чем у парней. Девчонки вдруг становятся цветущими барышнями. Мальчишки тоже меняются — появляются мускулатура, сила, ломается голос, начинают расти борода и усы.

В психологическом отношении развивается мужское и женское поведение. Юноши и девушки начинают уже относить себя к миру взрослых, стремятся к самоутвер­ждению, независимости. Возникает беспокойство о внешности. Эмоции неуравновешенны, в поведении часто наблюдаются крайности. И девушки, и юноши стремятся к интимным и эмоциональным отношениям с противоположным полом.

Отношения. Отношения со взрослыми меняются. От молодых людей теперь ожидают более ответственного поведения. Девушек подключают к домашней работе, а юноши начинают помогать отцам. Считается, что игры для дальнейшего развития им уже не нужны. Да и времени на игры общество им не оставляет, особенно это касается девушек.

У юношей и девушек значительно возрастает интерес к противоположному полу. Кроме того, они становятся более сплоченными в группе, коллективе. Создаются также группы одного пола. Выше уже упоминалось о том, как необходимо школьникам принадлежать к какой-то группе.

Для учеников этого возраста очень важно признание, в связи с этим они стремятся присоединиться к группе, где могли бы самоутвердиться. Если юношеская жажда принадлежности группе не удовлетворяется, возникает отчужденность. Такие ученики чувствуют себя отверженными, ненужными.

Отчуждение может появиться резко и явно, а может тихо, незаметно. Но в обоих случаях оно очень ранит молодых людей.

В помощь преподавателю

Если в классе есть ученики, которые испытывают отчуждение со стороны одноклассников, можно порекомендовать следующее: стимулировать их к предприимчивости. Когда школьник может предложить какую-то полезную идею членам группы, он начинает чувствовать себя нужным, появляется ощущение принадлежности к ней.

Предприимчивость подразумевает уверенность в своих знаниях и способностях и умение применять их в жизни. Чтобы развить в себе предприимчивость, необходимо трудиться над собой. Учитель должен помочь юношам и девушкам научиться придумывать и делать что-то полезное не только для группы, но и для общества в целом.

Однако следует остерегаться неудачи. Когда у подростка не получается что-то сделать хорошо, он начинает чувствовать себя неполноценным. У школьника может даже сложиться убеждение, что он не способен сделать ничего полезного.

Семья. Покидая детство, подросток оставляет присущую этому возрасту беспечность и теряет чувство безопасности. Между тем он еще не умеет принимать решения вообще, тем более правильные решения в различных жизненных ситуациях и проблемах. В построе­нии своей позиции подросток уже опирается на авторитет не родителей, а других взрослых — звезд эстрады, спорта, учителей, друзей и т. д.

Всякие традиции, существующие в семье, подвергаются критике. В современном мире, переполненном информацией и развлечениями, подростки обнаруживают очень много такого, что не было известно или доступно их родителям. Молодые люди склонны постоянно искать и испытывать все новое, открывать мир, искать правду. Принципы, которыми руководствовались родители, легко подвергаются сомнению и даже отвергаются.

В юности обостряется восприятие добра и зла. Подростки резко реагируют на любые действия родителей, говорят все, что приходит ум. В то же время они перестают быть откровенными с родителями, пытаются скрывать от них свои мысли и чувства. Правила, стесняющие свободу, безоговорочно нарушаются. Если родителям не хватает терпения и мудрости, в семье то и дело вспыхивают конфликты.

Чувства. Физиологические и гормональные изменения в юношестве затрагивают также и психику. Подростки становятся очень эмоциональными и чувствительными. В этих сферах они склонны к крайностям. Подростки бурно проявляют радость и легко впадают в глубочайшую депрессию. Могут испытывать как силь­ную симпатию, так и сильную ненависть.

Между тем подросткам открывается новая сфера чувств, которых они не испытывали в детстве. Например, обостряется чувство справедливости, появляется склонность к идеализированию. Появляются увлечения противоположным полом, завязываются отношения, которые впоследствии перерастут в мужскую дружбу. Все эти чувства пока еще незрелы и со стороны могут выглядеть смешно. Однако это живые чувства, поэтому всякие насмешки со стороны взрослых и сверстников глубоко ранят юное сердце. Со временем чувства созреют и придут в равновесие, станут более адекватными.

Если не считаться с чувствами подростка в этот период, можно причинить ему сильную боль и навсегда потерять доверие. Особенно важно для них признание в группе сверстников. Опозориться в глазах друзей представляется самым страшным событием для любого подростка.

Мораль. Мораль подростков определяется теми ценностями и нормами поведения, которыми руководствуются люди их окружения. Нравственные и моральные принципы у подростков еще не сформированы и не утверждены. Кроме того, возникшие новые сексуальные чувства еще не уравновешены. Все это делает юных людей слабыми перед различными безнравственными искушениями, подстерегающими их в мире. Так, реклама, фильмы, откровенные клипы эстрадных исполнителей — все это может вызвать чрезмерный интерес к сексу. А открытый доступ к порнографической продукции может спровоцировать сексуальную распущенность. Молодежные вечеринки, тусовки, клубы, а также давление со стороны одноклассников, друзей могут привести к курению табачных изделий, увлечению алкоголем, наркотиками. В этом возрасте подростки очень сильно подвержены влиянию тех, с кем они общаются.

Рекомендуем посмотреть:

Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов

Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа

Что такое тематический классный час

Пословицы и поговорки о детстве, юности и молодости

Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 7 сентября 2013 в 10:45 +1
К нам в профессиональный лицей как раз приходят дети именно этого возраста, поэтому не могу не согласиться с автором данной статьи. Это сложный период взросления, поиска себя, своего места в современном мире.  Мне кажется, что важно в это время не оставлять подростка в одиночестве. Для любого взрослеющего ребенка необходима поддержка с любой стороны его окружения, будь то родители, друзья, или преподаватели в лицее.
Виктория # 16 мая 2016 в 19:47 0
Важно правильно подбирать темы и содержание тематических классных часов в старших классах. Так как современное поколение очень трудно чем-то заинтересовать.