Этот метод является наиболее широко используемым при проведении тематических классных часов, но, пожалуй, наименее эффективным.
Преимущества данного метода:
1) экономия времени и ресурсов;
2) систематизация, организация и завершенность;
3) удобство при использовании в больших по количеству учеников классах;
4) удобство при изложении различных мнений по данной теме или множества фактов;
5) опора на слово и личность преподавателя. Существенным недостатком этого метода является то, что вся информация преподносится классным руководителем устно в виде продолжительного монотонного изложения тематического материала. Кроме того, лекция предполагает минимальное участие школьников, она не ориентирована на индивидуума и порой требует тщательной информационной подготовки учителя.
В помощь преподавателю
Для эффективности лекционного метода можно применить следующие средства:
1) использовать расширенную презентацию, сопровождаемую комментариями учителя и откликами учеников;
2) сделать лекцию как можно более разнообразной;
3) использовать различные интонации голоса;
4) включить в лекцию шутки, юмор;
5) скорость подачи материала лекции изменять в зависимости от проявляемого к информации интереса учащихся;
6) быть восприимчивым к обратной связи с учениками;
7) использовать темы, интересные и актуальные для учеников;
8) дополнить лекцию дискуссией на заданную тему;
9) по окончании лекции провести обсуждение рассматриваемой темы;
10) дать ученикам возможность после лекции задать вопросы лектору;
11) использовать дебаты (обсуждение двух противоположных мнений по теме, что позволяет лучше ее разъяснить);
12) провести лекцию в виде доклада, который заранее подготовлен группой. Одноклассники могут задавать вопросы членам группы, представившей доклад;
13) дополнять лекцию демонстрациями (например, как что-то делалось в прошлом веке и т. п.).
Этот метод похож на лекцию, но более захватывающий и интересный, хорошо удерживает внимание слушателей, способен вызвать эмоциональный отклик у школьников.
Повествование строится на простых, понятных рассказах, взятых из домашней жизни, политики, бизнеса, происходящих в мире событий, биографий известных людей, личного опыта и т. д. Учитель должен уметь на этом материале построить поучительные истории, которые можно использовать для освещения заданной темы классного часа.
Повествование всегда очень эффективно. Его можно использовать в любой части классного часа. Общение можно начать с интересного рассказа. Короткими, но яркими рассказами можно иллюстрировать любое положение развиваемой темы. Поучительный рассказ можно использовать в конце общения, чтобы пояснить цели данного тематического классного часа.
С помощью повествования учитель посредством слов как бы рисует в воображении учеников картину и помогает увидеть ее отображенной в его реальной жизни.
В помощь преподавателю
Повествование бывает:
1) незаконченным;
2) законченным;
3) длящимся.
Незаконченное повествование удобно использовать для привлечения учеников к дискуссии. Для этого классный руководитель рассказывает только часть истории и дает возможность ученикам обсудить ее.
В процессе обсуждения темы, затронутой в рассказе, делается вывод.
Законченные истории хорошо использовать для объяснения или иллюстрации какой-нибудь истины или принципа.
Длящееся повествование представляет собой рассказ истории частями по мере раскрытия темы. Такой метод позволяет поддерживать интерес к теме у учащихся.
Учитель назначает учеников, которым дает определенный материал для изучения и последующего представления в классе. Эффективность этого метода заключается в том, что он побуждает учеников самостоятельно изучать материал.
При методе можно использовать такие приемы, как:
1) просмотр книги (ученик или группа учеников читают определенную книгу, анализируют ее, объясняют мысли автора и делают отчет о проделанной работе);
2) слушающие команды (отбирается небольшая группа учащихся, которой предварительно дают материал для изучения, чтобы они могли затем руководить обсуждением представленной на классном часу темы или даже провели дискуссию, дебаты);
3) тестирование (дает возможность показать ученику, чему он научился).
В помощь преподавателю
Для большей эффективности данного метода учитель должен постараться найти такой материал, который действительно заинтересует ученика, иначе тот с неохотой будет заниматься внеклассной работой.
Порой какая-либо тема может вызвать бурный интерес со стороны учеников. Учитель должен быть готов к этому и на основе представленного классу материала достигнуть определенных воспитательных целей. Для этого необходимо заранее спланировать желаемые цели, чтобы умело подвести к ним учащихся.
Давая задание ученикам, нужно четко и понятно объяснить им его, а также дать достаточно времени на подготовку и написание отчета. Кроме того, необходимо проследить, чтобы источники получения материала для отчета были адекватными.
Основные направления воспитательной работы в школе и колледже
Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов
Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа
Структура тематического классного часа. Методика проведения тематического классного часа
Алина Павловна Исакова # 25 января 2016 в 17:11 0 | ||
|
Виктория Игорьевна Давлетова # 16 мая 2016 в 20:45 0 |