Классный час «Умение управлять собой», 9 класс

Беседа для учащихся 9 класса на тему «Искусство управлять собой»

1. Учитесь управлять собой.

• Умеете ли вы управлять собой, своим поведением? Вопрос сложный. Давайте попытаемся разобраться с такой чертой характера, как воля.

Воля - это сознательные действия, поступки, которые человек совершает для преодоления трудностей при достижении цели. Люди различаются между собой - у кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Волевому человеку проще управлять своей жизнью, он добивается больших результатов.

Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплинированности, смелости, инициативности. Это - волевые качества.

Это нужно знать!

Признаки решительности:

• быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или иного действия или поступка;

• выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затруднительных условиях и во время эмоционального возбуждения;

• осуществление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки самостоятельности:

• выполнение посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны других людей (способность без напоминаний и подсказок выполнять трудовые, учебные задания и т. п.);

• умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.);

• умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав.

Признаки дисциплинированности:

• сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение поручений, правил и т. д.);

• добровольное выполнение правил, установленных коллективом;

• соблюдение дисциплинированного поведения при изменении обстановки.

Признаки настойчивости:

• стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать поставленную цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;

• умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;

• умение проявлять упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.).

Признаки выдержки:

• проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднительных условиях (большие помехи, испорченное настроение, неудачи и т. п.);

• умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

• умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. п.);

• умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки смелости:

• преодоление чувства страха;

• сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;

• проявление верности своим принципам вопреки давлению со стороны других людей, откровенное выражение собственного мнения.

Признаки инициативности:

• проявление творческих способностей, выдумки, рационализации;

• участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

• активная поддержка коллектива в реализации намеченных планов.

Признаки целеустремленности:

• умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные из них;

• умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

• умение осуществлять намеченное.

2. Искусство ставить цели, или Как подчинить время.

Самое трудное - это научиться использовать ресурсы собственного «Я» и направлять их на достижение успехов. Множество людей по разным причинам часто не имеют представления о том, что бы они хотели делать, к чему стремиться. И очень часто они поэтому чувствуют себя несчастными.

Многие, когда говорят о целях, о своих планах, акцентируют внимание на недостаток времени, как бы оправдывая себя в том, что цель никак не достигается.

Гармоничные отношения со временем означают две вещи:

• способность жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не как подготовку к будущему или как роковое следствие прошлого;

• способность ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть жизнь целостной.

Время - величайшая ценность. Отношения со временем должны строиться на «научной основе», важно «подружиться со временем», сделать так, чтобы оно «не сердилось на меня».

Давайте познакомимся с правилами гармоничного распределения времени.

• Определение относительной важности дела. Принцип Парето, или соотношение 80 : 20. Этот принцип работает, если вы умеете отличать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 % времени, вы можете получить 80 % удовлетворения, занимаясь важным делом. И, наоборот, прозанимавшись весь день неглавным делом, в итоге получите 20 % удовлетворения.

• Умение трезво рассчитывать силы и время. Подавляющее большинство людей склонны преувеличивать свои силы и недооценивать время, необходимое для выполнения задачи. Определить величину заблуждения можно, если X единиц времени умножить на 3. Например, если вам кажется, что этот доклад вы можете написать за 30 минут, умножьте этот показатель на 3, и вы получите реальные временные затраты.

• Умение давать обещания. Необходимо научиться анализировать свои возможности, прежде чем соглашаться делать что-то. В ответ на просьбу необходимо научиться отвечать: «Подожди, я подумаю, смогу ли я тебе помочь». Затем проанализировать ситуацию и дать ответ. Это проверенный способ приобретения авторитета и заслуженной славы надежного человека.

Итак, выведем основные правила:

• Не торопись соглашаться в ситуации психологического давления.

• Принимай решение только после рассуждений о приоритетах и затратах времени.

• Честно говори «НЕТ», если не можешь справиться с чем-то.

• Бери на себя только посильную часть проблемы.

• Говори себе почаще «МОЛОДЕЦ», если ты сдержал слово и нашел общий язык со своим временем.

Задания для учащихся

1. В тетради нарисуйте круг. Пусть он символизирует волевого человека на 100 %. Отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует вашей силе воли.

2. Оцените количество каждого волевого качества в себе по 100 %-ной шкале:

• решительность;

• настойчивость;

• смелость;

• самостоятельность;

• целенаправленность;

• инициативность;

• выдержка;

• дисциплинированность.

Обсудите с ребятами, насколько ваши представления о своих волевых качествах соответствуют действительности, какие развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств необходимо поработать.

3. Вспомните ситуации, когда вы чего-то не успели сделать, подводили кого-то, не сдерживали слово. Что чувствовали в данной ситуации? Как себя вели? Напишите эссе на тему «Мои отношения со временем».

4. Определите последствия разбазаривания времени.

5. Определите правила гармоничного распределения времени.

6. Обсудите с ребятами умение трезво рассчитывать свои силы и время, умение давать обещание.

7. Тест «Активизация внутренних ресурсов».

Этот тест поможет выяснить, насколько ты готов справиться с самим собой, своими достоинствами и недостатками, готов ли ты к саморазвитию.

• Отметь знаком «+» свое согласие с предложенными утверждениями и знаком «-» - несогласие.

1) У меня появилось желание больше узнать о себе.

2) Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.

3) Я уверен в своих силах.

4) Я верю, что все задуманное мною осуществится.

5) У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.

6) В своих планах я чаще всего надеюсь на удачу, чем на себя.

7) Я хочу лучше и эффективнее учиться.

8) Когда нужно, я могу заставить изменить себя.

9) Мои неудачи связаны в основном с неумением что-то делать.

10) Меня интересует мнение других о моих качествах и возможностях.

11) Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.

12) В любом деле я не боюсь неудач и трудностей.

13) Мои способности и умения соответствуют требованиям учителей и родителей.

14) Обстоятельства сильнее меня, даже если я хочу что-то сделать.

А теперь сравни свои ответы с ключом:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

-

• Построй систему координат.

По оси ОХ отложи значение суммы совпавших ответов на вопросы:

Х = 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

По оси ОУ отложи значение суммы совпавших ответов на вопросы:

У = 3, 4, 6, 8, 11, 12, 14.

А - могу совершенствоваться, но не хочу о себе знать;

Б - я не хочу знать о себе, не хочу изменяться;

В - хочу знать о себе и могу изменяться;

Г - хочу знать о себе, но не могу себя изменить.

• Ты доволен полученным результатом?

Обсуди его с ребятами.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс

Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс

Классный час «Познай самого себя», 9 класс

Классный час «Право выбора», 9 класс

Классный час «Особенности личности», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!