Классный час «Не позволяй душе лениться», 8 класс

Конспект классного часа для 8 класса на тему «Не позволяй душе лениться!»

Цель. Раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб.

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от забот,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет. (

 

А ты хватай ее за плечи

Учи и мучай дотемна.

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Н. Заболоцкий

Итак, кто же обязан трудиться и день и ночь? Душа. А что же такое душа? Как вы понимаете это слово?

Словарь Ожегова дает нам такое определение души: душа - это внутренний мир человека, его сознание.

В стихотворении есть слова: «Держи лентяйку в черном теле». А это как вы понимаете?

Давайте рассмотрим ситуацию с найденным вами кошельком. Что вы с ним сделаете? Если вы его взяли, то что вы испытываете? Предположим, что вы потеряли кошелек. Что вы испытываете при этом? (Обсуждение в парах.)

Как вы понимаете слова: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Еще ситуация: вы едете в автобусе и решили не покупать билет. Как вы себя чувствуете? Хорошо ли у вас на душе?

«Поступай, как должно, не для видимости, не потому, что кто- то увидит твои хорошие поступки и похвалит тебя, а по велению собственной совести. Быть настоящим человеком наедине со своей совестью значительно труднее, чем на глазах людей, оценивающих твои поступки, одобряющих добро и порицающих зло. Отчитываться перед своей совестью несравненно труднее, чем перед другим человеком». (Сухомлинский.)

«Совесть - вещь чрезвычайно тонкая, нежная и капризная. Нужно учиться повелевать своей совестью - тогда она становится мудрым и благородным стражем поступков». (Сухомлинский.)

В стихотворении Н. Заболоцкого говорится, что нашу душу нужно тащить с этапа на этап. Таким образом, как бы ни было трудно, мы должны стараться перебороть плохое в нашей душе.

Мы видим, что у каждого существует внутренний мир, душа человека.

Также мы видим, что от совершения плохих поступков нас удерживает совесть. Мы испытываем терзания, сочувствие, проявляем уважение друг к другу. Можно и дальше продолжить этот ряд, но мы сделаем остановку. Попробуйте найти обобщающее слово для этих понятий.

На доске: душа, совесть, сочувствие, уважение и т. д.

Итак, все это можно назвать духовностью. А сейчас в своих тетрадях попробуйте написать, что вы считаете духовностью.

Зачитать несколько ответов.

Ожегов дает такое определение духовности, давайте его запишем: «Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Всем ли это понятно? Сейчас в нашей стране основной упор делается на приобретение вещей. Часто материальные вещи преобладают над духовными. А должно быть наоборот.

Анкета интересов.

Человек подошел к вам и соприкоснулся с вашим внутренним миром. Сверкать и греметь тут совсем не нужно, а вот согреть и приютить подошедшего очень даже кстати.

Правда, для этого от вас потребуется хорошая душевная погода, а погода бывает разная: иногда закипающая весна, иногда шумное и теплое лето, иногда мудрая осень. И всегда ласковое и неназойливое солнышко.

А как вы понимаете душевную погоду: весну, лето, осень? Всем ли понятно, о чем мы говорим? Всегда ли ваша внутренняя погода радует тех, кто рядом с вами? А как вы думаете, почему не всегда? На всех ли у вас хватает солнышка?

А бывает наоборот, мы не чувствуем душевного состояния других; у человека горе, а мы смеемся. Нужно бережней относиться друг к другу.

Результаты анкеты говорят, что в нашей школе выделяют наиболее значимые ценности в жизни: счастливую семейную жизнь, получение высшего образования. А будущее видят интересным.

Дом вашей души чист и содержится в порядке, хотя постоянно строится и вверх, и вглубь. Завтра он уже не тот, что вчера, а каждый год меняет его внешность почти неузнаваемо, хотя основные конструкции вашего дома постоянны, и его не перепутать ни с каким другим.

Вы помните конец четвёртого четверостишия? Давайте немного поиграем, но игра будет серьезная, мы будем работать над понятиями.

1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)

2. Внутренний психический мир человека. (Душа.)

3. Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)

4. Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)

5. Почтительное отношение, основанное на признании чьих- либо достоинств. (Уважение.)

6. Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)

7. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)

8. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)

9. Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)

10. Группа живущих вместе родственников. (Семья.)

Я выдаю вам анкету, для заполнения которой вам необходимо подумать и поговорить с членами вашей семьи.

ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ

История каждой семьи уникальна, не похожа на историю других семей. Проведи исследование, чтобы узнать:

1. Откуда родом твои предки?

2. Кем были твои предки по профессии? Людей какой профессии было больше всего у вас в роду?

3. Существуют ли в вашей семейной истории какие-нибудь факты, о которых рассказывают каждому члену семьи?

4. Есть ли у вас какие-то особые семейные праздники, торжества?

5. Если бы ты мог совершить путешествие во времени, к кому из своих предков и в какую эпоху ты бы отправился?

АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Мои отношения с родителями (подчеркнуть):

Любовь, уважение, забота.

Нахожусь в полном подчинении и зависимости.

Равноправные.

Нейтральные.

2. Какие детские обиды и радости оставили след в душе и не стерлись со временем?

3. Ваша домашняя библиотека. Какие книги вам особенно дороги?

4. Какова роль родителей в становлении вас как личности?

Определяющая.

Положительная.

Незначительная.

Отрицательная.

5. Советуются ли с вами родители при принятии серьезных решений?

6. Испытываете ли вы потребность в общении со своими родителями?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час, 8 класс. Признание отличий между людьми

Классный час «Создание позитивных дружеских отношений», 8 класс

Классный час, 8 класс. Предпочтения рождают многообразие и общность

Классный час «Характер», 8 класс

Классный час «Темперамент», 8 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!