Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»

Методическая разработка классного часа для 3-4 класса

Автор: Паршина Олеся Александровна, учитель начальных классов МАОУ СОШ№3 г. Усть-Лабинска Муниципального образования Усть - Лабинский район Краснодарского края

Описание работы: данный  материал  будет полезен для учителей начальных классов при проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Возраст детей 9-11 лет, 3-4 класс.

Цель классного часа: познакомить  учащихся с правилами поведения при пожаре.

Задачи:

Рассказать о  роли огня в жизни человека;

выявить причины, приводящие к возникновению пожара;

составить памятку о поведении при пожаре.

Развивать интерес учащихся, усилить бдительность ребят , воспитывать чувство ответственности.

Ход классного часа

Учитель:

Ребята разгадайте загадку: «Накормишь – живет, напоишь – умрет»  

Ученики: Огонь.

Учитель:

Верно, это огонь, и говорить мы сегодня будем об огне.

Давайте вспомним, как огонь попал к людям.

Ученики:

(древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)

Учитель:

А давайте совершим путешествие в древнюю Грецию.

На экране демонстрируется отрывок из мультфильма о Прометее.

Учитель: Кто же такой Прометей?

Ученики:

Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.

Учитель:

Как жили люди без огня?

Ученики:

Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы.

От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры.

Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня.

Учитель: Как он помог людям?

Ученики:

Он нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.

Учитель:

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей.

Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь.

Учитель:

Как же люди используют  огонь?

Ученики:

Люди используют огонь для  приготовления  пищи,

при  изготовление стекла и кирпича,

огонь нужен для   обжига  керамических изделий,

для  отопления  жилища   др.

Учитель.

Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Посмотрите на экран, вот к чему могут привести игры с огнем. «Пожары»

Учитель: Давайте дадим определение слову ПОЖАР.

Ребята высказывают своё мнение и в конце с помощью учителя выводят определение:

«Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства».

А теперь мы отправимся в прошлое и выясним,  когда и кем была организованна первая пожарная охрана.

Внимание на доску

– С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.

– В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

– Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.

– 17 апреля 1918 года бы подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.

Учитель: Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же.

Вот теперь я прошу вас подумать что может стать причиной  возгорания.

(Учащиеся работают  в парах, после обсуждения учитель принимает ответы детей)

· Неосторожное обращение с огнем (90 %).

· Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.

· Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.

· Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.

· Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.

· Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.

· Шалости детей с огнем.

Учитель:

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.

Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

Работа в группах.

Давайте разделимся на 4  группы  и разберём ситуации «Поведение при пожаре»

Каждая группа получает карточку.

Если горит телевизор.

1. Пожар на балконе (лоджии).

2. Дым в подъезде.

3. Пожар в многоэтажном здании.

Ответы на карточки:

1. Если горит телевизор

Необходимо:

- Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);

- Сообщить о возгорании в пожарную охрану «01»;

- Отключенный  телевизор залейте  водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или  накройте его плотной тканью.

- Если горение  продолжается, то остается  - выбросить телевизор через окно на улицу. Но прежде чем бросить, не забудьте посмотреть вниз.

- Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь .

2. Пожар на балконе (лоджии).

- Позвоните в пожарную охрану.

- Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, стиральным порошком, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.).

- Если огонь набирает силу , то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь.

Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!

- В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.

- Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

3. Дым в подъезде.

- Позвоните в пожарную охрану.

- Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).

- Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.

- Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, попробуйте выбраться  наружу.

- Если, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками.

- Если дым проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате.

- И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.

Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.

4. Пожар в многоэтажном здании.

- Позвоните в пожарную охрану.

- Постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, успокойте находящихся рядом людей.

- Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности, выясните, откуда она исходит, затем спокойно, без паники начинайте двигаться в обратную сторону, направляясь к выходу. 

- Помогайте тем, кто скован страхом и не может двигаться, разговаривайте с ними спокойно и внятно, поддерживайте под руки.

- Не входите туда, где большая концентрация дыма!

- При заполнении помещений, коридоров дымом идите в сторону не задымленной лестницы либо к выходу, но только не к лифту. Пользоваться лифтом во время пожара категорически запрещается.

- Держитесь за стены, поручни, дышите через носовой платок или одежду.

- Если из-за густого дыма, повышенной температуры и огня Вы не можете выйти на лестницу или в коридор, нужно немедленно вернуться обратно, плотно прикрыв за собой дверь следует выйти на балкон, лоджию, плотно прикрыв дверь.

- Захватите с собой намоченное одеяло, ковер, другую плотную ткань, чем Вы сможете накрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы, но такой защиты хватит ненадолго.

- Если внизу под Вами нет огня и в комнате оставаться опасно, то попробуйте спуститься на этаж ниже, используя крепко связанные простыни, шторы, веревки и т. п.

Учитель:

Чтобы избежать беды при пользовании электроприборами,  нужно знать одно очень важное правило. А узнаем мы его после того, как разгадаем кроссворд.

1. Его мы смотрим целый день,

с дивана слезть нам даже лень.

Что это, ребята?                  (Телевизор)

2.  Он хозяйке помогает, пыль в квартире убирает,

У него внутри насос, он зовется …                                     (Пылесос)

3.  Он мальчишкам помогает, проводки для них паяет.

Над железками начальник, называется …                          (Паяльник)

4.  В каждом доме круглый год Дед Мороз у нас живет.

Он отличный морозильник, а зовется …                       (Холодильник)

5. Я поехала на юг и взяла с собой …                                     (Утюг)

6. Испеку гостям я манник, заварит чай электро …       (Чайник)

7. На сцене всегда освещает нас рампа,

А дома нам светит настольная …                                        (Лампа)

8. Он хозяюшку балует, режет овощи, шинкует

Знает много вкусных тайн, это кухонный …                     (Комбайн)

Учитель: Вот оно правило. Ты его знай. Электроприборы всегда …

Все: Выключай!

Давайте  вместе с вами мы вспомним главные правила поведения при пожаре.

– Вызвать пожарных по телефону “01”.

– Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.

– Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.

– Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.

– Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.

– Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.

– Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.

– Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.

Первая помощь при ожогах.

– Наложить чистую марлевую повязку.

– Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “03” и ждать “Скорую помощь”.

Учитель: эти правила помогут вам, если случится беда.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для 3-4 класса по теме «Россия – Родина моя»

Классный час для 3-4 класса по теме «Путешествие в страну прекрасного»

Классный час 4 класс. Символы государства

Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»

Классный час в 4 классе по теме: «Глаза – зеркало души»

Светлана Владимировна Власова # 10 января 2014 в 19:43 0
Данный материал полезен ,т.к. в нем раскрыты основные причины и последствия пожара в доступной для детей форме. Занятие воспитывает чувство ответственности. Спасибо!
Надежда Вячеславовна Кандакова # 9 февраля 2014 в 18:40 0
Даннон занятие разработано методически правильно, соответствует возрасту детей. Ученикам в доступной форме было рассказвно о Прометеи. Педагого дает определение слову ПОЖАР. Ученики окунаются в историю, где вспоминают о создании пожарной части. Все задания очень интересные, поучительные.
Наталья Токаревских # 18 февраля 2014 в 23:30 0
Безопасность детей! Что может быть важнее! Как спасти наших учащихся от непредвиденных бед? Наверное, с помощью таких мероприятий!
Елена Валерьевна Пластинина # 23 февраля 2014 в 11:53 0
Мероприятия по пожарной безопасности проводим часто и в классе и в группе продлённого дня. Каждый раз хочется заинтересовать ребят чем-то новым и интересным. Спасибо за материал! Очень пригодится в работе!!
Наталья Викторовна Щербакова # 25 июня 2014 в 18:35 0
Вот ещё одно мероприятие для пополнения здоровьесберегающей копилки. Спасибо.
Татьяна Александровна Однороженко # 11 июля 2014 в 15:45 0
Спасибо за мероприятие по противопожарной безопасности. Что-то новенькое в моей копилке...
Анна Анатольевна Зиберт # 26 июля 2014 в 04:12 0
Этот материал пригодится каждому. Безопасность детей - это важнее всего. Спасибо!
Дадушина Елена Геннадьевна # 15 октября 2014 в 19:42 0
Спасибо за материал, интересный , полезный.
Лемара Шевкетовна Султанова # 28 октября 2014 в 22:37 0
Использовала в работе с детьми.Результат впечатляет. Спасибо.
Светлана Викторовна Машкова # 19 декабря 2014 в 11:55 0
Интересный материал. А из наглядности - презентацию используете?
Ирина Александровна Щаева # 15 ноября 2015 в 20:23 0
Спасибо за важный и полезный материал.
Валентина Александровна Бикинеева # 14 февраля 2016 в 15:50 0
Спасибо большое! Превосходный классный час - насыщенный, разнообразный. Я думаю детям будет очень интересно. Возьму на заметку!