Цель: развивать познавательную активность; расширять кругозор учащихся.
Оборудование: иллюстрации по теме.
I. Вступительное слово.
II. Мини-лекция «История ложки».
III. Знакомство с народным творчеством.
IV. Обсуждение монолога «Сказ о солдатской ложке».
V. Подведение итогов.
Классный руководитель. Отгадайте загадку. Кто такая? Каши зачерпнет И отправит в рот. (Ложка.)
Правильно! Сегодня речь у нас пойдет о ложке. В конце классного часа мы постараемся ответить на вопрос: почему ложку можно назвать многоликой?
Классный руководитель. Кто первым изобрел ложку, история умалчивает. Известно лишь то, что она имеет почти такой же почтенный возраст, как и древнейшее орудие человека - нож. Еще в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. Позже ложки стали делать из кости. Древние египтяне пользовались бронзовыми ложками, а греки предпочитали серебряные.
В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом, она упоминается в летописи «Повесть временных лет» (XII в.). Речь идет не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: «Запасливый гость без ложки не ходит».
В зависимости от величины, формы, назначения ложки имели разные названия. Откроем словарь В.И. Даля: «Ложка бывает: межеумок, простая русская, широкая; бутырка, бурлацкая, такая же, но толще и грубее; боская, долговатая, тупоносая; полубоская, покруглее той; носатая, остроносая; тонкая, вообще тонкой, чистой отделки». Русские деревянные ложки делали из осины, березы, клена. Столовая ложка из металла в том виде, какой мы ее теперь знаем, появилась в Европе примерно к 1760 г. С тех пор непрерывно совершенствуются материалы и качество изготовления этих приборов. Делали ложки из олова, золота, серебра - кому что по карману.
В 1825 г. немецкий врач Э, Гейтнер открыл в Саксонии фабрику и начал выпускать столовые приборы из аргентана (сплава меди с никелем и цинком). Это был красивый, похожий на серебро материал. И сравнительно дешевый. Спустя несколько лет по всей Европе стали делать столовые приборы из аргентана, который называли по-разному: альфенид, мельхиор... Сегодня за приборами из такого материала закрепилось название «мельхиоровые».
Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, тогда только что открытого и потому дорогого металла, отдаленно похожего на серебро. Позднее алюминиевые ложки стали уделом дешевого общепита. Теперь наиболее популярны ложки из качественной нержавеющей стали, полированные, с тщательно продуманным дизайном, иногда с золотой отделкой некоторых частей.
По русской традиции салат обычно раскладывают большой салатной ложкой. В Европе принято использовать для этого две большие ложки, одна из которых обычная, а другая имеет несколько прорезей для стекания излишков масла, уксуса, лимонного сока. Есть специальные большие ложки для овощей и для соуса, а также ложка для коктейля. Ее длинная полая ручка заменяет соломинку для питья. Головка предназначена для вылавливания фруктов, в ней три отверстия, через которые жидкость попадает в ручку.
Классный руководитель. Ложка стала героиней устного народного творчества. Ей посвящены загадки, пословицы, поговорки, с ней связаны некоторые приметы. (Читает.)
Пословицы и поговорки
• Ложка не кошка, рта не оцарапает.
• Пришлась ложка по рту, да хлебать нечего.
• Один горшок, а много ложек.
• Ложка дегтя в бочке меду.
• Ложкой моря не вычерпаешь.
• Красна ложка едоком, а лошадь ездоком.
Народные приметы
• Ложка, забытая на столе, - к гостю.
• Ложкой в край посуды стучать - к ссоре.
• Две чайные ложки на одном блюдце - к свадьбе.
Загадки о ложке
Маленький черпачок,
Красный колпачок,
Три раза в день берется
И опять на место кладется.
Поцелую, полижу и опять положу.
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
Что за урод: нога и рот,
Ничего не вижу,
Ртом таскаю жижу,
Сама не глотаю, а выливаю.
Классный руководитель. Ложка была верным другом солдату во время войны. Послушайте монолог Ю.М. Погорельского под названием «Сказ о солдатской ложке». (Читает.)
Верст, больших и трудных, тыщи
Прошагал солдат в войну,
И носил за голенищем
Он штуковину одну.
И с великою охотой
Доставал ее, когда
Краткий отдых был у роты,
А еще была еда.
В общем, с нею неразлучен
Был в огне военных лет
И всегда считал, что лучше
И нужнее вещи нет.
И с шутливой речью часто
Обращался воин к ней:
Дескать, друг мой милый, здравствуй,
Похлебай со мною щей!
Уж такое, дескать, наше
Дело ратное с тобой -
После щей да после каши
Снова - в путь и снова - в бой!
Нам с тобою стыть в разведке.
Нам спешить врагу в обход...
На тебе недаром метки
Я свои поставил - вот!
Не от шалости-забавы
Взял да вырезал слова:
Курск, Орел, а вот - Варшава,
А вот здесь у нас - Москва!
От Москвы, как говорится,
Путь пролег для нас один:
Через села да станицы,
Через разные столицы –
На фашистский на Берлин!
А когда мы злому зверю
Кол осиновый вобьем
(А такое будет, верю!).
Возвратимся в отчий дом.
В дом, где мама у окошка
Сына ждет который год...
А тебя я, значит, ложка,
Спрячу бережно в комод.
Чтоб хранилась честь по чести,
Не пылилась, и притом
Завсегда была бы вместе
Ты с солдатским котелком.
Потому как, я считаю,
Ты прошла нелегкий путь.
Так что можешь, золотая,
Взять теперь и отдохнуть!
И нанес на алюминий
Он в последний самый раз
Метку в городе Берлине:
Дескать - точка! Знайте нас!
И пора приходит вроде
Сказ про ложку кончить тут.
Но сейчас ее в комоде
Отыскать - напрасный труд!
Где она?.. Могу поведать,
Потому как не секрет.
Стал давненько воин дедом,
Очень внука любит дед.
Мол, бери ее на счастье,
С ней я шел в огонь атак...
Увидали ложку в части
И сказали парню так:
- Ложка славная, дружище,
Видишь надписи на ней?
Место ей не в голенище,
Есть в полку у нас музей.
В том музее ратной славы
Все, что нам не позабыть,
И положено по праву
Там ей именно и быть!
... И лежит с тех пор в музее
Эта ложка под стеклом,
И склоняются над нею,
Размышляя о былом,
Офицеры и солдаты,
Внуки тех, что в трудный час
Шли в атаку с автоматом,
В голенище ложку спрятав
И громя врагов проклятых
Ради жизни, ради нас!
- Что вы узнали из этого монолога? (Ответы детей.)
- Где носил солдат ложку?
- Скажите, какие вещи попадают в музей?
- О чем могут рассказать надписи, сделанные на ложке?
- Почему солдат называет ложку золотой?
Классный руководитель. Наверное, в каждой семье есть такая вещь, которая передается из поколения в поколение, которая хранит память о ее хозяине.
Каждый день по несколько раз мы пользуемся ложкой, будь то чайная или столовая ложка. Кажется, это такой простой предмет. Сегодня мы с вами узнали его историю.
- Почему мы можем назвать ложку многоликой? (Ответы детей.)
История ложки
На Руси первые серебряные ложки появились за столом киевского князя Владимира Красное Солнышко (X в.). Дружинники будто бы возроптали, что едят деревянными ложками, и князь велел «исковать» для них ложки из серебра. Много позже в домах с достатком всегда держали столовое серебро.
С XVII в., когда в Европе узнали вкус чая, который привозили из Китая, начинается эра чайных ложек. А для кофе понадобились кофейные ложки.
Чуть ли не до XVIII в. ложки держали всей «горстью», а не пальцами, как в наше время. Потому и ручки у них были короткими массивными и несколько закругленными. Протестанты (англичане и немцы) обзаводились наборами из 12 «апостольских» ложек с фигурками Христа и апостолов (на конце ручки) - изображение Иуды, понятно, пропускали.
По традиции серебряную или золотую ложечку дарили (и дарят) новорожденному - «на зубок». Начиная с XVII в. европеец, собираясь на охоту или в путь, непременно брал с собой ложку или набор ложек, обычно в футляре - в то время ни в гостиницах, ни на постоялых дворах на них рассчитывать не приходилось. В дорогу охотнее брали ложки со складной ручкой. Даже в гости приезжали со своей ложкой. «О ложке не проси, всегда с собой ее носи», - предупреждает надпись на польской ложке XVII в.
Как и другие вещи предков, старинные ложки свидетельствуют о предрассудках и страхах своего времени. Например, о боязни отравления, которое, особенно в борьбе за власть или наследство, было не такой уж и редкостью. В попытке уберечься от коварства ложки золотили - верили, что золото обезвреживает яд. Надежным оберегом считали монограммы «IHS» (Иисус Христос) и «Maria». В ручки ложек часто вставляли полудрагоценные камни, будучи уверены, что отравленная пища изменит их цвет и предупредит об опасности. По той же причине ложки для приема лекарств делали из агата. Годились и керамические ложки, но обязательно из глины со святых мест.
Под стать таким ложкам были и сами лекарства: прах с ног египетской мумии, толченые жемчуг и драгоценные камни. К началу XIX в. ложки принимают более удобную форму вытянутой раковины, «обращаясь к устам».
Больше стали использовать сплавы и сталь; наряду с ковкой и литьем применяли и штамповку. Деревянные ложки вытачивали не только вручную, но и на токарных станках. С изобретением гальванопластики (1838 г. - Б.С. Якоби, Россия) столовые приборы сделались наряднее и дешевле.
Очень пригодилась изобретенная в начале XX в. нержавеющая сталь - добавление хрома обеспечило ее стойкость к коррозии. Многим из нас от прабабушек достались красивые мельхиоровые ложки, вилки и ножи - из сплава меди с никелем конца XIX - начала XX в. Изобилие сопровождалось разнообразием: ложки столовые, десертные, для кремов, компотов, соусов, соли, сахара, сахарной пудры, пряностей и пр.
Ложки напоминали едокам о вечных истинах. Вот какие пожелания- поучения вырезали (гравировали) на старинных ложках:
«Не оставляй добродетели ради пожитков».
«Добродетель золоту предпочитай».
«С каждой справой не забывай о славе».
«Жизнь трудная, зато имущество праведное».
Ложка деревянная
В крестьянском быту до 20-х гг. XX в. (а в глубинке и позже) деревянные ложки были основным столовым прибором. Столовых ножей не знали, вилками почти не пользовались. Обычно в деревне ложки резали для себя сами. Семеновский уезд Нижегородской губернии просто кормился ложкарным промыслом, выручавшим многие семьи, особенно в межсезонье. Во второй половине XIX в. здесь красили и лакировали до 3 млн ложек в год. Немало ложкарей трудилось в монастырях.
Самой подходящей древесиной считалась осина: она не коробилась и не растрескивалась, легко резалась. Резали также из березы, клена, липы, самшита, пальмового дерева. Самшит, чтобы лучше резался, пропаривали s чугуне с водой в русской печи, главном крестьянском «агрегате» на все случаи жизни. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло выражение «баклуши бить», т. е. делать самую пустяшную работу (правда, такой она казалась по сравнению с тем, что еще предстояло делать). Из баклуш вручную или на простейшем токарном станке вытачивали заготовку - черпак с «завитой» (фигурной) ручкой (черенком), олифили ее белилами, сваренными на льняном (быстро высыхающем) масле. Просушивали в печи, «перетирали», удаляя неровности, трижды смазывали вареным маслом, снова просушивали - сначала на нарах, потом в печи.
Следующая операция - «лужение»: покрывали заготовку оловянным порошком, снова сушили в печи, затем красили суриком или киноварью. Узор наносили самодельными штампами из шляпного войлока или высушенного гриба-дождевика.
В сильно натопленной печи раскрашенные ложки «прокаливали» еще шесть раз, олифили и снова подсушивали на нарах. На всю работу уходило до пяти суток.
«Мистер Деревянная ложка»
С XIII в. в английском городе Кембридже работает университет (высшее учебное заведение). А в этом университете существовала многовековая традиция «страшного экзамена». Экзамен этот страшил студентов тем, что после него на всю жизнь к человеку могло приклеиться весьма нелестное прозвище. Мы любим давать прозвища другим, но терпеть не можем, когда прозвище пристает к нам.
Экзаменатор сидел перед студентами на высоком трехногом табурете и мог задать любой вопрос, при этом он имел право шутить и даже просто издеваться над студентами. Студенты же обязаны были терпеть и отвечать на вопросы. Тот, кто показывал себя на экзамене лучше всех, получал высшее звание, а с ним и прозвище «старшего спорщика». За ним следовали «второй спорщик», «третий», «четвертый» и т. д. Того же, кто был среди экзаменующихся слабее всех, награждали «почетным» прозвищем «Деревянная ложка».
Образованных людей в то время было немного, каждый был на виду, и «отличия» эти помнились долго. Всю жизнь потом о человеке судили по месту, которое он занял на «страшном экзамене» (может быть, потому и экзамен так назвали).
Об одном говорили: «Это мистер Блэк, старший спорщик такого-то года». О другом: «Мистер Браун, 1 б-й спорщик». А о третьем: «Мистер Ред - Деревянная ложка».
* * *
В разные времена и у разных народов люди ели и вели себя за столом по-разному.
Древние римляне и греки, ведя разговоры о прекрасном, брали пищу руками. Римский поэт Овидий научил их делать это кончиками пальцев и после еды вытирать пальцы о хлеб. Позже в Греции на руки надевали специальные перчатки с жесткими наконечниками. Однако человечество руками ело еще очень долго - до конца первого тысячелетия.
В Китае за столом не пользуются ножом, это считается неприличным. В Японии не используют за обедом ложку. А вот жители некоторых райо
нов Африки пользуются ложкой, но весьма своеобразно: они зачерпывают пищу, например молоко или кашу, ложкой, затем переливают ее в пригоршню левой руки и едят с ладони. В Индии все едят руками, которые после еды обмывают в специальных мисочках, расставленных на столе. А в Южной Америке вместо ложек используют специальные лепешки - тортиль- яс. Их сворачивают кульком и пользуются как ложкой. После обеда такую ложку съедают. Вкусно и очень практично.
Ложка
Места себе не находит Сережка -
Пропала Сережкина
Чайная ложка.
Да не какая-нибудь -
Золоченая.
Ручка у ложки
Двойная, крученая.
Всем домом
Искали пропавшую ложку.
Может, упала
Она за окошко?
Бабушка,
С кухни вернувшись,
Сказала:
- Ложку, наверное,
Кошка слизала.
Куда же Мурлыка
Ее задевала?
... Ложку Сережка
Искать помогал,
Диван вместе с бабушкой
Отодвигал.
Без ложки за чаем
Сережка скучает.
- Скушай, голубчик,
Малины немножко!
Но что это?
Звякнула ложка...
О ложку.
Из банки торчит
Ободок золотой,
Стекает варенье
По ручке витой.
Кто же забыл
Эту ложку в варенье?
На этом кончается
Стихотворенье.
Я. Аким
Классный час на тему Толерантность 4 класс
Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»
Классный час 4 класс. Итоги третьей четверти
Нет комментариев. Ваш будет первым!